Политика Дмитрий Вяткин, депутат Государственной думы РФ: «Случайные люди во власть попадать не должны»

Дмитрий Вяткин, депутат Государственной думы РФ: «Случайные люди во власть попадать не должны»

" src=

Новый состав Госдумы пятого созыва проработал почти месяц. Все южноуральцы, попавшие в нижнюю палату парламента, уже определились с комитетами и направлениями, которыми будут заниматься. Так, бывший вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области Дмитрий Вяткин стал членом комитета Государственной думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. В то же время он будет сотрудничать и с комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, а также войдет в состав рабочей группы, где будет разрабатываться новая версия Кодекса РФ об административных правонарушениях. О том, как он чувствует себя в новом статусе и какие первые шаги намерен сделать, Дмитрий Федорович рассказывает в интервью корреспонденту Chelyabinsk.ru.

Дмитрий Федорович, прошел первый месяц вашей работы в Госдуме. Вы уже определились с направлениями, по которым будете работать?

– В отличие от Законодательного собрания Челябинской области, где большинство депутатов работают в двух комитетах, в Госдуме совсем иной порядок: можно выбрать только один комитет. Решение поработать в комитете по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, который возглавляет Павел Владимирович Крашенинников, было для меня принципиальным. Однако это не значит, что я не могу участвовать в разработке и рассмотрении тех или иных законопроектов, которые касаются вопросов других комитетов. В частности, есть договоренность с председателем комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Николаевичем Плигиным об участии в рабочей группе по принятию нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Тем более у меня есть определенный опыт работы в этом направлении на уровне Челябинской области. Кроме того, есть намерение участвовать в рассмотрении законопроектов, связанных с вопросами местного самоуправления – этим мне также приходилось заниматься, будучи депутатом ЗСО. Кроме того, я вошел в состав экспертного совета при фракции «Единая Россия».

Вы упомянули достаточно широкий спектр вопросов, которые хотели бы охватить, работая в Госдуме. На чем сконцентрируетесь в первую очередь?

– В первую очередь, в комитете по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству буду заниматься вопросами гражданского и арбитражного процессов. Что касается законодательства об административной ответственности, то считаю необходимым определить, – каким образом через законы субъектов РФ защитить нормативные акты, которые принимаются органами местного самоуправления. В первую очередь, это вопросы благоустройства, градостроительства и распоряжения земельными участками в границах муниципалитетов; вопросы организации образовательного процесса, оказания медицинской помощи, ритуальных услуг, транспортного обслуживания населения. Это далеко не полный перечень вопросов, которые регулируются муниципально-правовыми актами и за нарушение которых должна быть установлена ответственность. Однако, не имея рычагов воздействия на виновных, сложно требовать неукоснительного исполнения принятых на местах положений и решений.

Получается парадоксальная ситуация: согласно Конституции РФ устанавливать меру административной ответственности могут только федеральные и региональные государственные органы, однако они не могут в полной мере взять на себя контроль за соблюдением муниципальных нормативных актов. Считаю, что дела, касающиеся нарушения муниципальных норм и правил нужно и рассматривать на местах. Если нарушение очевидное, муниципальная административная комиссия быстро примет решение. Это сняло бы нагрузку с мировых судей, которые и так завалены делами до предела. Но пока федеральное законодательство не позволяет этого сделать. В прошлом году Законодательное собрание Челябинской области пыталось восстановить институт административных комиссий, однако сложившаяся судебная практика не дала этого сделать.

Какие еще инициативы, которые разрабатывались на уровне Челябинской области, вы намерены продвинуть в Госдуме? В частности, законопроекты, связанные с вопросами местного самоуправления…

– Что касается вопросов местного самоуправления, в самое ближайшее время будут приняты изменения в действующее федеральное законодательство, в соответствии с которыми будет установлен порядок присвоения классных чинов муниципальным служащим. К сожалению, с июня 2007 года такая система перестала существовать, потому что не была предусмотрена в федеральном законе «О муниципальной службе РФ». Изменения в законе необходимы. Любой муниципальный служащий должен быть заинтересован в повышении своего профессионального уровня, в продвижении по карьерной лестнице. И чем лучше квалификация у человека, чем выше классный чин, тем больше должна быть оплата труда.

Если говорить о 131-м законе, остался всего год до того, как его введут в действие полном объеме. В то же время он подвергается постоянной и объективной критике. Какие поправки еще можно успеть внести до начала его реализации?

– Если начать перечислять все недостатки, это займет слишком много времени. Предложения по внесению изменений в этот законопроект, которые продолжают поступать в Госдуму, касаются практически каждой статьи. Много вопросов остается по основам организации местного самоуправления, по более оптимальному и гибкому подходу к территориальной организации местного самоуправления. С моей точки зрения, недостаточно проработан вопрос об ответственности выборных должностных лиц органов местного самоуправления за результаты их деятельности. К сожалению, так и не решается вопрос по определенным требованиям к лицам, которые планируют замещать выборные должности. К примеру, чтобы стать судьей, нужно соответствовать сложным критериям отбора. То же касается врачей, учителей и так далее. Причем требования с каждым годом становятся все более жесткими. А для будущего руководителя муниципального образования – неважно, сельсовета или города-миллионника, – никаких критериев отбора нет.

Безусловно, необходимо ввести ограничения по личностным характеристикам: наличие или отсутствие пятен в биографии, того или иного специального образования. Как человек может руководить, если он понятия не имеет, что такое бюджетный процесс, никогда не занимался вопросами жилищно-коммунального хозяйства? Случайные люди во власть попадать не должны. Если обратиться к западному опыту, мы увидим, что требования к руководителям муниципалитетов порой очень жесткие. Чтобы стать главой муниципального образования, необходимо соответствовать этой должности, дорасти до нее. Посмотрите, главы поселений, входящие в состав районов, главам этих районов практически не подчиняются. Цепочка власти разбита на отдельные кусочки. Хочет руководитель поселения общаться с главой района и конструктивно сотрудничать – будет, не хочет – никто ему указ. С этой практикой пора заканчивать.

Для реализации таких крупных проектов, как, допустим, нацпроекты без координации деятельности всех уровней власти – от федерального до местного, – без ответственности за исполнение тех или иных решений ничего не получится. Сейчас же ситуация такая: федеральные власти приняли решение, регионалы поддержали, а на уровне местного самоуправления заявляют, что в систему госвласти не входят и федералам не подчиняются.

Порой, законодательные инициативы, которые приходят от регионов просто «кладут под сукно». Что вы как депутат Госдумы можете сделать, чтобы предложения, поступающие в том числе и от Южного Урала, были услышаны?

– Действительно, большая часть законопроектов от региональных парламентов отклоняется. Чаще всего это связано с тем, что нет ответственного лица, который бы мог эти законопроекты курировать. Кроме того, не используются возможности экспертного совета, который создан при фракции «Единой России» на котором можно было рассматривать законопроекты, получившие отрицательное заключение правительства РФ или государственно-правового управления Госдумы и администрации президента РФ. Как правило, именно эти службы и органы непосредственно влияют на судьбу законопроектов. Любой профильный комитет при наличии отрицательного заключения будет принимать отрицательные решения.

Что касается меня, я готов подключаться к рассмотрению тех законопроектов, которые касаются деятельности трех комитетов – по конституционному законодательству и госстроительству; по местному самоуправлению и по уголовному, гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству. Перед поступлением в Госдуму, текст законопроекта необходимо обсудить непосредственно в аппаратах профильных комитетов, возможно, связаться с правовыми службами администрации Президента и Госдумы, выйти на экспертный совет. Тогда шансов на прохождение того или иного законопроекта, если он действительно несет разумные предложения и здравое зерно, будет значительно больше.

Фото: Олег Каргаполов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления