Политика Мегатренды для Южного Урала

Мегатренды для Южного Урала

27 лет назад в США вышла книга Джона Нейсбита, сразу же ставшая бестселлером и в Штатах, и в других зарубежных странах. Идея книги под названием «Мегатренды», казалось бы, лежала на поверхности, однако содержание...

" width=

27 лет назад в США вышла книга Джона Нейсбита, сразу же ставшая бестселлером и в Штатах, и в других зарубежных странах. Идея книги под названием «Мегатренды», казалось бы, лежала на поверхности, однако содержание просто завораживает. Автор (кстати, владелец консалтинговой компании) попросту провел контекст-анализ американских СМИ за истекшее десятилетие 70-х, после чего обозначил наиболее, с его точки зрения, важные тенденции американской реальности. И что уж совсем удивительно – многие предсказанные Нейсбитом и его коллегами по консалтинговой фирме тренды таки стали в течение 80-90-х годов мейнстримом американской жизни. Джон Нейсбит предсказал десять мегатрендов американской жизни, мы – всего лишь пять. Но думаем, что читатели в комментариях найдут и обозначат не то что недостающие пять мегатрендов, а намного больше.

Редакция Chelyabinsk.ru решила воспользоваться обозначенным Нейсбитом путем и проанализировать наиболее важные тренды, характерные для Южного Урала. Разумеется, не обладая временем, необходимым для детальной разработки темы, и прямо не применяя метод контекст-анализа (разработанный в недрах американской военной разведки во время Второй мировой войны), мы все-таки постарались обозначить наиболее важные события, которые произойдут в будущем в Челябинской области и которые так или иначе окажут влияние на социально-политическую обстановку в регионе.

I. Рокировка наверху

Первый и важнейший из трендов – это, безусловно, высокая вероятность ротации высших должностных лиц губернии примерно через год. В июне 2010-го губернатор Челябинской области Петр Сумин будет вынужден с неизбежностью поставить вопрос о доверии перед президентом, а учитывая срок его правления областью (15 лет), возраст и прочее, весьма вероятна отставка с положенными в таком случае благодарностями.

Надо ли говорить, какие это будет иметь последствия для всей устоявшейся в области политической и управленческой иерархии? При этом не надо напоминать: слухи об отставке губернатора, кажется, возникали все время его правления на Южном Урале и ни разу не осуществились, что, конечно, не исключает вероятности этого события в ближайшем будущем. Например, в июне следующего года.

Поймите правильно – мы не утверждаем, что отставка произойдет, только говорим, это может произойти. Все будет зависеть от конкретной социальной, экономической и политической обстановки в области к тому моменту и от решимости федерального центра. Важный сигнал южноуральским элитам будет послан уже в октябре этого года, когда вопрос о доверии перед Дмитрием Медведевым должен будет поставить еще один политической «старожил» из соседней Свердловской области Эдуард Россель. При всем различии Петра Сумина и Эдуарда Росселя, если произойдет замена последнего, тренд будет обозначен. И можно будет говорить, что федеральный центр решился на смену политического истеблишмента в ряде регионов УрФО.

II. Повторение пройденного

Вторым архиважным трендом Южного Урала станет серия муниципальных выборов, которые пройдут в 2009-2010 гг. В октябре предстоит смена власти в проблемном Златоусте, где с подачи областного правительства в кресло градоначальника, видимо, усядется кадровый офицер ФСБ Александр Караваев (см. «Настоящий полковник для Златоуста»).

В деревне Хомутинино пройдут выборы депутатов поселкового совета по партийным спискам, что следует рассматривать как новацию в практике муниципальных выборов на Южном Урале.

Следует заметить, что если паче чаяния областной власти, федеральных структур и «Единой России» местным златоустовским кланам (например, Дмитрию Мигашкину и его команде или отдельным депутатам городского собрания) удастся провалить на выборах господина Караваева, это станет настоящей революцией, даже открытым бунтом. И остальные территории в области, где выборы пройдут в марте 2010 года, уже без оглядки на губернское начальство перейдут просто к анархизму. В смысле непризнания верховенства старших товарищей и игнорирования мнения вышестоящих структур.

Кстати, многие аналитики и политологи, следящие за выборами, предсказывают смену власти в большинстве территорий и районов Челябинской области. Таким образом, в марте 2010 года может с вариациями повториться «муниципальная революция» по образцу марта 2005-го, когда кресел градоначальников неожиданно лишились многие видные мэры. Случится ли это? Гадать бессмысленно, важно знать, что это может произойти.

Наконец, нужно помнить, что в 2010 году (либо не позднее марта 2011 года) предстоит избрать депутатов Законодательного собрания Челябинской области, а осенью 2011-го пройдут выборы депутатов Государственной Думы. На фоне затяжного экономического пике и роста социальной напряженности в обществе тут возможны варианты. И даже сюрпризы, неприятные как для доминирующей на политическом пространстве «Единой России», так и для исполнительной власти на местах.

III. Популярная политэкономика

«В этом процессе составился длинный список экономических бед: безработица, падение производительности, высокие процентные ставки, уменьшение доли в мировых рынках, растущее проникновение импорта, посредственные показатели экономического роста, чрезмерное регулирование, сокращение капитала и усиливающаяся стагнация». Если вы думаете, что речь идет о сегодняшней России с ее проблемами, то ошибаетесь, дорогие читатели. Это слова Джона Нейсбита, характеризующие положение Америки на рубеже 70-80-х гг. прошлого века. Напоминает наши кризисные реалии с тем отличием, что американская элита по-другому взялась за решение возникших перед страной проблем.

Например, многие производства правительство решило не поддерживать и не накачивать деньгами, а в отдельных отраслях чиновники Вашингтона готовы были через рост безработицы принудительно оздоровить предприятия. По принципу: у вас высокие издержки? – сокращайте их, оптимизируйте численность персонала и, вообще, учитесь конкурировать с дешевым азиатским импортом.

Как известно, российское правительство пошло принципиально другим путем, накачивая отдельные предприятия и отрасли экономики деньгами из различных кубышек. Работодателям дали недвусмысленно понять, что сокращать персонал предприятий ни в коем случае нельзя, а для противников этого аргумента есть такие внеэкономические инструменты, как прокуратура, налоговое ведомство и так далее.

При этом сказать, что предпринимаемые меры возымели положительный эффект, сейчас не может ни один член кабинета Владимира Путина. Кризис финансовый, начавшийся по ту сторону Атлантики и лишь слегка коснувшийся Европы, мощным тайфуном накрыл Россию.

В Челябинской области, где сосредоточено огромное количество индустриальных предприятий металлургического и машиностроительного секторов, разразилась настоящая катастрофа. Регион реально находится на грани банкротства, стремительно превратившись из донора в безнадежного реципиента. И похоже, областные власти еще несколько ближайших лет не смогут как раньше с гордостью говорить о профиците бюджета и рапортовать об успехах социально ориентированного бюджета.

«Ручной» (и принудительный) перезапуск Златоустовского металлургического завода – это, наверное, цветочки, потому что вскоре судьбу многострадального ЗМЗ могут разделить и другие предприятия. А моногородом, наиболее пострадавшим от кризиса, в Челябинской области может признан и Миасс, и Верхний Уфалей и даже Магнитогорск. Цена вопроса известна – через модернизацию производства, в большинстве своем еще советского выпуска, через сокращение издержек и рост производительности труда, через неизбежное высвобождение больших рабочих масс с дальнейшим неизбежным поиском работы.

Болезненный путь, но позволяющий взглянуть будущему в глаза. Господин Нейсбист прямо рекомендовал правительству Штатов именно его. Выход ли это из положения, мы не знаем...

IV Не «заболтать» кризис

Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев наряду со многими перлами выдал и такой: «Заболтали перестройку». В смысле, в потоке словопрений тогдашняя элита страны просмотрела самое глобальное и катастрофическое событие. И потеряла страну.

Нынешняя ситуация далека от геополитических реалий конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого столетия. Более того, кризис 1998 года сильно отличается от того, что накрыл Россию прошлой осенью и продолжает свое разрушительное действие. Однако складывается нехорошее впечатление: и сегодня наша элита может «заболтать» кризис вместо того, чтобы просто принять волевое решение, направленное на выход из тупика.

Скажите, вы верите, что все заклинания на самом верху, произнесенные с осени 2008 года, «сработали»? Мы – нет.

«Впервые за много лет над нами не довлеют постоянные угрозы повторения экономических кризисов», – заявил в 2003 году тогдашний президент страны Владимир Путин. «Мы не позволили застать нас врасплох», – сказал он в 2008-м на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям при российском правительстве. И уже через несколько месяцев его слова были опровергнуты жизнью. Так называемый финансовый кризис сильнее всего ударил по России именно потому, что мы сегодня объективно слабее остальных стран мира. И, стоит признать, не входим не то что в пресловутую «семерку», а по объему ВВП, развитости торговли, предоставлению государством услуг населению, вооружениям и прочему занимаем в лучшем случае «почетное» 23-25 место среди развивающихся стран мира. Это реальность, с которой необходимо считаться. XXI век будет веком противостояния США и Китая, а все остальные страны на геополитической сцене мира вынуждены будут играть второстепенные роли.

Как это относится к Южному Уралу? Да напрямую. Например, нам (точнее, местной управленческой элите в лице ли Петра Сумина или другой персоны) предстоит решить фундаментальный вопрос о векторе движения. Мы по-прежнему будем себя считать пупом металлургической отрасли не то что России, но и мира, или в конце концов взглянем правде в глаза? И признаем, что индийцы и те же китайцы давно перекрыли наши мощности, переоснастили собственные предприятия, и южноуральский метал недолго будет конкурировать на мировых рынках с продукцией из КНР и Индии.

Насчет машиностроения, якобы развитого в Челябинской области, вообще отдельная песня. Мы не специалисты, но, кажется, то, что под большим секретом создается на большинстве предприятий области, – вчерашний (если не позавчерашний) день в современных технологиях.

V. Элита без элитарности

Всегда и во все времена государством правила элита. Это было и в удельной Руси, и в Золотой Орде, и при первых московских великих князьях, становившихся государями, и так далее. Выражение «короля играет свита» имеет буквальное значение: король (президент, губернатор, мэр и так далее) не может во все вникать и всем «рулить» и поэтому часть полномочий передает членам собственной команды. А уж как они «рулят» полученным – вопрос философский.

Джон Нейсбит почти три десятилетия назад заметил на первый взгляд странную тенденцию: переход (мы бы даже сказали перехват – прим. автора) политических инициатив с уровня конгресса США на уровень парламентов штатов. И даже ниже – на муниципальный уровень. Речь идет о том, что когда-то, где-то (в Вермонте или там в Калифорнии) граждане решают не отдавать, скажем, вопрос о транспортировке ядерных отходов через территорию штата на рассмотрение чиновников из Вашингтона. И через законодательную инициативу, внесенную в собрание штата, запрещают верховной власти делать это. Все, точка, это – закон.

Мы это к чему? Судя по тому, как течет наша жизнь, и исходя из последствий копирования американской избирательной системы на нашу почву (учитывая фактор задержки на 10, а то и 20 лет – прим. автора), мы думаем, что подобные явления станут реальностью нашей жизни не позднее 2020 года. Просто потому, что дальше они ими не смогут стать.

Децентрализация? Федерализм, скажете? Да, рано или поздно это должно произойти, потому что сегодняшняя ситуация, когда вопрос о маленьком уральском заводе решается на самом верху, ненормальна. Территории (в статусе губерний либо на уровне округов – неважно, это вопрос чисто управленческий – прим. автора) должны получить необходимые полномочия. Иначе будет революция, и не столь важно, в какой форме и под каким знаменем она произойдет.

Опять же, мы это к чему? Сегодняшние региональные лидеры, достаточно давно находящиеся у власти, кажется, не вполне соответствуют духу времени. Они, как бы это страшно ни звучало для некоторых, уходящая натура. Мы стоим на пороге перемен, которые потребуют новых лидеров во всех областях – в образовании, медицине, сфере ЖКХ, управления транспортом, логистической, социальной, производственной сфере, в области управления человеческим потенциалом.

Вопрос вопросов: где мы найдем этих самых лидеров? В болоте партийных дискуссий, если вообще стоит называть эти образования политическими партиями? Может быть, этих лидеров произведет само общество, стоит на это надеяться? Среди нынешней элиты, ориентированной на федеральный центр, таких точно нет.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления