Политика Выборы до выборов, или Как найти идеального политтехнолога?

Выборы до выборов, или Как найти идеального политтехнолога?

В марте 2010 года в Челябинской области пройдут выборы в муниципальные органы власти. На то, чтобы заставить людей правильно проголосовать, будет тратиться колоссальное количество денег. А управлять финансовыми потоками жаждущих...

В марте 2010 года в Челябинской области пройдут выборы в муниципальные органы власти. На то, чтобы заставить людей правильно проголосовать, будет тратиться колоссальное количество денег. А управлять финансовыми потоками жаждущих власти кандидатов будет любопытная каста людей – политтехнологи. Кто они и чем зарабатывают себе на икру? Кто в Челябинской области самый крутой и удачливый политтехнолог? Страна должна знать своих героев, и именно это заставило журналистов сайта 74.ru провести небольшое исследование рынка избирательных технологий.

Административный ресурс – страшная сила

Системные технологи

Вице-мэр Челябинска Александр
Уфимцев

Значительную группу людей, которые помогают различным кандидатам реализовать на практике мечту о власти, составляют те, кто уже так или иначе знаком с этой властью. Они либо сами наделены властной функцией, либо занимают ключевой пост в аппарате власти, в обслуживающей ее системе.

Порой задача привести того или иного кандидата на пост мэра является практически прямой обязанностью этого человека. Андрей Косилов и Николай Рязанов непосредственно контролируют ход предвыборной кампании, потому что кровно заинтересованы в том, чтобы южноуральские города возглавили люди, лояльные к команде губернатора. То же самое относится к Вадиму Евдокимову или Олегу Грачеву, когда они помогают своим заказчикам заполучить мандат депутата, их шефу везде нужны свои люди – и в городской думе Челябинска, и на посту мэра Южноуральска.

Фактор личной выгоды чуть больше влияет на таких людей системы, как Елена Ильюшина или Наталья Макарова, но все же их заказчики вряд ли будут противны их непосредственным руководителям – Владимиру Мякушу и Валерию Панову, с ними фамилии соискателей власти, 100 процентов, согласовываются.

Перечислим в алфавитном порядке фамилии наиболее ярких и успешных представителей данной категории:

  • Галина Гаврилова,

  • Татьяна Головина,

  • Олег Грачев,

  • Владимир Дугинец,

  • Марина Дымова,

  • Вадим Евдокимов,

  • Сергей Зырянов,

  • Елена Ильюшина,

  • Андрей Косилов,

  • Наталья Макарова,

  • Евгений Маклаков,

  • Марина Поддубная,

  • Николай Рязанов,

  • Алексей Севастьянов,

  • Александр Уфимцев.

(Данный список составлен с помощью экспертного опроса и не претендует на полноту и объективность).

Главный плюс всех этих людей – обладание мощным административным ресурсом. Находясь в системе управления регионом или областным центром, они имеют гораздо больше возможностей для продвижения к победе своего кандидата. Что это за возможности? Среди них и привлечение местной администрации на агитационную работу, и обеспечение оптимальных условий для проведения встреч кандидата с коллективами муниципальных бюджетных организаций, и консолидированное положительное голосование на закрытых участках (больницы, дома престарелых и прочее). Более подробно возможности административного ресурса перечислены здесь.

Минусов, однако, у технологов от администрации тоже предостаточно. Первая неприятность для кандидата, обратившегося за помощью к системному технологу, – это высокая стоимость его услуг. Очень высокая.

Еще одна существенная неприятность может поджидать связавшегося с властным технологом кандидата ближе к финалу избирательной кампании. Дело в том, что перечисленные выше личности имеют обыкновение браться сразу за несколько кампаний, получая деньги от нескольких заказчиков одновременно. И когда до дня выборов остаются считаные недели и резко повышается уровень напряжения в работе, системный технолог из-за высокой загруженности просто теряет концентрацию, в результате чего провисают нити управления избирательной кампанией. Люди власти элементарно не успевают за всем сразу уследить, из-за наслоения фамилий кандидатов и их проблем таким технологам сложно мгновенно принять важное решение.

Кроме этого у властного технолога есть еще непосредственные обязанности – следить за сельским хозяйством области или социальными проблемами Челябинска. Поэтому сами они непосредственно избирательных кампаний не проводят, нанимая для этого исполнителей. Стратегическая разработка кампании, конечно, остается за большим боссом, а оперативное ведение осуществляет наемный менеджер. И это еще один минус данной категории, деньги они получают от кандидата сами, а работать на кампанию отправляют других, отчего избирательная работа не всегда максимально эффективна.

Ответить на несколько вопросов корреспондента 74.ru согласилась Елена Ильюшина.

Столичные. Отличные?

«Варяги» из Москвы, Питера, Екатеринбурга

На сегодняшний момент роль заезжих политтехнологов на южноуральских выборах не так велика, как это было 5-7 лет назад. В целом невысокий эффект от приглашения московских, петербургских, свердловских или новосибирских специалистов несколько подпортил веру в идею приглашения на кампанию политтехнолога из другого региона. Тем не менее заезжие ребята продолжают играть на выборах свою роль.

Их можно в целом охарактеризовать одним словом – «варяги», даже несмотря на то, что фирма, готовая провести избирательную кампанию «под ключ», называет себя московской или петербургской. Офис известного на всю страну центра политического консультирования «Никколо М» официально находится в Москве, на Петровке. Но если заказчик из какого-нибудь Верхнеуральска заключит с «Николами» контракт, совсем не факт, что работать к нему приедут парни, каждый день видящие Кремль. Руководитель кампании – да, будет непосредственный москвич из головного столичного офиса, а вот спецов рангом пониже «Николо М», как и все другие московские фирмы, набирает по стране. Москва, пользуясь столичным именем, деньги собирает, а всю черновую пахотную работу в кампании проводят подрядчики из провинции. Точно так же действуют и питерцы, и свердловчане.

В подобном подходе есть свои плюсы и минусы. Главная выгода от приглашения «варяга» – эффект стороннего наблюдателя, незамыленного взгляда. Да, Москва приглашает на подряд тех же провинциалов, но это лучшие специалисты своего дела, уже проявившие себя на кампаниях в Пскове, Иркутске, Казани и так далее. Они побеждали в своих городах и готовы продемонстрировать заказчику современные ноу-хау предвыборных победных технологий со всей России. Они с победным презрением относятся к политтехнологам своих соперников, мол, порвем в клочья местную «деревню», и порой этого псевдостоличного гонора хватает для перевеса в кампании и итоговой победы.

Однако чаще в сухом остатке только этот гонор и остается. Минусов у «варягов» предостаточно. Приглашенные технологи, работая по принципу «сегодня здесь, завтра там», элементарно не успевают въехать в особенности менталитета местных избирателей и в целом политической картины региона. И не всегда делают верные выводы еще на этапе планирования кампании. Глубоко копать некогда, времени на серьезные социологические исследования нет, поэтому «варяг» тупо берет кальку с предыдущей удачной избирательной кампании и накладывает ее на южноуральские реалии, моделируя будущую победу без учета «рельефа местности». Зачастую подобный теоретический подход приводит к поражению кандидата. Неглубокое знание местности – главный минус «варягов».

Есть и еще один характерный штрих к портрету приглашенного на выборы «москвича». Заезжие политтехнологи отлично знают, что по окончании кампании они этот регион покинут. Их здесь ничего не держит, поэтому их ответственность перед кандидатом и избирателями, по сравнению с местными специалистами, более низкая. Деньги получил – выборы проиграл – перед кандидатом извинился – свинтил на другие выборы. Хорошо…

Есть еще интересный типаж – бывшие челябинские политтехнологи, которые пробились в столице и иногда посматривают в сторону родного региона. Можно вспомнить Евгения Минченко, Олега Баскакова, Сергея Нациевского, Владислава Андрюшина, Юлию Янбаеву. Но заметной роли, за некоторым исключением, наши бывшие земляки на южноуральских выборах не играли.

Уральская пехота

Несистемные местные политтехнологи

Политолог Александр Святов

Наш сайт надеется, что, публикуя ниже список самых известных местных политтехнологов, мы никого не позабыли. Если у вас, уважаемые читатели, есть на примете личности, которыми можно дополнить наш список – пишите фамилии в отзывах к данному тексту.

  • Алексей Баранов,

  • Максим Бодягин,

  • Александр Большаков,

  • Алексей Бурлев,

  • Сергей Иванцов,

  • Сергей Клесун,

  • Евгений Медведев,

  • Владимир Недбайло,

  • Игорь Савельев,

  • Александр Святов,

  • Алексей Стенников,

  • Михаил Стерехов,

  • Александр Подопригора,

  • Юрий Чанов,

  • Дмитрий Чудиновских.

(Данный список составлен с помощью экспертного опроса и не претендует на полноту и объективность).

У большинства из этих товарищей за спиной не один десяток избирательных кампаний. Кто-то из них работал только в Челябинской области (Александр Подопригора), кто-то с удовольствием получал опыт предвыборных баталий в других регионах (Юрий Чанов, Дмитрий Чудиновских). Каждый с удовольствием похвалится немногими выигравшими кандидатами и постарается не вспоминать множество проигравших. В этом нет ничего зазорного: у любого местного политтехнолога поражений больше, чем побед, такова реальность.

У ребят из данного списка глобальный минус, пожалуй, только один – отсутствие самостоятельного административного ресурса и постоянной поддержки органов власти. В какой-то момент местный политтехнолог может быть близок к какой-либо властной группировке – администрации Юревича, областному правительству, «Единой России», или просто к какому-либо политику – Евгению Рогозе или Дмитрию Вяткину. И зачастую кто-либо из политтехнологов может козырнуть перед заказчиком фразой: «В случае чего, мой шеф – Дмитрий Федорович (Олег Николаевич, Валерий Карлович, Владимир Викторович и так далее) решит все ваши проблемы». Но это 100-процентный блеф, близость к тому или иному политику не означает наличия у политтехнолога рычагов реального административного давления.

Но этот существенный минус оборачивается качественным плюсом. Эти политтехнологи знают, что им в гораздо большей мере нужно рассчитывать на собственный ум, трудолюбие, креативность, смекалку и решимость во что бы то ни стало добиться результата. Именно этот фактор надежды только на самого себя помогает им иногда выигрывать кампании и продолжать свой нелегкий бизнес.

Положительные стороны местного политтехнолога очевидны. Во-первых, они на виду, и заказчику предельно просто проверить их послужной список: на кого работали, у кого выиграли, сколько при этом украли денег. Выбор того или иного местного политтехнолога – это результат взвешенного решения, что очень важно для достижения победы на выборах. Во-вторых, отсутствие административного ресурса значительно снижает ценник на услуги, а для политиков из Коркино, Южноуральска или Миасса фактор стоимости избирательной кампании играет первостепенную роль. Третий плюс местных специалистов – отличное знание поля, политической истории региона, понимание чаяний и запросов избирателей. «Ха, против вас, дорогой заказчик, идет Иван Иваныч Иванов!» – «Так я же знаю его отлично, работал против него пять лет назад, у меня на него столько компромата хранится…»

Без обид, но местные политтехнологи – это рабочие лошадки. Именно их за долю малую привлекают в качестве подрядчиков технологи из системы власти или из далекой Москвы. Именно они претворяют в жизнь технологии так называемого черного пиара. Об этих технологиях более подробно можно прочитать здесь. А ответить на несколько вопросов корреспондента 74.ru согласился Евгений Медведев.

Кампания по дружбе

Знакомые дизайнеры, рекламисты, журналисты

Самое смешное, что треть, а то и 40% кандидатов предпочитают не обращаться за услугами ни к тем, ни к другим, ни к третьим перечисленным выше политтехнологам. Весьма значительную часть работы в избирательных кампаниях выполняет группа товарищей под общим названием «знакомые кандидата». Это могут быть знакомые журналисты, знакомые рекламисты, ведение кампании порой поручают даже знакомым дизайнерам. Люди, формально имеющие отношения к медиасфере, умеющие общаться с людьми и – в идеале, но реже – умеющие выстраивать стратегию по продвижению товара. Часто кандидаты, уже находящиеся во власти, поручают вести кампанию своим замам по социальной работе. С людьми общаешься? Журналистов знакомых найдешь? Листовки напечатаешь? Кресло свое сохранить хочешь? Все, теперь ты – ответственный за мою победу.

Минусы у подобных специалистов (без кавычек, они действительно специалисты, но в своей области) очевидны. Во-первых – отсутствие опыта. Во-вторых – отсутствие системных знаний и практики в избирательных технологиях. Зато есть и видные невооруженным взглядом плюсы. Первое – высокая степень мотивации. Второе – дешевизна.

О характерном примере сотрудничества кандидата и его знакомых из дизайнерской фирмы, никакого отношения к политтехнологиям не имеющей, рассказывает директор ООО «Наша Типография» Анастасия Мохначева.

«Участие в избирательной кампании мы приняли относительно случайно, – говорит г-жа Мохначева.– Мы осуществляли рекламное сопровождение бизнеса одного из наших клиентов, причем делали ему абсолютно все: от создания фирменного стиля и изготовления рекламных материалов до их размещения и мониторинга на территории Челябинской области. Клиент был очень доволен нашей работой, и у нас выстроились практически дружеские отношения. Перед одной из избирательных кампаний он пришел к нам с предложением организовать его предвыборную кампанию. Мы с радостью согласились, хотя в таких политических проектах «под ключ» мы раньше не принимали участия. С созданием фирменного стиля кампании проблем не было. Юриста клиент предоставил нам сам.

Когда выборы уже закончились, многие говорили, что визуально наша кампания была одной из лучших. Вот только победу одержал другой кандидат… Не стоит говорить о последующих отношениях с нашим клиентом, все и так понятно. Но мое мнение теперь такое – выборы выигрывают политтехнологи, а мы только красиво оформляем их мысли. На вопрос, будете ли вы еще принимать участие в выборах, не задумываясь, отвечу: «Да!». Но только на своем месте».

Без них – никуда

Социолог Артем Перехрист

Акулы пера, судов и опросов населения

Есть еще три категории специалистов, без которых не обходится ни одна вменяемая избирательная кампания – юристы, журналисты и социологи. Без каких-либо комментариев и рейтингов мы публикуем списки наиболее известных в своей сфере личностей.

Эти люди реально влияют на качество избирательной кампании.

Юристы:

  • Андрей Каягин,

  • Юрий Коротенко,

  • Ольга Лазарева,

  • Артем Миронов,

  • Андрей Талевлин,

  • Елена Четвертакова,

  • Елена Шубина.

Журналисты:

  • Сергей Белковский,

  • Сергей Блиновских,

  • Владимир Васин,

  • Ирина Гундарева,

  • Ирина Дурманова,

  • Андрей Корецкий,

  • Андрей Кох,

  • Сергей Леонов,

  • Олег Ласточкин,

  • Дмитрий Моргулес,

  • Александр Патан,

  • Александр Полозов,

  • Андрей Трушников,

  • Александр Юрин.

Социологи:

  • Александр Бенко,

  • Сергей Зырянов,

  • Сергей Козлов,

  • Артем Перехрист,

  • Дмитрий Полев.

(Данный список составлен с помощью экспертного опроса и не претендует на полноту и объективность).

Все только начинается…

Уважаемые читатели! Знаете, чего не хватает в данной статье? Правильно: сравнительного ценника, прайса на услуги того или иного политтехнолога, журналиста, социолога. Именно уровень гонораров – самый главный показатель крутости того или иного специалиста предвыборной борьбы. Кто больше всего получает, тот и есть: самый крутой, самый удачливый, самый умелый. К сожалению, суммы гонорара – самая большая тайна политтехнолгов, и ни один из наших экспертов не согласился назвать свою плату за кампанию «под ключ».

А может быть, эта «тайна южоуральского двора» известна вам? Поделитесь… Пишите отзывы!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления