Во время хоккейных баталий из-под коньков отлетают куски снега
Во время хоккейных баталий из-под коньков отлетают куски снега

— Во время тренировки или игры хоккеисты сильно изрезают лёд. Особенно глубокие борозды получаются во время виражей — то есть чем красивей игра, тем безобразней после неё поверхность, — рассказывает заливщик арены «Трактор» Александр Мошнин, осматривая лёд перед началом работы. — Порой от коньков остаются глубокие борозды, что машиной не восстановить — приходится вручную латать их мокрым снегом, а уже потом заливать.

Рабочий день заливщиков зависит от расписания игр и тренировок. Чтобы обновить верхний слой льда без спешки, нужно около полутора часов. Поэтому порой приходится приезжать на арену к семи утра. Работу можно сделать и быстрее, но потом всю игру приходится волноваться за полученный результат.

Как заливают лёд на арене «Трактор»

 

Сначала в бой с выбоинами идёт бортоподрезная машина, которая с ювелирной точностью убирает неровности вдоль бортов. Ледозаливочных машины две, но вторая обычно задействуется в перерывах во время матча — для скорости.

Чтобы сесть за руль заливочной машины, нужны права категории С
Чтобы сесть за руль заливочной машины, нужны права категории С

— Машина оборудована ножом во всю ширину, который срезает верхний слой льда сантиметр-полтора. На него подаётся холодная вода, и он превращается в снег, который «заклёвывает» зарезы. Позади машины установлено «полотенце», на которое подаётся горячая вода — так лучше плавятся все шероховатости, — рассказали заливщики.

Машина полноприводная с шипованными колёсами, чтобы не забуксовать на льду
Машина полноприводная с шипованными колёсами, чтобы не забуксовать на льду

Во время матча болельщики, особенно мужчины, обращают внимание на девушек-фигуристок на коньках, выезжающих на лёд с совками во время пауз. Их задача не только скрасить брутальность матча своей красотой, но и убрать «сугробы» вдоль бортов и возле ворот. 

— По регламенту девушки выходят дважды в первом и втором периодах, один раз в третьем. С этого сезона ещё и перед овертаймом, — рассказывает начальник отдела ремонта и обслуживания ЛА «Трактор» Сергей Келлерман.

На арене работают четыре фигуристки-уборщицы
На арене работают четыре фигуристки-уборщицы

Лёд в арене «Трактор» имени Валерия Белоусова заливают несколько раз в год. Обязательно — в преддверии нового сезона КХЛ, приходится топить, а потом снова наваривать лёд из-за проведения нехоккейных мероприятий, например, боксёрских турниров. Обновят покрытие и к чемпионату мира U-18 по хоккею, поскольку на нём будут использовать другие логотипы и рекламу.

Когда происходит заливка льда с нуля, задействуют целый ряд специалистов, отвечающих за холодильное оборудование и даже вентиляцию.

Девушки не оставляют равнодушными даже хоккеистов
Девушки не оставляют равнодушными даже хоккеистов

«Холодное сердце» арены — бетонная плита, внутри которой, как в холодильнике, проходят трубки с охлаждающей жидкостью температурой около 14 градусов (кстати, когда нужно растопить лёд, по трубкам пускают тепло). Когда она промёрзнет до нужной температуры, на неё начинают постепенно наваривать базовый слой.

Раньше лёд красили, а затем снова заливали, но с этого сезона для удобства окрасили саму бетонную плиту. Затем на лёд накладывается реклама из перфорированной ткани и проливается водой из обычного шланга, чтобы не «всплыла» во время заливки машиной. Как оформляется лёд, вспоминаем в нашем репортаже с подготовки арены к чемпионату по фигурному катанию.

— Для льда используется обычная вода, пропущенная через угольный фильтр, очищающий её от хлорки. Раньше использовали химочистку, которая убирала все примеси, но хоккеисты начали жаловаться, что лёд крошится, — объясняет заливщик Виктор Бубнов.

Лёд из горячей воды: рассказываем, как работают заливщики челябинской арены «Трактор»

На наш вопрос о том, как ледозаливщики празднуют свой профессиональный праздник, они признаются — узнали о нём, лишь когда готовились к этому репортажу.

— Наша профессия не распространённая. Я не слышал, чтобы были учреждения, которые готовят заливщиков. У нас раньше в трудовой было написано «водитель ледоуборочного комбайна», — улыбается Александр Мошнин. — Принимаем водителей категории С и обучаем на месте. Многие из нас работают с момента запуска арены, а до этого трудились в «Юности».