Политика Время Сумина

Время Сумина

На прошлой неделе исполнилось 10 лет со дня нахождения в должности губернатора Петра Сумина. Накануне этого события корреспондент Chelyabinsk.ru встретился с людьми, хорошо знающими главу области, и попросил их ответить на два простых вопроса...

" src=

На прошлой неделе исполнилось 10 лет со дня нахождения в должности губернатора Петра Сумина. Накануне этого события корреспондент Chelyabinsk.ru встретился с людьми, хорошо знающими главу области, и попросил их ответить на два простых вопроса: главные достижения и самые большие ошибки Петра Сумина на губернаторском посту. Однако даже его нынешние оппоненты затруднились сразу ответить на второй вопрос. В итоге у некоторых получились рассказы на тему «Петр Сумин в моей жизни»

Андрей Косилов, первый вице-губернатор Челябинской области: «Губернатор всегда готов признать свои поражения»

Сумину я достался по наследству. Это произошло после того, как я участвовал в предвыборной кампании депутатов Верховного Совета Тогда я был помощником председателя областного Совета Бориса Михайловича Исаева. С Петром Ивановичем мы познакомились на первом съезде народных депутатов, когда предполагалось, что будет выступать Исаев, а затем это право доверили Сумину. Это было знаменитое выступление, когда будущий губернатор говорил об экологических проблемах ПО «Маяк», о необходимости заключения договоров между центром и регионами. На съезде Бориса Исаева избрали заместителем председателя Верховного совета, и некоторое время он был замом у Бориса Ельцина. Борис Михайлович приглашал меня уехать вместе с ним в Москву и предлагал работу в аппарате Верховного совета. А Сумин предложил остаться в Челябинске и стать его помощником. Когда он возглавил облсовет, я стал работать там управляющим делами.

Андрей Косилов

Далее были знаменитые события 1991 года, расстрел Белого Дома. Мы пытались доказать Ельцину всю несправедливость решения по смещению Сумина, который не делал ничего предосудительного, тем более в поддержку ГКЧП. Правда, он и по площадям не прыгал, как некоторые бывшие партократы. В этом и есть весь Сумин. Он никогда не был человеком, который из конъюнктурных соображений будет бегать на митинги и пикеты.

Весной 1993 года все было сделано для того, чтобы не дать людям проголосовать. Панически боявшийся выборов г-н Соловьев сделал все, чтобы лишить избирательную комиссию финансов. Тем не менее средства мы нашли, выдали их избирательным комиссиям, и выборы состоялись.

Тогда вместе с Григорием Петуховым и Александром Саломаткиным мне пришлось выступать чуть ли не во всех судебных инстанциях: от областного суда до Конституционного. Все суды мы выиграли.

Далее смогли взять на определенное время под свой контроль финансовые позиции. Большинство глав администраций заявили о своем желании работать с Суминым. В Челябинск приехала комиссия во главе с генералом контрразведки, руководителем диверсионного подразделения в Афганистане Кимом Цаголовым. Комиссия пришла к мнению, что надо поддержать кандидатуру Сумина. Вышел соответствующий указ, и только то, что он был подготовлен в дни путча, помешало Ельцину его подписать. За Сумина вступились руководители регионов: Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов и многие другие.

В период двоевластия Сумин пережил колоссальный стресс, прежде всего от предательства и несправедливого к себе отношения. Несмотря на внешнюю жесткость и выдержку, он очень страдает от таких поступков. Что бы сейчас Соловьев не говорил о хорошем отношении к Сумину, то, что он сделал, было предательством. Они оболгали и извратили роль Сумина в августовских событиях 1991 года. Соловьев стал губернатором в результате серьезной аппаратной интриги, которую возглавлял его друг, бывший секретарь обкома комсомола Виктор Ильюшин. И ради собственной карьеры Соловьев оболгал (не своими устами) Сумина. Умные аппаратчики всегда действуют чужими руками. Если бы не было Ильюшина вместе с Ельциным, никакого Соловьева никто бы не назначил.

Сегодня моя цель – обеспечить возможности для эффективной реализации всего потенциала Петра Ивановича и всеми мерами укреплять его власть, в том числе и принимать огонь на себя. Этот лозунг дорого обошелся мне в 2000 году, когда нас «колошматили», – у меня случился первый инфаркт.

Сумин, прежде всего, – цельная личность. Он обладает в совокупности всеми качествами, которые нужны политику: профессионализм, порядочность и патриотизм. Для южноуральцев с каждым годом своей работы Сумин раскрывается все сильнее и сильнее. При этом он не любит заниматься самопиаром, многое из того хорошего, что делает Сумин, обезличено и не ассоциируется с ним.

Тем, кто хочет работать и не боится брать на себя ответственность, Сумин дает полную свободу. При этом губернатор – очень жесткий руководитель, который соблюдает иерархию в отношениях и субординацию.

Губернатор очень четко понимает грань между информацией, которую ему несут, и попытками «влить в уши». Все, кто работает с Суминым давно, знают это и не пытаются лишний раз что-то приукрасить, замолчать. У него достаточно много источников информации, и если ты сегодня сам не скажешь о решении проблемы, завтра тебе это дороже обойдется. При этом он человек очень добрый. Сумин может серьезно отругать, пошуметь, но при этом сам очень сильно переживает. Но только тогда, когда у человека есть реакция. Если ты осознаешь недоработку и ее исправляешь, то тебе гарантировано неограниченное доверие губернатора.

Если говорить о достижениях, то главное – то, что мы не стоим на месте. Можно взять любую тему: от газификации до помощи малоимущим. А вообще, надо людей поспрашивать. Пусть они оценку дадут.

При этом Сумин всегда готов признать свои поражения. Даже когда происходят чрезмерные обострения в личных отношениях. Когда ты показываешь ему, что тебе не нравится несправедливая критика, он реагирует на это. Причем в первые моменты весьма болезненно: он же считает, что справедливо тебя критикует. А когда видит, что обидел, пытается подбодрить. С ним работать непросто, но очень интересно.

В борьбе с коррупцией позиция губернатора однозначна, он не пытается прикрыть какие-то грязные делишки своих подчиненных, поскольку сам никогда в этих делах не участвует. Есть проблема – иди объясняйся. Если ты перед законом чист, тебя губернатор защитит. При Сумине есть четкое понимание, что такое порядок. Он не дает разойтись ни коррупционерам, ни взяточникам.

Евгений Минченко

Евгений Минченко, президент холдинга «Нью-имидж-МИПЭ»: «Сумин – гений пиара»

Главная победа Сумина – на выборах 1996 года над Соловьевым. Соловьев – человек, который лютой ненавистью ненавидел пиар и считал, что хуже пиара зверя нет. Он полагал, что людям надо говорить всю правду, какой бы горькой она не была, и часто его заносило. Создавался образ человека достаточно закрытого в себе со своими мыслями, не близкого к людям. Этот образ и стал причиной победы Сумина на выборах. У Петра Ивановича другой архетип – председателя колхоза из фильмов 50-60-х годов. Такой добрый заботливый начальник среднего звена, радетель за народ.

В 2000 году мы проводили исследование в фокус-группе и показывали ей предвыборную программу Сумина 1996 году. Смотрите, вот это обещал – не выполнил. «Ну, что делать! Ну не смог». Сумин в этом смысле оказался гением пиара.

Есть черты русского национального характера, которые не учли оппоненты Сумина. Когда мы затрагивали в опросах здоровье Сумина, «Как вы относитесь к известным слухам?», люди говорили, он же за нас болеет и переживает. Вот сердце и надорвал. Оказалось, что в российском менталитете заложено такое отношение. А, к примеру, в США болезнь политика, осложняющая его деятельность, будет компроматом.

Сумин оказался достаточно компромиссной фигурой. Ему удалось договориться и с местным бизнесом и с олигархами и выстроить между ними баланс интересов. При Сумине в Челябинской области не было преследования бизнеса. При Соловьеве отношение к предпринимателям было жестче. Петр Сумин воевал только с Василием Кичеджи, которого он счел своим врагом, и тот вынужден был уехать из области.

Из глобальных промахов команды Сумина я бы отметил то, что она выбрала в значительной степени не интенсивный, а экстенсивный путь развития экономики. Второе, безусловно, – кадровая политика. Столько уголовных дел на сотрудников администрации говорит само за себя. Можно сколько угодно заявлять, что это заказ, но ситуацию слова не меняют.

Сегодня центр требует от губернатора не очень многого: чтобы не было откровенных провалов, социальных протестов населения. Основное – стабильность Плюс должен быть необходимый электоральный результат на выборах. Сумин этим критериям соответствует.

Олег Грачев

Олег Грачев, первый вице-мэр Челябинска, автор политического очерка «Долгая дорога к выборам»: «Сумин 10 лет работает в сопровождении слухов и провокаций»

Самый запоминающийся момент – ночь выборов 1996 года. Мы с Андреем Косиловым допоздна сидели в штабе губернатора. Где-то в 3 часу ночи, когда уже все стало ясно с результатами, я заснул на диване. Просыпаюсь – на мне пиджак Андрея Косилова, было прохладно. Он приготовил кофе. Будит меня: «Поехали бриться, Сумин ждет нас к 9 утра». У меня была примета – за месяц до выборов переставал бриться, и тогда она первый раз сработала. Косилов ходил в штабе в одних брюках с налепленными на животе и лбу агитационными стикерами «Петр Сумин».

Я чувствовал тогда, что у Сумина будет все в порядке. Но не думал, что настолько. Сумин – чрезвычайно харизматичный человек. Соловьев тоже харизматичен. Ведь многие совершенно неверно интерпретируют фразу Вадима Павловича, которая ставится ему в укор: «Не рожайте». На самом деле, Соловьев говорил вполне разумные вещи. Если приняли решение заводить ребенка, то понимайте и всю ответственность за это. Надо взвешивать свои возможности с планами. Может быть, это было сказано не ко времени и не к месту. Сумин такого никогда бы не сказал.

Сумин обладает именно харизмой, а не имиджем. Имидж – это что-то выстроенное, в том числе и искусственно. А Сумин такой, какой есть. Он народный.

Команда Соловьева сделала абсолютно неправильный пиаровский ход, когда в глянцевых журналах появились фотографии Вадима Павловича в кристально белоснежном костюме. А Сумина сложно представить в таком костюме. Если человек не дворянской кости, он из себя и не строит потомка князя. А Сумин из крестьянской семьи, и везде это подчеркивал. И до сих пор у него деревенские обороты в речи проскальзывают.

Плюс Сумина в том, что он очень сильный человек. 10 лет он работает в сопровождении постоянных слухов и провокаций, в том числе и на тему его здоровья. Челябинской области просто повезло, что у нее такой губернатор.

Если говорить об экономике, то здесь плюсы – программа газификации и дороги. И за то, и за другое Сумин взялся серьезно. Третье – строительство культурно-спортивных объектов, которые при нем появились как в Челябинске, так и в других городах.

Челябинская область – политически серьезный регион, в котором присутствуют интересы довольно мощных бизнес-кланов. Губернатору в таком регионе приходится нести тяжелую ношу, он должен сохранять баланс интересов. Сумину это удается.

Я бы назвал всего один провал губернатора. Но и тот он переосмыслил. В 1998 году было принято решение о запрете вывоза зерна за пределы Челябинской области. Это была серьезная ошибка. Часть крестьянских хозяйств разорилось. Через два года на заседании ЗСО команда Сумина признала, что это было ошибочное решение. В 1998 году был собран хороший урожай зерна. В результате получился пшик. Ошибочное решение обосновывалось борьбой с перекупщиками, но, борясь с одной бедой, мы вызвали другую – нанесли урон сельскому хозяйству. До сих пор отголоски того решения дают о себе знать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления