RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

745мм 58%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Политика ПоКУСИлись на власть

ПоКУСИлись на власть

Депутаты Законодательного собрания Челябинской области и актив южноуральской «Единой России» предотвратили еще одну «муниципальную» революцию. На этот раз в Кусинском районе. За девять месяцев до предстоящих мартовских выборов 2010 года...

" width=

Дед Щукарь: Неужли, Макарушка, и петухи к политике отношение имеют?

Нагульнов: И петухи к политике относятся, дед!

(из кинофильма «Поднятая целина»)

Депутаты Законодательного собрания Челябинской области и актив южноуральской «Единой России» предотвратили еще одну «муниципальную» революцию. На этот раз в Кусинском районе. За девять месяцев до предстоящих мартовских выборов 2010 года парламентарии кусинских сельсоветов вознамерились вдруг изменить систему выборов и комплектования местных представительных органов власти, что повергло, мягко говоря, в шок их вышестоящих товарищей по партии. Зачем и как это было сделано – ниже.

Безденежная демократия

Как рассказал Chelyabinsk.ru председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания области Анатолий Брагин (как раз он и выезжал «разруливать» ситуацию в Кусу и убеждать тамошних депутатов не делать резких движений по изменению уставов поселений), некоторое время назад на рассмотрение собрания депутатов района было внесено предложение о введении двухчленной структуры управления администрацией. В соответствии с нормами 131-го федерального закона кусинские парламентарии предложили так организовать систему выборов, чтобы избранные главы автоматически становились председателями представительных органов власти (собраний депутатов и сельсоветов), а исполнительно-распорядительные функции осуществляли бы назначаемые главы администраций. То есть так называемые сити-менеджеры. При этом комплектовать районное собрание депутатов предполагалось главами поселений и не прямым голосованием за того или иного кандидата, а по нормам представительства от каждого поселения.

Дабы понять, что сегодня представляет из себя район и входящие в его административно-территориальную структуру поселения, необходимо заметить следующее. В Кусинский район ныне входят собственно Кусинский городской округ, поселения Медведковское, Петропавловское и Магницкое. Бюджет района на 80% дотационный, расходы напрямую покрываются из областного бюджета. «Доходит до смешного: в некоторых поселениях сбор налогов в месяц составляет 20 тысяч рублей, а содержание главы поселения и аппарата сотрудников стоит 120 тысяч рублей», – уточняет Анатолий Брагин.

Тем не менее именно в такой ситуации и, повторимся, практически накануне предстоящих выборов иные кусинские «горячие» головы из числа местных парламентариев неожиданно решают демократизировать выборную систему. Вопрос зачем – не к нам. Вряд ли и сами инициаторы внятно смогли бы вам сформулировать ответ. Впрочем, версии на сей счет имеются, в том числе и кураторов Кусинского района от Законодательного собрания.

«После разговора с главой района Виктором Пенягиным мне стало ясно, что внесенные предложения позволяют части депутатов в сложной экономической обстановке переложить ответственность за происходящее на других лиц и этим, возможно, сохранить свой статус и свои посты в выборных органах власти», – предполагает Анатолий Брагин.

Законодательные ловушки

Анатолий Иванович, убедивший депутатов не пороть горячку, отметил как минимум две правовые ловушки, в которые бы попали депутаты Кусинского района в случае реализации собственных инициатив.

Во-первых, глава района Виктор Пенягин в силу обстоятельств избирался позднее депутатского корпуса, и срок его полномочий истекает не в марте 2010-го, а лишь в 2011 году. Как в таком случае быть с назначением главы председателем районного собрания депутатов и уж тем более с избранием сити-менеджера – вопрос не то что темный, а просто покрытый мраком. Законодательство не предусматривает регулировки подобных коллизий, а надеяться на то, что господин Пенягин добровольно на год раньше сложил бы с себя полномочия – непростительная самоуверенность.

Второй момент вообще хоронит затею кусинских депутатов на корню. Дело в том, что упомянутый 131 закон об общих принципах местного самоуправления запрещает главам муниципальных образований (в данном случае – поселений) совмещать должности в исполнительной и законодательной ветвях власти. Либо ежедневно управляешь в соответствии с полномочиями главы, либо прописываешь нормы этого самого управления в кресле местного представительного органа власти. Другого не дано, поэтому с самого начала инициатива изменить порядок в полном противоречии с действующим федеральным законодательством попахивала волюнтаризмом, на что и было указано Анатолием Брагиным.

Ко всему прочему, предложенные поправки в уставы были внесены на рассмотрение местных представительных органов власти в спешке, что, конечно же, сразу же вызвало подозрения в заинтересованности отдельных сил «подправить» законодательство под себя. После разговора по душам, как говорит Анатолий Брагин, многие местные депутаты признались, что их неправильно информировали и ввели в заблуждение.

Верхний Уфалей, Миасс. Далее – везде?

За последние годы областное правительство не раз сталкивалось с проблемой двоевластия на территориях, где была введена должность так называемого сити-менеджера. Страшный сон управленца – когда в буквальном смысле слова одна рука не ведает, что творит, другая – повторялся с вариациями в Верхнем Уфалее, Миассе, в ряде других территорий, где депутаты в свое время ввели разделение исполнительной власти на формального выбранного главу и управленца-распорядителя исполнительными функциями. Поэтому сегодня гласно и негласно действует прямая установка областных руководителей и руководителей региональной «Единой России» о переходе к традиционной схеме, когда избранный глава руководит работой муниципалитета (поселения), а депутатский корпус работает в соответствии со своими полномочиями.

Должности сити-менеджеров, согласно плану областных руководителей, останутся лишь там, где их существование прямо прописывается в законодательстве. Таких территорий на Южном Урале три, и все они относятся к типу закрытых административно-территориальных образований. Это города Снежинск и Озерск, а также пока сохраняющий статус ЗАТО поселок Локомотивный.

Во всех прочих муниципиях областная власть желает видеть одного и, желательно, вменяемого главу, который бы мог полностью отвечать за происходящее на подведомственной территории. Например, за подготовку к отопительному сезону, за исправную работу школ, больниц и прочее. Желание области понятно и оправданно, потому как разгул демократии в отсутствии нормальной работы органов власти не нужен никому и провоцирует только растущее недовольство населения. Буквально на этой неделе участники клуба политического действия «4 ноября» партии «Единая Россия» с жаром обсуждали коллизию села Хомутинино, где осенью нынешнего года должны пройти выборы депутатов по партийным спискам.

Только представьте себе небольшое южноуральское село, в котором осенью избиратели, скорее всего, вслух ругаясь и всячески понося власти всех уровней, будут вынуждены выбирать депутатов не исходя из их деловых и человеческих качеств, а на основе абстрактных программ политических партий! Скажите честно, как можно справедливо решить, кто из партийцев лучше справится, скажем, с текущей каждый год канализацией, залатать дыры в которой банально не хватает денег местного бюджета?

Вот кто?! Лучше справится Иван Иванович Иванов из «Единой России» или Сидор Сидорович Сидоров из «Справедливой России»? А может, проще и эффективнее решат эту проблему представители КПРФ или там ЛДПР? Скажете, сюрреализм? Нет, к сожалению, это реальность жизни хомутининцев, депутаты которых поставили односельчан перед абсурдностью выбора.

Именно поэтому Анатолий Брагин как представитель законодательной ветви власти и «Единой России» вынужден был провести «разъяснительную» работу в Кусе, чтобы избежать ненужного (и вредного!) разгула демократии. Ситуация, как выразился наш собеседник, обязательно будет «засвечена» и в кулуарах Законодательного собрания, и в недрах партийных структур ЕР, чтобы избежать массового тиражирования подобного опыта и навсегда отбить охоту экспериментировать с формами управления на местах.

P.S. После подготовки материала обозревателю Chelyabinsk.ru стало известно как минимум еще о двух территориях, где местные власти готовы быстро ввести поправки в уставы с целью изменения порядка выборов. По нашим данным, это обсуждалось и, возможно, будут предприняты попытки ввести должность сити-менеджеров в Аргаяшском и Красноармейском районах области. Остается надеяться, что областные руководители вовремя смогут найти аргументы и остановить процесс.

Фото: Фото с сайта Zs74.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления