Политика «Сидячая» работа

«Сидячая» работа

За последнее время челябинские суды вынесли в отношении чиновников два обвинительных приговора по коррупционным делам, которые как минимум заставляют задуматься. В одном случае, по сути, оправдали главу района...

За последнее время челябинские суды вынесли в отношении чиновников два обвинительных приговора по коррупционным делам, которые как минимум заставляют задуматься. В одном случае, по сути, оправдали главу района, который воспользовался служебным положением в личных, корыстных целях, в другом – мелкий чиновник регионального ФАС получил ошеломляюще жесткий и реальный срок. Chelyabinsk.ru попытался выяснить, какие сигналы в обоих случаях были посланы нашему обществу? И какова реальная цена объявленному президентом Дмитрием Медведевым наступлению на коррупцию?

Напомним вкратце суть происходившего. 16 октября Курчатовский районный суд Челябинска вынес обвинительный приговор в отношении главы Кунашакского района области Танира Янбаева. Прокуратура области выдала это едва ли не как факт собственной победы и огромное достижение на ниве борьбы с коррупцией. Но прежде чем делать выводы, необходимо внимательнее ознакомиться с вынесенным вердиктом. «В 2006–2007 гг., вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, Янбаев необоснованно распределил квартиры, предназначенные для переселенцев из ветхо-аварийного жилья в селе Кунашак, между лицами, не имеющими на это права. Янбаев осужден за халатность по статье 293 Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к штрафу в размере 100 тысяч рублей. От наказания освобожден в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности», говорилось в распространенном прокуратурой пресс-релизе. Уточним: господин Янбаев, будучи главой района, сподобился осчастливить родственников и друзей 12 квартирами, которые предназначались для расселения 22 человек. И хотя по решению суда такая, с позволения сказать, благотворительность Танира Янбаева за бюджетный счет в конце концов была отменена, факт остается фактом. Чиновник отделался едва ли не общественным порицанием, наверное, с незначительным поражением в правах вроде формулировки «столько-то не может занимать государственные и муниципальные должности».

Буквально на этой неделе был вынесен приговор в отношении главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Челябинской области Дениса Лаврентьева, признанного виновным в получении взятки в крупном размере (п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ). Господин Лаврентьев, по версии следствия, вымогал у коммерсантов взятку в размере 200 тысяч рублей в виде векселя за, так сказать, закрытие глаз на кое-какие дела одной коммерческой структуры. В итоге Лаврентьев был признан виновным и получил в Челябинском областном суде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Разумеется, мы далеки от мысли комментировать и обсуждать решения отечественной Фемиды, но разница в наказании Янбаева и Лаврентьева просто не может не бросаться в глаза. Если вы спросите, где здесь логика, то это не к нам, а лучше сразу к опытным юристам и правоведам. Они, поднаторевшие в извивах юридической мысли, возможно, помогут. Помните? Если в комнате собираются два юриста, то у них будет три мнения. Тут, кажется, подобный случай, но сейчас не об этом.

Обсуждая данную коллизию, то бишь наказание, постигшее господина Янбаева, с коллегами и знакомыми, постоянно слышишь одну фразу: вот, мол, всем муниципальным главам дан четкий и недвусмысленный намек: бери по чину, не высовывайся и все будет в порядке. Отделаешься штрафом, а то и вовсе просто для острастки погрозят пальчиком. Вроде, ладно уж, на первый раз прощаем, но чтоб уж впредь! И так далее.

На этом фоне очередной «залет» очередного главы из Карабаша на взятке в размере чуть более одного миллиона рублей в обмен на обещание поднарезать заповедной землицы на озере Увильды выглядит попросту «халатностью», а то и нерадивостью, за которые полагается не реальный срок, а выговор с занесением в трудовую книжку. И в партбилет, не будем говорить которой партии, потому как муниципальные начальники – сами знаете, где поголовно состоят. В самом деле, ну что такое миллион рублей в сравнении сразу с 12 муниципальными квартирами? Разговаривать не о чем по нынешним временам, так, детишкам на молочишко...

Впрочем, думается, что на вердикт задержанного с поличным Муссы Дзугаева повлияет вовсе даже и не размер взятки, а совсем иные обстоятельства. Дождемся суда.

«Приговор в отношении Янбаева показателен в силу того, что вынесен совершенно на законных основаниях. Именно это вопиющее обстоятельство и является показательным. Напомню, что первый, кого освободили в Челябинской области после введения президентом процедуры помилования, был мелкий взяточник – комендант общежития. Тоже по своему примечательный факт, на мой взгляд», – делится своими наблюдениями председатель Союза журналистов Челябинской области Владислав Писанов.

«Если глава государства Владимир Путин катается на лыжах на частном курорте Абзаково, то во всем мире это будет однозначно восприниматься неодназначно, – продолжает рассуждать господин Писанов. Потому что не принято на Западе, чтобы первое лицо государства получало некие услуги от частного предприятия, коим является Абзаково, построенное на деньги ОАО «Магнитогорский металлургический завод». Выход один – если мы говорим, что строим демократию и стремимся приблизиться к нормам европейского парламентаризма в государственной практике, то нужно во многом следовать этим нормам.

Недавно произошел анекдотический случай с обществом «Знание», которое пыталось выиграть грант на освещение антикоррупционной деятельности. Так вот, для того, чтобы гарантированно победить в конкурсе, руководителям «Знания» предложили... сделать 20-процентный откат! За освещение, напомню, антикоррупционной деятельности», – говорит Владислав Писанов.

Проведенное в мае Уральским аналитическим центром исследование «Коррупция в Челябинской области» выявило следующее. Как напомнил нам руководитель УАЦ Артем Перехрист, большая часть южноуральцев (57,4 %) считает, что коррупция на Южном Урале растет. «Среди наиболее коррумпированных структур, по мнению людей, лидирует ГИБДД – половина респондентов уверены, что коррупцию можно чаще всего встретить именно здесь. Далее – милиция (38,2%), военкоматы (23,8%), учреждения образования (20,8%), суды и прокуратура (19,8%), местные органы власти (17,4%), учреждения здравоохранения (15,6%), – комментирует итоги майского исследования господин Перехрист. – Меньше всего коррупции, судя по ответам, наблюдается в сфере ЖКХ и учреждениях бытового обслуживания (всего 6,4% ответивших), а также среди областных органов власти (9,4%)». Артем Перехрист и его коллеги даже предложили своеобразную классификацию коррупционных явлений и проявлений, предложив разделить мздоимство на три больших категории: бытовое взяточничество, коррупция во власти и деловая коррупция. Среди какой категории наиболее распространенны коррупционные явления, Артем Перехрист сказать затруднился, заметив лишь, что «коррупция пронизывает буквально все сферы жизни нашего общества».

Кстати, вопрос о пораженности уровней власти коррупционными явлениями – не секрет для государственных чиновников, выполняющих на местах надзорные функции. Например, в интервью нашей редакции главный федеральный инспектор по Челябинской области аппарата полномочного представителя президента в УрФО Андрей Андриянов четко и однозначно заявил, что наибольшие нарекания традиционно вызывает муниципальный уровень власти. Там, где решаются (а зачастую именно «решаются»!) в тиши кабинетов вопросы по землеотводам, разрешениям, лицензированию и т. д. и т. п. (Ранее на эту тему: 16.06.09. «Андрей Андриянов, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента в УрФО: "Итоги нашей работы подводить рано!"».)

История челябинских муниципалитетов, где так или иначе на взятках попадались градоначальники и главы районов, вроде бы, это подтверждает. Григориади в Миассе, Смирнов в Кизильском районе, арестованный экс-заместитель челябинского мэра Жан Мезенцев, сейчас Дзугаев в Карабаше и еще, и еще... Это с одной стороны. Но с другой ‒ имеются и знаменитое дело Виктора Тимашова, «картинное дело» Константина Бочкарева, дело супругов Сергеевых и прочие «попадалова» людей из окружения губернатора. Так что, как видите, выбор богат для трактовок как в ту, так и иную сторону.

«В России вопрос о коррупции стоит действительно остро. И, по данным социологических опросов, свыше половины российских граждан считают коррупцию главным препятствием на пути экономического подъема страны», – заявил недавно президент Дмитрий Медведев в ходе интервью сербским журналистам. По мнению главы государства, необходимо уменьшать количество контактов чиновников и населения (с помощью внедрения электронных услуг), повсеместно контролировать деятельность чиновничества и пр. «Может быть, это выглядит, на первый взгляд, несколько парадоксальным, но один из главных барьеров в борьбе с коррупцией – это технологическая отсталость. Изменить положение дел не в последнюю очередь может развитие информационного общества», – предлагает Дмитрий Медведев возможные меры по противодействию коррупции.

А вы как считаете?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления