Спорт Леонид Одер, министр спорта Челябинской области: «Расходы на массовый и детско-юношеский спорт выросли в 2,5 раза»

Леонид Одер, министр спорта Челябинской области: «Расходы на массовый и детско-юношеский спорт выросли в 2,5 раза»

Сколько южноуральцев охватит массовый спорт к 2017 году? Как идет подготовка к крупным международным состязаниям в Челябинске? Какое будущее ждет «Трактор» и в чем секрет успеха возрожденного баскетбольного «Динамо»? Когда завершится реконструкция стадиона «Центральный»? Кто будет сдавать нормы ГТО и где построят новые ФОКи? Об этом в интервью Chelyabinsk.ru рассказал министр физической культуры, спорта и туризма Челябинской области Леонид Одер.

– На защите стратегии минспорта до 2017 года перед губернатором вы объявили, что выполнить план по количеству регулярно занимающихся спортом южноуральцев не получится. Что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию?

– В контексте стратегии развития области я доложил губернатору, что есть определенные индикативные показатели, по которым оценивается отрасль. Один из главных – количество регулярно занимающихся спортом людей – не менее трех раз в неделю, самостоятельно или под чьим-либо руководством. Таких у нас пока 26%, в следующем году необходимо 30%, а еще через пять лет – вообще 40%. Чтобы увеличить этот показатель, нужна мощная пропаганда, но это не самая финансово емкая вещь. И народ, слава богу, пошел! Но этого мало. Есть еще два важных условия. Во-первых, материальная база – начиная от простых площадок во дворах и заканчивая спорткомплексами. И наконец: если люди решили заниматься физкультурой и массовым спортом, то им должен помочь какой-либо организатор-специалист.

Когда мы все эти годы финансировали профессиональные команды, индикатив не рос. Сейчас губернатор принял решение, что клубы не должны «висеть» на бюджете, а обязаны зарабатывать и привлекать инвесторов, а освободившиеся деньги мы запускаем на поддержку массового спорта, развитие спортшкол и инфраструктуры, комплекса ГТО.

Сейчас в спортивной сфере Южного Урала около 10 тысяч человек, а тех, кто реально с людьми работают – инструкторы, тренеры, – около 2700. Нужно как минимум еще тысячу специалистов. Кадры у нас готовят три вуза и несколько колледжей, они дают 600 человек ежегодно. Но финансирования нет, и они уходят в другие отрасли.

– А чем, по-вашему, так важен именно массовый спорт?

– К слову, сегодня на аппаратке у Евгения Редина (заместителя губернатора Челябинской области. – Прим. автора) министр здравоохранения отметил, насколько сейчас затратно лечиться. Ребята, не болейте – это колоссально дорого! А чтобы до этого не доводить, нужно заниматься своим здоровьем. Это дешевле, и отдачи больше.

Спорт, в отличие от физкультуры, имеет элемент состязательности. Но соревноваться в массовом спорте можно класс на класс, далее – между школами и вузами. Там нет задачи достижения высоких показателей, важно только понять, на каком уровне ты находишься по отношению к другим.

То же касается комплекса ГТО: люди захотят себя проверить, пройти специальные тесты. Чтобы их выполнить, ты должен потренироваться, поотжиматься, на гибкость упражнения поделать, а потом пойти и сдать нормы. И можно так делать каждый год. Сам себя подстегиваю это делать, чтобы быть здоровым.

– Заявленный в ходе доклада губернатору акцент на массовый спорт уже отразился на работе вашего ведомства?

– Расходы на массовый и детско-юношеский спорт выросли в два с половиной раза. В течение всего лета мы несколько раз встречались с главой региона и по полтора часа разговаривали тет-а-тет. Не так просто убедить человека – промышленника, менеджера – ему и другие в уши дуют и плачут! Медики «заплачут», и у них каждая слеза на несколько миллиардов, а я «заплачу» на две копейки. Но когда Борис Александрович начал понимать, что совсем другими деньгами можно поднять уровень жизни населения, то принял нашу концепцию. Но потом нам дали проект бюджета, где деньги были предусмотрены только на «Трактор» и немножко на спорт инвалидов. Встал вопрос: «А где спорт?» А спорта нет. Я говорю: «Здрасьте... Так дела не делаются! В понимании финансистов это не приоритетная стезя. Но губернатор в результате нашей защиты бюджета принял кардинально другое решение и поддержал то, что представили мы – финансирование спортшкол, ГТО, календаря соревнований, вузовского и школьного спорта, а также подготовка спортрезерва – это тоже нужно сейчас, иначе в Рио-де-Жанейро (столица Олимпиады-2016. – Прим. автора) делать будет нечего. Помогать за два года надо, а не за два месяца.

Деньги нельзя вкладывать бездумно. Нужны точки роста, важно знать, какие и где комплексы строить, учитывать традиции территорий. В Челябинске хоть 15 катков поставь, и все равно будет нехватка льда. А в Варне, допустим, кто будет заниматься хоккеем? Где-то лучше бассейн, где-то – горнолыжная трасса и так далее.

– Акцент на массовом спорте не скажется на наших медальных перспективах на крупных состязаниях?
Мы не уменьшили ни на рубль финансирование центров олимпийской подготовки. Кроме того, губернатор поддержал нас в вопросе создания резервного фонда для кандидатов на поездку на Игры в Рио-де-Жанейро 2016 года. Мы будем вкладываться не в профессиональный спорт, а в спорт высших достижений, где южноуральцы, будут отстаивать честь нашей страны.

– Как идет подготовка к чемпионат Европы по конькобежному спорту и чемпионату мира по тхэквондо?

– Динамично, особенно применительно к первому. Создан оргкомитет при областном правительстве, кроме того, две рабочие группы: одна – при федерации конькобежного спорта и вторая – коммерческая фирма, которая помогала организовывать Кубок мира 2011 года. Через них сейчас проводим финансирование. Еще работает штаб на всероссийском уровне. На этой неделе будем собирать всех силовиков по вопросам безопасности и медиков.

– Как вам выступление «Трактора» в этом сезоне? Следите за игрой команды?

– Игра блеклая. За такие деньги нужно не отрабатывать на площадке, а играть. Деньги огромные, и к ним быстро привыкают. Областное бюджетное финансирование для клуба в следующем году будет на треть меньше. В этом году «Металлургу» было выделено 200 миллионов рублей, «Трактору» – 916 миллионов. На следующий год планируется 100 миллионов для «Магнитки» и 600 миллионов для «Трактора». Губернатор берет на себя дополнительные обязательства по поиску инвесторов челябинцам. Магнитогорск такие вопросы не задает, их финансирует ММК. А «Трактор» – городская команда. Почему муниципалитет не вкладывается, почему меценаты не идут? Почему все держится только на областной казне? Ведь мы снимаем эти деньги со всего регионального спорта.

– А применительно к возрожденному баскетбольному клубу «Динамо» какова ваша позиция?

– С «Динамо» то же самое. Я всегда говорил и говорю: все, что касается профессиональных команд, это совсем другая история и другие деньги. Если у клуба нет внебюджетных доходов, то он обречен. Мне задавали вопрос: почему у тренеров ДЮСШ такая зарплата и у членов сборной такой уровень содержания, а у футболистов и хоккеистов, которые даже рядом не стоят, – Чистов (капитан «Трактора». – Прим. автора) ведь даже в сборную не входит – такая зарплата? Потому, что это профессиональная лига, здесь такие правила игры. Но у бюджета другие рамки и законы, и мы не имеем право тратиться так на них. Хочешь играть в своей лиге и получать зарплату, хоть ты ей и не соответствуешь, значит, пусть клуб находит деньги. Ищите любителей и меценатов, чтобы люди ломились на трибуны. (У министра звонит телефон, он ненадолго прерывается и возвращается к разговору.) Вот, нашли возможность для «Металлурга» в следующем году выделить не сто, а двести миллионов. Но это сути не меняет.

– Какова судьба Центрального стадиона, который может принять команду – участницу чемпионата мира по футболу 2018 года?

– Нас включили в список тренировочных полей, должен выйти приказ Минспорта РФ о распределении средств. Как только мы в этом списке окажемся официально, то займемся проектными работами. Пока – предварительно – мы в списке. Но я прагматичный человек и думаю, что вылететь из него всегда возможно. Все время созваниваюсь с Москвой, чтобы оставаться в курсе. Но мы не ждем приказов, а сами уже готовим технические задания.

– Не так давно прошла информация о проблемах с концессионными соглашениями, по которым в Челябинской области будут строить шесть спортивных объектов...

– Задержки по концессии идут в Челябинске и Верхнеуральске. Они касаются стадиона «Центральный», потому что решение нужно было провести через гордуму, а она сейчас нового созыва. Другое дело, что объект состоит из 11 частей, на на них соответственно 11 «зеленок», но этот вопрос уже решен. Мы не можем начать работу, пока не решим проблемы во всех городах. Процесс новый, практики мало, все боятся... Нормативная база по стране в целом слабая, приходится обходить препятствия. Но мы идем в нужном направлении и берем на себя ответственность, не сидим и не ждем.

– Определены ли уже конкретные точки для семи ФОКов, о строительстве которых говорилось после визита в Челябинск министра спорта Мутко ?

– Пока определились с участками для пяти из них и с тем, что собственно будем строить. Это игровые залы и бассейны. Сейчас в городском управлении спорта выбирают проекты. Дело в том, что федеральный бюджет может финансировать только объекты по типовым проектам – никакой самодеятельности. До 1 июля мы должны выкупить их, подать заявку на строительство и найти источники софинансирования.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления