RU74
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Челябинске

Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

5 м/c,

зап.

730мм 80%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Дороги и транспорт Водителей заставят платить за километры

Водителей заставят платить за километры

В России могут появиться платные дороги без дублирующих трасс, свободных от мзды. Эту дискуссионную тему развил первый вице-премьер Игорь Шувалов. В правительстве считают, что нынешний закон, который в обязательном порядке предписывает бесплатные дублеры,

В России могут появиться платные дороги без дублирующих трасс, свободных от мзды. Эту дискуссионную тему развил первый вице-премьер Игорь Шувалов на открытии Тихоокеанского экономического конгресса 9 сентября. Это заявление всколыхнуло интернет-сообщество – водители возмущены подобными перспективами. В правительстве считают, что нынешний закон, который в обязательном порядке предписывает бесплатные дублеры, не дает привлекать частные инвестиции в строительство дорог. И особенно это бьет по регионам, где ощущается нехватка бюджетного финансирования отрасли. Эксперты считают, что в Челябинской области платные дороги и с альтернативными объездами не приживутся в массах – автомобилистам и так приходится жить в ворохе всяческих налогов, страховок, растущих топливных цен и прочих растратах. Кроме того, общественники считают, что областная дорожная инфраструктура не имеет приличных альтернатив: есть основные дороги и есть убитые траншеи. Даже если и найдутся более менее приличные дублеры, то их перестанут финансировать, доведут до разрухи, чтобы народ перекочевал на платную магистраль. В свою очередь, областники в ближайшее время не намерены внедрять платные автодороги, но чем черт не шутит – в свое время в Челябинской области разрабатывались пилотные варианты платных магистралей.

Сейчас в России насчитывается несколько платных участков – на федеральной трассе М-4 «Дон», на автомагистрали Алтай–Кузбасс, мост через реку Обь в Барнауле и еще несколько участков на региональных трассах. И статистика пользования ими впечатляет. К примеру, платный отрезок «Дона», по данным «Росавтодора», предпочитают 70% автомобилистов. Стоимость проезда здесь колеблется от 50 до 220 рублей в зависимости от категории транспорта.

Платные дороги могли появиться и на Южном Урале. Лет шесть назад как варианты рассматривались участки от Градского Прииска до Увильдов, а также отрезок М5 в районе Мисяша. Исходили из популярных курортных направлений, плюс неплохого состояния полотна и наличия дублирующих дорог. Организовать платные магистрали хотели по тем же причинам, что и сейчас – из-за нехватки бюджетных средств. Но в итоге посчитали: окупаться трасса не будет, а ее содержание влетит в копейку.

Вообще, чтобы дорога окупилась, интенсивность потока не должна быть меньше 20 тысяч машин в сутки. Только тогда от нее будет какой-то выстрел.

Что вообще в идеале должны представлять из себя платные трассы? В Европе это многополосные магистрали: как минимум с двумя полосами в каждом направлении, без пересечений с другими направлениями на одном уровне, без светофоров. Они обеспечивают свободное движение транспорта без всяких заторов на уровне 100 км/час. Разметка, ограждения освещения, указатели – само собой. Плюс инфраструктура с АЗС, коммуникациями, местами отдыха и так далее. Но и за границей у таких дорог всегда есть альтернативы.

В России идут по другому пути: чтобы возместить нехватку средств на дороги, пытаются собрать дополнительные деньги с тех, кто этими благами пользуется.

«На мой взгляд, в области платные дороги и с альтернативными путями не приживутся, не то что без объездов, – считает председатель областного координационного совета «Свободы выбора» Алексей Бруй. – Во-первых, мы и так платим большие налоги, а во-вторых, что из себя будет представлять эта альтернативная дорога? Грунтовка? Или разбитая асфальтированная дорога, на которую в итоге не будут выделяться бюджетные средства, а значит и ремонтироваться она не будет? Может, ее и включат в план, но на какой-нибудь 2020 год – а пока люди перекочуют с этого пути на платную магистраль. И вообще, мне непонятна логика. Сначала дорогу отстроили на бюджетные средства, на деньги налогоплательщиков, а потом с этих же людей хотят еще раз собрать оплату за проезд. Если бы какая-то компания построила альтернативную трассу М5 за свой счет, а потом отбивала расходы платными услугами, то понятно. Я бы и сам ездил по этой платной дороге, красивой и скоростной, чем по забитой фурами двухполоске «Урала». Наши власти привыкли ссылаться на Европу, ну так у них есть огромное количество альтернативных дорог в отличном состоянии, да и сами платные автобаны такие, что понимаешь, куда отдаешь деньги. Разве у нас такое возможно? Мне кажется, нужно не искать новые средства пополнения бюджета за счет людей, а оптимизировать расходы».

В мае этого года в Госдуму вносилось предложение о том, что государственные дороги не должны становиться платными. Такой статус могут получать магистрали, построенные на деньги инвесторов – как раз то, о чем и говорит общественник. Но инициатива так и осталась хорошей идеей, поскольку в стране просто нет инвесторов, которые бы полностью взяли на себя прокладку новой трассы и ее обслуживание без господдержки.

«Я думаю, что, если есть деньги у людей, они поедут по платным участкам, в других же регионах пользуются ими, – говорит координатор «ФАР-Миасс» Валерий Демочкин. – Но это не для масс – зарплаты небольшие у людей, налоги, страховки и так требуют немалых средств, поэтому основной поток все равно останется на бесплатных дорогах. Другой вопрос в качестве этих альтернативных путей и их протяженности. Насколько я знаю, они не должны превышать протяженность платной дороги более, чем в три раза. Но ведь могут вроде и оставить объездной путь, но очень длинный: захочешь быстрее проехать – заплатишь. Я в последний раз общался с замом губернатора области, он заверил, что областных платных дорог не будет. Но ведь у нас есть еще и федеральные трассы – кто знает, что решат с ними. Да и под вопросом само качество этих платных трасс. Даже взять дорогу в Сколково, пусть не платную, но в центр инноваций: в прошлом году ее построили, а весной она уже требовала ремонта, вся пошла трещинами».

В Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области подтверждают, что появление платных участков на Южном Урале не планируется: «Вопрос прорабатывался, всесторонне изучался, внедрение такого опыта возможно в будущем, но в ближайшее время планов нет», – говорит пресс-секретарь областного минстроя Елена Гурова.

Однако общественники с настороженностью относятся к любым заявлениям в верхах и не исключают, что и в наш регион придут платные дороги: «У нас как бывает, что-то обсуждается на верхах, а потом это внезапно воплощается в реальность. Я не исключаю, что и с платными дорогами так же произойдет – не случайно сейчас так активно вкладываются деньги в дорожное строительство региона, – говорит сопредседатель регионального отделения движения «Солидарность» Валерия Приходкина. – Сейчас построят, потом будут на них зарабатывать. Как, например, можно сделать платной трассу М5 – это же наше основное транспортное сообщение, у которое нет дублеров. Как единственную дорогу можно делать платной? А чтобы построить ей альтернативу, нам полбюджета страны понадобится. Для начала хоть бы саму «федералку» привели в нормальное состояние. Да и у нас в принципе нет альтернативных дорог: чуть от трассы свернешь – дорога, как после бомбежки».

Итак, у платных дорог должна оставаться альтернатива – к такому выводу приходят эксперты. Причем она должна существовать не номинально, а в таком виде, чтобы по ней можно было проехать без особого дискомфорта. Платные дороги дают преимущества, а не заменяют свободные для перемещения трассы, в конце концов, это нарушает пункт конституции о беспрепятственном передвижении.

Пока эта безальтернативная тема муссируется, утверждена программа деятельности «Автодора»: компания до 2015 года должна построить 537 км новых дорог и еще тысячу отремонтировать. В последствии за проезд по этим участкам с водителей будут брать мзду.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления