Политика Челябинская власть: назад в будущее

Челябинская власть: назад в будущее

Чуть более недели остается до завершения преобразований в структуре управления Челябинском. На ближайшем заседании городской думы будет выбран сити-менеджер и глава города с новыми полномочиями...

Чуть более недели остается до завершения преобразований в структуре управления Челябинском. На ближайшем заседании городской думы будет выбран сити-менеджер и глава города с новыми полномочиями. Кто займет эти должности? С какой целью был изменен Устав города? Не становится ли основной городской закон заложником сиюминутных обстоятельств? Чего ждать горожанам в связи с этими изменениями? Ответы на все эти вопросы – в материале Chelyabinsk.ru.

Кто возглавит город?

Изменения в Устав Челябинска были приняты единогласно депутатами городской думы 13 мая. Уже к утру следующего дня документ прошел проверку Минюста России, был официально опубликован, а значит, вступил в законную силу. Поправки изменили структуру управления городом: главой Челябинска будет одновременно являться председатель гордумы, он будет выполнять и представительские функции. Кроме того, вводится отдельная штатная единица – глава администрации (или «сити-менеджер»), который будет наниматься для решения хозяйственных вопросов.

4 июня состоится заседание городской думы, на котором депутаты выберут главу Челябинска из своего состава, а специальная конкурсная комиссия вынесет решение о том, кто из числа кандидатов, подавших заявку, более других достоин стать сити-менеджером.

Итак, кто же займет эти два поста? Интрига в этом вопросе почти исчезла еще с момента появления первой информации об планируемых изменениях в Уставе города в начале апреля. Главой администрации, или сити-менеджером, по всей вероятности, станет бывший первый вице-мэр, а ныне исполняющий обязанности главы Челябинска Сергей Давыдов. В настоящий момент он единственный, кто подал свою заявку на конкурс по замещению должности сити-менеджера. В комиссию, которая будет отбирать кандидатов на этот пост вошли шесть депутатов городской думы (Александр Вышегородцев, Александр Букреев, Егор Ковальчук, Олег Маханьков, Михаил Вербитский, Александр Мотовилов), и трое депутатов ЗСО, рекомендованных губернатором и утвержденных Законодательным собранием области (Дмитрий Мешков, Равиль Габбасов и Иван Иоголевич).

Впрочем, этот момент только формальность. Большинство экспертов, опрошенных нами, уверены, что бороться за эту должность с Сергеем Давыдовым может только конкурент, преследующий любые иные цели, кроме победы. Например, соискатель, который испытывает желание мгновенно прославиться. «Мне кажется, только Василий Середонин может попытаться выдвинуться, – пошутил депутат городской думы, председатель комиссии по местному самоуправлению Алексей Севастьянов. – Хотя ему нет еще 35 лет...»

По поводу будущего главы города, интрига, если и существует, то также, скорее, надуманная. Самый вероятный кандидат, нынешний председатель гордумы Борис Видгоф о своей готовности побороться за этот пост заявил еще 13 мая, в день принятия поправок в Устав. Опрошенные нами депутаты, единодушны в том, что альтернативы ему нет. Могут появиться и другие кандидаты, но только для создания эффекта некой соревновательности. Возможно, ими станут депутаты «старой когорты», которые работают в гордуме уже не первый срок.

Борис Видгоф готов
стать главой Челябинска

«Я не думаю, что все окончательно решено внутри элит Челябинска и области, – считает политолог Александр Подопригора. – Я знаю, что кандидаты все еще разные рассматриваются. И фамилия Мошарова, и фамилия Ковальчука, и еще нескольких людей звучат наравне с фамилией Давыдова. Когда процедура предельно закрытая, непубличная и непрозрачная – там может быть все что угодно. Кто с большими аргументами к губернатору придет, тот и станет главой администрации. Кроме личного решения Юревича, ничто не определяет кандидатуру на этот пост, потому что, по сути дела, это человек назначается комиссией, подконтрольной губернатору. По главе города депутаты тоже будут подчиняться выбору Юревича. А если решение зависит от одного человека, то все может измениться даже в самый последний момент».

С ним согласен сопредседатель аналитической группы «СоPRано» Артем Перехрист: «Окончательное решение еще не принято, – считает он. – Но думаю, что сложившуюся систему взаимоотношений никто не будет ломать, вряд ли кто-то пойдет сейчас против воли губернатора. Никаких сюрпризов не будет».

Цена вопроса, или Зачем поменяли Устав?

Главной причиной изменения системы управления Челябинском называется «политический форс-мажор»: Михаил Юревич всего год назад выиграл выборы мэра, и, когда был назначен Дмитрием Медведевым на должность губернатора, постарался сохранить преемственность власти, чтобы, если не ему, то хотя бы его команде удалось реализовать до конца предвыборную программу по развитию Челябинска.

«Мы уже видим, насколько качественнее, эффективнее и быстрее решаются проблемы города с руководством области. – отметил главный плюс принятых поправок в Устав председатель городской думы Борис Видгоф.

«Что мешает кому-то из команды идти на выборы честно, открыто, как преемнику Михаила Юревича, как тому, кто будет реализовывать его программу, – задается вопросом Александр Подопригора. – Ведь все равно речь идет о том, что управлять городом будет новый человек. Так пусть он покажется людям, докажет свою состоятельность в качестве главы, ведь не с Юревича будут спрашивать горожане, а с него. Я не вижу тут никакой логики в обосновании отмены прямых выборов. Это все равно что в момент, когда Ельцин сделал преемником Путина, отменили бы выборы. Сказали бы: за Бориса Николаевича же голосовали, чего еще нужно?».

Причина отмены прямых всенародных выборов по мнению лидера региональной ЛДПР, депутата ЗСО Олега Голикова довольно проста. Это желание перестраховаться от возможных неудачных результатов: «Партия «Единная Россия» теряет свой электорат, теряет свои очки, которые когда-то заработала, – считает он. – Далеко не факт, что не было бы достойных оппозиционных кандидатов, если бы выборы осенью все-таки были. Вот поэтому и начинаются такие мероприятия с законами».

Главным «ударным» аргументом сторонников преобразований является упоминание того, что внеочередные выборы заставили бы городскую казну довольно значительно потратиться. Борис Видгоф назвал цифру минимум в 35 миллионов рублей, а некоторые эксперты и того больше – 40 миллионов «с хвостиком». На выборы депутатов городской думы и главы города в марте 2009 года бюджет Челябинска потратил 34 миллиона 536 тысяч рублей. Несмотря на то, что теперь проводились бы только выборы мэра, всерьез сэкономить получилось бы только на печати бюллетеней для голосования депутатов (на них в 2009-м было потрачено около 430 тысяч рублей). Но при этом нужно было ровно столько же участковых и избирательных комиссий, столько же сотрудников и такое же количество трудочасов. А поскольку зарпла

та работников избиркома составляет 70% от всех расходов на выборы, то сумма вряд ли бы изменилась в меньшую сторону. Скорее, наоборот – выросла бы, учитывая что прошел уже год и не только подросла зарплата, но подорожали ГСМ, расходники для офисной техники, типографские и рекламные услуги...

Но остановимся на экспертных 40 миллионах рублей. Для сравнения: вместо выборов город может построить как минимум пять современных футбольных полей с искусственным покрытием, подобно тому, что был уложен недавно на Центральном стадионе (7,3 миллиона). Или приобрести примерно 35 однокомнатных квартир площадью 33 квадратных метра для некоторых социально-незащищенных категорий челябинцев. Или, к примеру, 40 миллионов 617 тысяч рублей составили в 2009 году расходы городской казны на ежеквартальную денежную выплату на оплату проезда ветеранов.

«Экономия – это, конечно, хорошо, – подчеркивает Олег Голиков. – Но тогда пусть «Единая Россия» или губернатор предложат Москве законодательную инициативу по отмене вообще всех выборов. Тогда страна сэкономит очень серьезно. Не надо затыкать рот избирателям, если они должны пойти проголосовать, то пусть пройдут и проголосуют. Это нарушение права избираться и быть избранными. Это возврат к тоталитаризму».

Однако, по словам Алексея Севастьянова, бюджетные траты не самое главное: «Вспомните прошлые выборы главы Челябинска. Все только и занимались политикой, но не занимались делом: учителя, родители, ЖЭКи, предприятия, агитаторы. И оба будущих руководителя города должны заниматься только этим. При этом нужно учитывать, что кадровый потенциал мэрии, вопреки всем заверениям немного подкошен переходом части команды в областную администрацию. Все это контролировать – целая проблема на самом деле».

Борис Видгоф также считает, что необходимо заниматься сейчас строительством транспортных развязок и дорог, подготовкой школ к учебному году и проблемами ЖКХ: «Но мы можем, конечно, все эти проблемы отложить и заняться выборами... А что важнее горожанам? – спрашивает он. – Я спрашивал в праздники, когда много встречался с ветеранами, как они относятся ко всем этим изменениям. Они отвечают примерно одинаково: вы, главное, сделайте, чтобы город развивался, чтоб нам и нашим внукам жилось лучше».

Однако Александр Подопригора называет нежелание тратить время и не только бюджетные, но, главное, личные деньги на предвыборную кампанию всего лишь «издержками бизнеса», на которые не хочет идти правящая элита, которая уже по сути разделила эти должности, «притянув за уши все законодательный нормы».

Артем Перехрист считает, что в целом изменения вполне понятные и адекватные: «Сейчас совсем не до того, чтобы выбирать главу города и пытаться что-то ломать. Город был бы без хозяина полгода. Просто непонятн, для чего эти выборы устраивать. Кто-нибудь из поборников демократических прав посчитал, сколько на них бы была явка? Явно невысокая, просто потому что каждые полгода заставлять людей ходить на выборы – это чересчур».

Закон, форс-мажор и кредит доверия

Несмотря на то, что Устав уже принят городской думой и процесс выбора главы города и сити-менеджера вовсю идет, комитет защиты прямых выборов, объединивший несколько общественных объединений, политиков и частных лиц, не считает вопрос окончательно закрытым. Кроме обращений к президенту, генеральному прокурору РФ в планах комитета – оспорить поправки в суде. Прокуратура Челябинской области уже вынесла свой вердикт – изменения Устава не противоречат существующему законодательству, но судебные разбирательства могут занять довольно продолжительное время. Трудно представить, в какой правовой хаос может превратиться отмена принятых поправок в Устав Челябинска, а значит, и отстранение от должностей главы города и сити-менеджера, скажем, через полгода или год.

Кроме того, многие депутаты городской думы подчеркивают, что в 2014 году, когда их полномочия будут подходить к концу, Устав претерпит обратные изменения: прямые всенародные выборы мэра будут возвращены.

Напомним и то, что еще в 2006 году сити-менеджер у Челябинска должен был появиться, но Михаил Юревич изменил Устав, который был написан командой Вячеслава Тарасова, мотивируя это тем, что город выбирал мэра, а получит «свадебного генерала». Все это заставляет задуматься о том, что все-таки приоритетнее – нормы закона или временные коллизии, какой-либо форс-мажор. Мы задали этот вопрос нескольким экспертам, в том числе Алексею Севастьянову:

Вас, как профессионального юриста, не смущают такие слишком частные изменения законодательства?

– Есть доля смущения, но она небольшая. Те политические расклады, которые существуют сейчас в России, не так быстро, как хотелось бы, меняют отношения, в том числе и общественные. Мы должны оперативно и по-современному реагировать. На то мы и депутаты, что если мы взяли на себя ответственность за город, то обязаны отвечать на ту ситуацию, которая существует в данный политический момент.

Его коллега, депутат гордумы, председатель комиссии по социальной политике Наталья Баскова высказывает схожие суждения: «Мне кажется, муниципалитет – гибкая структура, и именно на этом уровне должны происходить изменения, которые способствуют более оперативному решению вопросов. А вот федеральное законодательство должно быть понятным, жестким и разумно консервативным. Только тогда региональный и муниципальный уровень понимает правила игры. Нынешние изменения в Устав города не означают, что каждый новый мэр у нас будет губернатором. Это не значит, что у нас такая ситуация будет каждый раз. Это было оперативное, тактическое реагирование на ситуацию».

Александр Подопригора считает, что, конечно, лучше иметь закон, который работает длительное время: «Должно было быть выяснено мнение людей о том, какие выборы им нужны. Не мэру, бывшему или нынешнему, или губернатору, а гражданам Челябинска. Почему у них не спросили? Ведь в таком случае получается, что их мнение присвоено. Норма, которая разрешает вводить такие изменения со следующего созыва не случайна, в ней заложена важнейшая правовая коллизия: выбирая новых депутатов, мы им передоверяем свое право выбирать главу города. Но нынешняя городская дума это право просто узурпировала».

Как утверждают депутаты гордумы, почти никто из горожан на многочисленных встречах во время празднования Дня Победы вопросов по поводу отмены прямых выборов им не задавал. А митинги, организованные некоторыми политическими партиями и общественными организациями, не получили массовой поддержки. Похоже, простых челябинцев такие тонкости в управлении городом интересуют мало, а кредит доверия, выданный Юревичу год назад на выборах не только не исчерпан, но даже и не снижается. Это подтверждают социологические исследования: более 60% горожан поддерживают Юревича на посту губернатора).

Прорыв для города или конфликты во власти?

Модель управления городом с сити-менеджером действует во многих городах страны, в том числе и на Южном Урале. Причем везде по-разному. В последнее время на слуху ситуация с «парламентским кризисом» в Миассе, когда избранный в марте глава городского округа Игорь Войнов уволил сити-менеджера Виктора Ардабьевского (при поддержке большинства депутатов в городском собрании), и получил судебное разбирательство с Ардабьевским, а также несколько срывов заседаний горсобрания от его сторонников. «Это совершенно ненормальная модель, – считает Игорь Войнов. – Она списана с благополучной Европы, где мэр является чем-то вроде английской королевы. И для продвинутой Европы это нормально, в отличие от нас. После получения на выборах всенародной поддержки, 40 тысяч голосов миассцев у меня сейчас всего 13 полномочий, а у главы администрации – 97! Как при этом управлять городом с «располовиненным» депутатским корпусом, буквально со связанными руками?»

У Сергея Давыдова
нет соперников

Александр Подопригора считает, что конфликтные ситуации между сити-менеджером и мэром Челябинска не исключены и могут быть выгодны, прежде всего, губернатору, который может выступать в таких спорах в роли третейского судьи. Артем Перехрист с ним не согласен: «Любые конфликты в областном центре мониторятся, и губернатору их искусственное создание абсолютно «невкусно», что называется – себе дороже. Челябинск, при всем уважении, это не Ашинский или Катав-Ивановский районы, которых из Москвы не видно. Я думаю, конфликтов в принципе не будет. Каждый знает свое место в команде, и люди абсолютно договороспособные. Да и любые попытки одной головы с другой поспорить будут сразу же подавлены с улицы Цвиллинга (там располагается резиденция губернатора. – Прим. автора). Это будет крепкая спайка, прямая взаимосвязь областной столицы с губернатором, построенная вертикаль». По словам Артема Перехриста, на судьбе областного центра это скажется только положительно, потому что не будет конфликтов ни в самом городе, ни между Челябинском и областью, как это происходило раньше у нас или сейчас в Екатеринбурге.

«С политической точки зрения, я думаю, устойчивость этому процессу будет однозначно придана, – считает депутат городской думы Александр Мотовилов. – Хорошо, что власть взвешенна. На чашах весов есть мощные конкуренты: глава города и глава администрации. И конкуренции дает взрыв внутренней, скрытой, дополнительной энергии. Думаю, для Челябинска ближайшие четыре года будут позитивными, и жду очень мощного рывка и в экономике, и в политике, и в социальных вопросах».

Ну а в 2014 году, как уже отмечалось выше, Челябинск, скорее всего, вернется к прямым всенародным выборам мэра. И нынешний непростой этап для южноуральской столицы станет историей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления