Дороги и транспорт мнение Челябинцы требуют казней, или Почему мы не видим плюсов очередной транспортной революции

Челябинцы требуют казней, или Почему мы не видим плюсов очередной транспортной революции

На дороги в Челябинске тратятся миллиарды, но горожане считают, что становится только хуже

Жалобы на пробки и транспортный хаос в последнее время доминируют в обратной связи от читателей 74.RU

Редактор проекта «Авто» Артем Краснов регулярно пишет на тему дорожного строительства и отслеживает обратную связь читателей, которая, по его словам, в этом году стала особенно токсичной. И на это есть причины.

Читатели в гневе. Я всё чаще получаю письма с риторическим вопросом: кто ответит за транспортный хаос в городе? Читатели недовольны пробками и просят посадить кого-нибудь на кол, а лучше на тот оранжевый столбик, которым обособляют трамвайные пути. Они считают, что Челябинск целенаправленно уродуют, лишая его последних достоинств, к коим относилась неплохая приспособленность для автомобилистов. Справедливы ли претензии? Лишь отчасти.

Пример очередного письма на тему

Раньше говорили: не дай бог вам жить в эпоху перемен. А мы как раз в нее живем, и Челябинск переходит от концепции асфальтового мегаполиса для автомобилистов к более модной сейчас идеологии города равных возможностей, где частные машины являются важным, но не единственным способом перемещения. Тенденция разумна, потому что даже сейчас, при относительно низкой (в сравнении с Европой) автомобилизации, Челябинск ощущает перегруз. На днях я заехал на Краснопольский проспект и поразился парковочным гнойникам, наросшим вокруг каждого дома. Впрочем, у меня во дворе немногим лучше.

Я не фотографировал, но обстановка была примерно как на этом скрине Google Maps. Не двор, а базар автомобильный

Дальнейшая автомобилизация не принесет городу счастья, а кроме того, вы видели цены на машины?

Поэтому сама по себе транспортная концепция, зафиксированная в документе с корявым названием КСОДД-2021, не так уж плоха. Она смещает баланс от автомобилей в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего хода, а это давняя боль Челябинска. И если город не готов поставить на себе крест уже сейчас, нужно думать наперед.

А теперь три причины, почему мы, челябинцы, видим больше хаоса, чем положительных изменений. Не только потому, что мы по жизни сварливые. Есть и объективные трудности.

Как вы оцениваете транспортную реформу Челябинска?

Положительно. Идея правильная: надо развивать общественный транспорт
Концепция неплохая, исполнение ужасное
Трудно сказать — нужно дождаться результатов
Резко отрицательно. Это вредительство!

Коммуникационный провал


Власти не умеют объяснить горожанам красоту и грандиозность своих планов, поэтому для нас любое новшество выглядит лишь конвульсивной попыткой залатать очередную дыру.

Самый очевидный пример — ремонт Комсомольского проспекта. Гипертрофированная волна гнева возникла, потому что посреди дорожной глади накатали островки безопасности шириной в две полосы, что выглядело натуральной диверсией. Вместо того чтобы показать схему обновленного проспекта, городские власти целый месяц играли в молчанку, за которую впоследствии поплатился вице-мэр Максим Куляшов.

Комсомольский проспект в конце мая: огромный островок безопасности резко сузил проезжую часть, но для чего это сделано, нам объяснили лишь месяц спустя

И это не исключение. Сейчас автомобилисты возмущаются обособлением трамвайных путей: из-за этого исчезает место для маневра, а в снежную погоду сужается проезжая часть. Когда я слушаю заместителя министра транспорта Александра Егорова о необходимости разогнать челябинский трамвай, соглашаюсь: это не дело, когда он ездит на скорости ишака и его унижает любой «Матиз». Водители трамваев, кстати, аплодируют последним изменениям, включая и ремонт путей на Цвиллинга, и Первой Пятилетки. Но в общественном сознании эти работы существуют в отрыве от общей концепции, и никто толком не понимает, каким будет челябинский трамвай, скажем, в 2024 году. Неудобства чувствуют уже сейчас, а перспективы туманны — отсюда негатив.

Столбики выглядят несерьезными, светоотражающие ленты уже отлетели
Столбики под мостами на въезде в Ленинский район вызвали массу гнева, и в итоге их переставили от края проезжей части в пространство между трамвайными путями

Тратя миллиарды на дорожное строительство, мэрия почему-то не может сделать нормальный набор слайдов или видеоролик, который объяснял бы концепцию нового Челябинска, причем в максимально конкретном ключе. Это осложняет работу и нам, журналистам: попробуйте ради интереса изучить файлы КСОДД-2021, не сломав глаза. А помимо него есть еще новый генплан города, есть идея метротрама и много других инициатив: например, загадочный дублер трассы М-5 от Челябинска до Казани, похожий на прожект.

Плохое исполнение годных замыслов


Хорошими намерениями вымощена дорога в ад, в том числе автомобильный, и в Челябинске это чувствуется в каждой мелочи. По одной из версий, в городе просто не осталось толковых проектировщиков дорог, способных просчитывать ситуацию на пару шагов вперед.

Так, за все годы дорожных революций в Челябинске не научились рисовать прямые автомобильные полосы. На половине перекрестков они идут хитрыми диагоналями, поэтому в Челябинске невозможно просто ехать в полосе: нужно всё время вертеть головой и опасаться машины, которая выскочит внезапно из-под мышки.

Улица Блюхера на пересечении с Дарвина: пару лет назад перекресток с круговым движением здесь превратили в Т-образный, но со схемой движения намудрили
Комсомольский проспект на пересечении с улицей Молодогвардейцев: полосы идут по диагонали

Другой пример — обновленный Комсомольский проспект проектировали под две магистральные полосы, по которым автомобили могут беспрепятственно ехать прямо (повороты и развороты — через дополнительные полосы или карманы). Но хорошую идею зачем-то испохабили перекрестком с Красного Урала, разрешив поворот из левой полосы и тем самым спровоцировав чехарду и пробки.

Стоит ли вспоминать про двухгодичную эпопею с ремонтом дюжины трамвайных переездов? Про аварийный перекресток на Дарвина около нового моста через Троицкий? Про ремонт трамвайных путей второпях под Новый год?

Настилы из плиток, уложенные в этом году, развалились через три месяца. Власти сослались на ошибки рабочих и заставили их ремонтировать по гарантии, но на самом деле плитка пошла волной у всех трех подрядчиков, что занимались ремонтом переездов в последние два года. Может быть, дело не в них, а в самом техзадании, ведь такая плитка на щебеночном основании под нагрузкой не живет?

Недавно на проспекте Победы появились адаптивные светофоры — те самые, с загадочной зеленой кнопкой для пешеходов. Идея выглядит классной и современной, но почему-то после активации светофоров проспект и окружающие улицы встали в нетипичных пробках и коснулось это даже трамваев, которым вроде бы обеспечили зеленую волну. Будем надеяться, что это трудности переходного периода.

Светофоры с кнопкой будут учитывать реальную дорожную обстановку
Новые светофоры на пересечении Победы и Молодогвардейцев спровоцировали пробки, и дополнительные секции их закрыли после шквала жалоб

Когда транспортный цех отстает


Новая концепция состоит из двух пластов: с одной стороны, власти хотят поджать автомобилистов, с другой — предоставить им альтернативу в виде скоростного общественного транспорта. Но первая задача сильно опережает вторую и получается как в песне: ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал.

Выделенки оправданы, когда есть техника, способная использовать их преимущество. Пока же средний автомобилист видит все те же дрифтующие трамваи, понурые троллейбусы и надоевшие маршрутки, а отсюда резонный вопрос — ну, и какую альтернативу вы предложили взамен придушенным дорогам?

Выделенная полоса на Комсомольском проспекте. Маршрутки всё равно создают толкучку и едут широким фронтом. Не логичнее ли было синхронизировать появление выделенных полос и хороших автобусов на них?

На самом деле прогресс есть: автобусный парк Челябинска постепенно обновляется, и в этом году, например, на эти цели потрачено 1,3 миллиарда. Развитием троллейбусов займется компания миллиардера Пумпянского, запланирован масштабный апгрейд трамваев.

В теории, эффект должен проявиться в ближайшие годы. Но если количество не успеет перейти в качество, Челябинск рискует из двух зол выбрать оба, когда любое перемещение по нему будет вызывать лишь зубовный скрежет и мысли, как оно было при Юревиче. Я лично надеюсь, что мы успеем достичь той «несгораемой суммы», после которой возврат к маршруточной проказе 90-х будет уже немыслим.

Скепсиса добавляет и увлеченность властей спорной идеей метротрама, который якобы заработает уже через три года. Проект выглядит дорогим и громоздким, а главное, морально устаревшим, потому что подземные ветки метротрама проходят совсем не там, где городу грозит транспортное удушье.

На этом слайде мы изобразили карту метротрама (желтыми линиями) и наиболее проблемные направления Челябинска (красные линии), которые ведут к новыми микрорайонам

Челябинск меняется, и само по себе это хорошо, а трудности переходного периода бывают всегда. Главный вопрос лишь в том, приведет ли это к зримым изменениям или опять пошуршат и бросят. Но если хотите моего финального мнения, то в этом вопросе я сдержанный оптимист. А вы?

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления