RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Политика Перенесут ли выборы?

Перенесут ли выборы?

Назначенные на декабрь 2004 года выборы главы города и депутатов городской Думы могут быть перенесены на один год. Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, дает для переноса формальные основания. Выборы можно отсрочить на год...

Назначенные на декабрь 2004 года выборы главы города и депутатов городской Думы могут быть перенесены на один год. Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, дает для переноса формальные основания. Выборы можно отсрочить на год, совместив с голосованием другого уровня. Сайт 74.RU провел по этой теме круглый стол, в котором приняли участие известные в Челябинске политконсультанты – директор аналитической группы «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских, креативный директор аналитического агентства «New Image» Алексей Баранов, специалист стратегического планирования в бизнесе и политике Игорь Савельев, вице-президент консультационной компании «Советник» Александр Подопригора.

- Какова на сегодняшний день вероятность переноса выборов?

Алексей Баранов:
- Будут ли выборы перенесены или нет, никто сегодня не может гарантировать стопроцентно. Даже ярые сторонники переноса либо непереноса. Первый вице-губернатор Андрей Косилов уверен на 95 процентов, что выборы перенесут. Мэр Вячеслав Тарасов, напротив, уверен на 95 процентов, что выборы не перенесут... Какие законодательные органы будут решать этот вопрос, сказать сложно.

Юридически для переноса выборов есть два основания, которые зафиксированы в так называемом «пакете Козака» (131-й закон «О местном самоуправлении»). Сказано, что выборы можно переносить, во-первых, если изменяется статус муниципального образования, во-вторых, если увеличивается или уменьшается количество избирателей более, чем на десять процентов.

Пока повода для переноса выборов нет. Вряд ли возникнет ситуация, что так сильно возрастет или уменьшится число избирателей. И вопрос о смене статуса города Челябинска как муниципального образованья пока не поднимался. А может случиться так, что статус города Челябинска изменится, но это будет сделано слишком поздно - и переносить выборы уже не будет возможности.

Да, рекомендации есть, но есть еще план избирательной комиссии, согласно которому назначены конкретные выборы: в этом году - выборы депутатов городской Думы и главы города, в следующем - выборы губернатора и депутатов Законодательного собрания. Правда, эти планы появились задолго до того, как поправки в 131-й закон начали активно обсуждаться.

Подобные проблемы - перенесут выборы или не перенесут, стоит начинать кандидатам кампанию сейчас или подождать – озвучивались и раньше в других регионах. В 2003 году ситуация была разрешена следующим образом. Дмитрий Козак, собрав представителей администраций и избиркомов тех территорий, где должны были пройти выборы в 2003 году, объяснил, что просто-напросто нужно внимательно читать закон. 84-я статья закона рекомендует выборы по возможности совмещать. Но при условии, когда выборы уже назначены, они переносятся в том случае, если... И вот тех самых «если» - всего два пункта, о которых уже было сказано выше...

Александр Подопригора:
- В вопросе переноса выборов есть две стороны: юридическая и политическая. И они сегодня друг другу противоречат. Я лично считаю, что возобладает политическая, и выборы, скорее всего, перенесут. Юридическая сторона вопроса носит двойственный характер: с одной стороны, Государственная Дума приняла решение о возможности совмещения выборов. Закон принят в первом чтении, и оснований предполагать, что он не будет принят во втором и третьем чтениях, нет. С другой стороны, переносить выборы именно разрешено.

С реализацией такой возможности на местах есть проблемы, главная из которых заключается в том, что совмещенные выборы должны пройти не позже 1 ноября. А областные выборы у нас уже назначены на декабрь. Поэтому на местном уровне нужно принять закон, который сокращает полномочия и губернатора, и Законодательного собрания на два месяца.

Насколько я знаю, сегодня это нельзя сделать просто так, сокращение срока полномочий губернатора не прописано в законе. То есть в случае совмещения выборов губернатор должен подать в отставку, а это уже означает другую историю, где действуют другие законы. Таким образом, автоматически выборы совместить нельзя, и ситуацию вполне можно оставить нетронутой.

Но есть еще политическая сторона вопроса, и она, на мой взгляд, работает в противоположном направлении. По сути, принятием законопроекта, разрешающим совмещение выборов, федеральный центр объявил свою политическую волю. Президент внес законопроект, Дума его в подавляющем большинстве одобрила. Это некий знак регионам, как должно быть. Идет политика укрепления вертикали власти. Если выборы проходят поэтапно – сначала муниципальные, потом региональные - возможность для маневров получают различные политические силы.

При совмещенных выборах подавляющее преимущество получит та политическая структура и те политические лидеры, которые консолидируют у себя финансовые и административные ресурсы. По сути, это партия «Единая Россия» и поддерживающая ее местная исполнительная власть... Воля Кремля озвучена, и власти на местах должны иметь серьезное мужество и аргументы, чтобы ее игнорировать. Есть ли такие аргументы у нашей областной власти, не знаю. Губернатору портить отношения с Москвой незачем, у него свои проблемы с выдвижением на третий срок. Единственный, кто страдает от этого переноса, действующий мэр Вячеслав Тарасов. Не думаю, что для областной власти - это тот аргумент, из-за которого она будет ссориться с федеральным центром.

Игорь Савельев:
- 95 процентов против 5, что выборы в городскую думу состоятся. Никаких проблем с тем, чтобы они состоялись, на самом деле не было и нет. Ситуация в Челябинске сегодня такова, что в первую очередь в этом вопросе все зависит от воли Вячеслава Михайловича Тарасова, а также от того, насколько продуманными и уверенными будут действия городского избиркома.

В законах, регулирующих избирательный процесс на местном уровне сегодня достаточно противоречий для того, чтобы любой сильный политический игрок мог разворачивать ситуацию в нужную ему сторону. В рамках Челябинска в «высшей лиге» играет у нас пока только одна команда – это команда действующего мэра. Она и направляет в нужную ей сторону этот процесс. В какую сторону? Тарасову нужно, чтобы выборы в 2004 году состоялись. Можно этому помешать? Примерно до конца августа можно. Только желающие пока не проявились. А через пару недель, даже если они вдруг объявятся – уже времени может не хватить.

Так что скорее всего выборы в этом году будут. А то, что слухи о переносе выборов вдруг появились – не исключено, что сначала кто-то решил «прозондировать» ситуацию в Челябинске. А потом еще кое-кто решил раздуть огонек. Ну а наши доблестные СМИ, как всегда, слухи радостно подхватили. Единственный и довольно существенный результат, который можно при этом отметить – довольно значительная часть проснувшихся было участников избирательного процесса свернула свою деятельность. На всякий случай…

В мае большая часть будущих кандидатов уже активно вела переговоры со специалистами по выборам и между собою, округа делили, за новыми схемами нарезки охотились, бюджеты обсуждали, некоторые даже «пиариться» активно начали. Кое-кто за весну успел потратить около 15-20 тысяч долларов. И я не одного человека здесь имею в виду.

А в июне почти все остановились, и в результате два летних месяца безвозвратно потеряли. В основном, обсуждая слухи о том, состоятся выборы в этом году или не состоятся. А в политике так нельзя себя вести. Приняли решение? Пошли на выборы? Начали кампанию? Выгодны выборы именно в этом году? Действуйте так, чтобы они состоялись! Не знаете как? Консультируйтесь – с политтехнологами, юристами, специалистами по СМИ. Формируйте в свою пользу общественное мнение. Привлекайте сторонников. Все это и называется «быть политиком», «проявлять политическую волю», «определять направление развития»…

А то, что законы принимаются на федеральном уровне – так это совсем другая песня. У них там свои процессы все диктуют. Основанием для появления того или иного закона, а также сроков и темпов его рассмотрения может оказаться вопрос взаимоотношений между федеральными органами власти и Лужковым, например. Когда начались все эти публичные размышления о переносе выборов кто-то заговорил даже о политической воле Кремля и Президента! Президенту нет никакого дела до того, состоятся выборы в челябинскую городскую думу в этом или в следующем году. Кремлевская администрация в ее сегодняшнем виде хороша тем, что она принимает стратегические решения.

С помощью достаточно разных инструментов всем объявлено, что целесообразно совместить выборы, но окончательное решение остается на усмотрение местных властей. Иногда администрация президента рада и свою собственную политическую волю проявить. Но только тогда, когда у нее выбор есть из нескольких претендентов на тот или иной пост.

В случае Челябинска образца лета 2004 года ни у нас с вами, я имею в виду жителей Челябинска, ни у Президента выбора, как я понимаю, нет. По крайней мере пока. Ну а нет выбора, нет ни возможности выбирать, ни воли сделать это. Так что в вопросе переноса муниципальных выборов все у нас пока зависит от мэра и контролируемой им городской избирательной комиссии.

Теоретически, на сложившуюся ситуацию могли бы оказать довольно серьезное влияние областные органы власти, облизбирком, некоторые из депутатов Госдумы и сенаторов – в первую очередь это Аристов, Гартунг, Гришанков и Панов. Но все они по той или иной причине от активного участия в формировании городских органов власти дистанцировались или самоустранились.

А острые вопросы по отношению к предстоящим выборам на самом деле есть. Что это за вопросы? Городские органы власти намерены в августе осуществить довольно серьезную реформу местного самоуправления. Какой будет новая система управления столицей Южного Урала? Насколько при изменении системы управления городом будет затронут городской Устав?

Имеют ли право депутаты городской думы и городская администрация осуществлять столь масштабные изменения без привлечения к этому жителей Челябинска? Юридически может быть и имеют – законы в городе приняты такие, что наши депутаты могут при желании поменять и городской Устав. А как насчет морального права – готовы наши депутаты игнорировать мнения своих избирателей в этих вопросах? Или для них их избиратели – это молчащее быдло?

И наконец, можем ли мы и оправданно ли изменять систему управления городом за две-три недели до начала выборной кампании? Я готов дать стопроцентную гарантию того, что в этом случае подавляющей части челябинцев придется голосовать вслепую. Для чистоты эксперимента давайте спросим не у простых людей, а даже у десяти старших менеджеров и собственников успешных городских фирм и организаций – в чем разница между главой городской администрации, председателем городской думы и главой города в новом варианте? Чем отличаются их функции и выполняемые ими задачи? Позволяет ли новое российское законодательство выбирать между несколькими системами управления городом или система городского управления одна и она предопределена?

Единицы скажут, что новое законодательство о местном самоуправлении позволяет нам создавать достаточно разные системы городского управления и выбирать между несколькими из них. Я опасаюсь того, что в суете предвыборной гонки нас попытаются убедить в том, что возможен только один вариант системы городского самоуправления, что нечего обсуждать и выбора у нас нет.

Дмитрий Чудиновских:
- 95 процентов против 5, что выборы состоятся. Иной расклад будет означать уход Тарасова с политической сцены.

- Кому может быть выгоден, а кому невыгоден перенос муниципальных выборов?

Александр Подопригора:
- По сути, за исключением действующего мэра, ни для каких влиятельных политических сил города и области перенос выборов проблемы не составляет. Я знаю реакцию депутатов городской Думы – они к такой перспективе отнеслись совершенно спокойно. Для тех из них, кто не рассчитывает на переизбрание, это лишний год полномочий. Для тех, кто рассчитывает на переизбрание, это лишний год работы на свою победу. Для депутатов Законодательного собрания это вообще никакого значения не имеет.

Игорь Савельев:
- Вячеславу Михайловичу нужно, чтобы выборы состоялись в этом году. Для него это выгодно потому, что эти выборы могут оказаться для него безальтернативными. Именно сейчас у него сложилась уникальная ситуация, которой не было еще три-четыре недели назад: в мае-июне решение о своем участии в мэрских выборах принимал Константин Жаботинский. И это была довольно серьезная угроза для Тарасова. Но Костя уехал в Москву. И других, я имею в виду серьезных оппонентов, похоже не предвидится. И если в ближайший месяц ситуация не изменится – успех действующего главы города будет предрешен.

Для всех остальных перенос выборов сегодня, на первый взгляд - ни хорошо, ни плохо. Хотя, если разобраться, перенос выборов на следующий год может оказаться крайне выгоден неравнодушным к судьбе своего города жителям Челябинска, значительной части городской элиты, почти всем потенциальным кандидатам в депутаты и некоторым из действующих депутатов городской думы и почти всем депутатам ЗСЧО. Петр Иванович Сумин может найти очень сильные моменты в ситуации переноса выборов на следующий год и выгодно этим воспользоваться. Важно всего лишь понять, какие возможности открываются в том случае, если сделать это, а также как можно организовать и использовать этот процесс.

Алексей Баранов:
- Помимо действующего мэра и городской администрации в его лице, перенос невыгоден и нескольким депутатам городской Думы. Причины - у каждого свои. Кто-то теряет наработанный потенциал, так как проделанная сейчас работа в следующем году принесет намного меньше дивидендов, чем в декабре 2004 года. Другими словами, «жалко вложенных денег»... Другая категория депутатов, кому перенос нежелателен, – это те, кто в следующем году не сможет совмещать должности. Для них важно, чтобы в декабре этого года их место занял приемник: чтобы на год поле не оставалось «пустым» или на нем не начал бы работать какой-то новый кандидат, «не приемник»...

Для остальных участников выборного процесса, в том числе для областного правительства, совмещение выборов, скорее, выгодно. Для кандидатов, которые не являются действующими депутатами, перенос выборов - плацдарм, на котором можно тем лучше укрепиться, чем больше времени на это отведено. Теоретически, перенос выборов может быть нежелателен для некоторых депутатов Законодательного собрания – тех, кто не уверен в своем переизбрании и хочет проверить свои силы на выборах в городскую Думу, а уже в следующем году идти в ЗСО. Но я сегодня таких депутатов не знаю. Возможно, они со временем появятся и оформят свои позиции.

Дмитрий Чудиновских:
Перенос выборов мэра Челябинска и гордумы выгоден:
1. Областной администрации, и прежде всего Андрею Николаевичу Косилову, как возможному претенденту на пост губернатора.
2. Депутатам ЗСО, так как по будущему заксобрания тоже есть вопросы. Иметь в запасе возможность пересесть в гордуму многим из них будет не лишне. Кроме того, совмещение выборов объективно снижает конкуренцию.
3. Конкурентам Тарасова. Будет больше времени на подготовку избирательной кампании.
4. Нынешним депутатам гордумы, которые не намерены переизбираться, и депутатам, которые не имеют амбиций прыгнуть выше.

Перенос выборов невыгоден:
1. Действующему мэру.
2. Гордумским депутатам и кандидатам, уже начавшим выборную кампанию. Перенос выборов для них означает удвоение бюджета.

- Почему перенос выборов невыгоден действующему мэру Вячеславу Тарасову?

Алексей Баранов:
- Если выборы проходят в этом году, то, вкладывая определенное количество ресурсов, мэр имеет больше шансов набрать определенное количество голосов, чем в следующем году. Кроме того, есть интересы областной власти и так называемого «элитного фактора» - например, Валерия Гартунга...

Если выборы главы города будут совмещены с выборами 2005 года, в борьбу за кресло мэра включится ресурс, задействованный под губернаторские выборы. Этим ресурсом очень легко управлять. За счет него можно гораздо проще, нежели в этом году, либо осложнять жизнь действующему мэру, либо, наоборот, ее облегчать... Правда, насколько я знаю, тому, что областная власть готова жизнь Вячеславу Тарасову облегчить, нет никаких подтверждений. Наоборот... Чем сложнее будет Тарасову на выборах, тем проще будет с ним договариваться в случае его переизбрания – и тем лучше для всех.

Я думаю, сейчас Вячеславу Михайловичу придется принять во внимание именно эту модель, то есть стать тем человеком, с которым гораздо проще договариваться, чем несколько лет назад. И тогда он намного больше будет устраивать различные группы влияния, в том числе областную администрацию.

Александр Подопригора:
- Есть один железный аргумент, подтверждающий, что перенос выборов невыгоден действующему мэру. Если выборы состоятся в этом году, Вячеслав Тарасов «проходит» без проблем. Серьезных конкурентов в этом году у него не будет. В следующем - может быть по-другому. В случае переноса Тарасов на полтора года остается в «подвешенном» состоянии. За это время многое может измениться.

Другой момент – поддержка губернатора. Если выборы состоятся в этом году, Тарасов вполне может на нее рассчитывать. Сумину нужно, чтобы кресло мэра занял человек, который не составит ему конкуренции на губернаторских выборах в 2005 году и будет его поддерживать. Тарасов - это такой человек.

Если же выборы мэра и губернатора проходят одновременно, то Тарасов больше отнимает у Сумина, чем дает. В этом случае губернатору для привлечения как можно большего количества голосов челябинцев удобнее идти на выборы, конфликтуя с мэром, нежели одобряя. Но главное даже не в этом, а в том, что на совмещенных выборах поддержка Тарасова для Сумина перестает быть необходимой. Если выборы совмещены, губернатор свои проблемы решает сам. И он выбирает, кто ему больше даст и в плане голосов, и в плане политических перспектив, и в плане торга в федеральном центре.

Знаете, сейчас не очень удобно по 15 лет находиться на одном посту. Тарасов уже почти 15 лет в кресле мэра, Сумин собирается идти на третий срок. Такая конфигурация долгожительства во власти может быть воспринята в Москве неадекватно. Самостоятельное участие Сумина в губернаторских выборах, без поддержки мэра, может быть неким отступным перед федеральным центром в борьбе за право обозначить для себя третий срок.

Игорь Савельев:
- Перенос выборов на следующий год означает для Тарасова появление новых, неожиданных и очень сильных игроков. Задержка выборов с каждым месяцем оставляет действующему мэру все меньше и меньше шансов сохранить свое влияние на процесс формирования городских органов власти. Элита просыпается и набирает силу. Посмотрите, например, как ведет себя Дмитрий Еремин.

Если в конце 90-х годов городские бизнесмены даже и не пытались оспаривать какие-либо действия и решения городской администрации, то уже на переломе между 90-ми и 2000-ми годами отдельные представители бизнеса стали пока еще осторожно, но уже довольно открыто обозначать свои собственные позицию и мнение. Ну а спустя три года оказалось, что с городской администрацией можно даже довольно успешно конфликтовать...

Тому же Еремину, безусловно, было бы выгодно, чтобы выборы перенесли. Почему? Городская дума 2004 года будет сформирована под значительным контролем Вячеслава Тарасова. А вот дума 2005 года такой может и не быть. Да и персональное участие в выборах 2005 года для Вячеслава Михайловича может оказаться довольно проблематичным.

Дмитрий Чудиновских:
- А вы готовы за тоже самое заплатить в два раза больше? Предвыборная кампания Тарасова развернута. Идет масштабное обустройство города. Запланирован грандиозный даже не день, а месяц города. Счет идет на миллиарды рублей. Даже повторить подобное следующим летом и осенью будет крайне затратно. А ведь надо будет превзойти… В то же время Тарасову выгодно, чтобы слухи о переносе ходили как можно дольше. Тарасову будет довольно легко переизбраться, но сложно – добиться большинства в новой думе. Промедление соперников в связи с возможным переносом позволит получить на два-три места больше.

- Совмещение выборов означает, что действующий губернатор Петр Сумин должен уйти в отставку, но тогда он лишается права переизбираться...

Алексей Баранов:
- Я думаю, при желании здесь можно найти законодательные «лазейки». Если губернатор добровольно сложит полномочия, тогда, да, он не сможет выдвигать свою кандидатуру на переизбрание. Но почему добровольно? Ведь можно найти другую формулировку: допустим, губернатор не «добровольно складывает полномочия», а «получает обязанность переизбираться». Думаю, если будет нужно, то Петр Сумин сможет принять участие в выборах, независимо от того, когда эти выборы будут проходить.

Александр Подопригора:
- Депутаты Государственной Думы просто могут внести поправку в закон, согласно которой предельный срок проведения совмещенных выборов продлевается с 1 ноября, допустим, до 1 января. Тогда проблема сокращения срока полномочий губернатора отпадает сама собой. Я уверен, этот юридический казус можно решить и на уровне Законодательного собрания области – для этого нужно просто найти в законе подходящую формулировку.

- Как информация о возможном переносе выборов повлияла на предвыборную ситуацию?

Алексей Баранов:
- Сейчас наблюдается затишье. Все-таки шесть месяцев предвыборной кампании или почти полтора года – разница большая. Перенос выборов делает кампанию как минимум в два раза дороже. Мало таких людей, кому это может быть интересно. Можно рассматривать несколько вариантов. Кто-то уже начал кампанию, но когда возникли слухи о переносе выборов - все затихло: в округе нет никакой работы, кандидат и его команда заняли выжидательную позицию... Есть другие кандидаты – те, кто работу не прекратил. В этом случае кампания, не особенно затратная на сегодняшний день, ведется планомерно и может стать более активной в преддверие выборов, - таким образом, этот период затишья не будет потрачен впустую. А есть третья категория – те, кто решил стать депутатом, но пока обдумывал, что и как, началось затишье...

Александр Подопригора:
- Ситуация находится в подвешенном состоянии. Вероятно, кто-то из кандидатов переориентируется с выборов на городском уровне на выборы на областном уровне. Кто-то решил пойти по партийным спискам и копит деньги. Думаю, это затишье разрешится в сентябре. В Москве будет принят закон, власть на местах должна будет определить свою позицию. Андрей Косилов уже сказал, что если закон будет принят, в целях экономии бюджетных средств областная власть его поддержит...

Дмитрий Чудиновских:
- Была остановка в действиях кандидатов. Сейчас большинство из них возобновило работу.

- Можно ли говорить о моменте, когда пойдет отсчет «утраченного времени» для потенциальных кандидатов?

Александр Подопригора:
- Если человек хочет быть депутатом городской Думы, ему, по большому счету, без разницы, когда состоятся выборы. С учетом переноса он может скорректировать свою кампанию, но все равно будет работать. Август – месяц отпусков, а в сентябре уже все станет на свои места.

Дмитрий Чудиновских:
- Есть разные типы кампаний. Можно стартовать и за полтора месяца до дня голосования. Но при этом надо понимать, что потратить придется на порядок больше чем соперники. И риск проиграть тоже будет высоким.

Алексей Баранов:
- Очень трудно говорить об утраченном времени. Теряют время, пожалуй, только те, кто собирается идти в том же округе, что и кандидаты, не прекращавшие работу. Но таких - единицы.

- Кто, например?

Алексей Баранов:
- Можно говорить, что в округе Владимира Смирнова ведется подобная работа. Но это не значит, что с какого-то времени началась его предвыборная кампания. Просто работа велась весь период присутствия Смирнова в городской Думе. И это самый идеальный вариант для любой выборной должности: кампания должна начинаться на следующий день после того, как тебя избрали... Кто еще? Виктор Лесняк, Сергей Колесник - в их округах была определенная работа. Правда, сегодняшняя картина отличается от той, что была, скажем, года два назад. Поэтому можно констатировать, что эти люди начали предвыборную кампанию.

Игорь Савельев:
- Отсчет утраченного времени для очень многих уже пошел. Некоторые из наиболее дальновидных кандидатов потратили июнь и часть июля на то, чтобы сделать довольно серьезные социологические исследования, описать свои округа вплоть до квартирного фонда, подобрать специалистов, обсудить с ними основные идеи своих избирательных кампаний, сделать фотосессии, разместить в СМИ тестовые интервью и снять реакцию избирателей на них.

Вторая половина июля уйдет у этих кандидатов на то, чтобы на основании полученных исследований разработать стратегии своих избирательных кампаний. А это означает, что с августа они начнут активно и осмысленно действовать как на территории основного, так и в двух-трех резервных округах.

А вот те, кто бездействовал в июне и июле, начнут подготовительную работу только в августе и, соответственно, начнут действовать лишь в сентябре. Или же они вынуждены будут стартовать в августе вслепую. А это – конец, если у вас в округе кто-то из ваших конкурентов двигается на основании продуманной и просчитанной стратегии. Округов - 37. Порядка десяти из них останутся за действующими депутатами.

Еще пять-шесть человек активно работали в июне-июле, не пересекаясь при этом с сильными депутатами городской думы. Так что вся остальная масса стихийных участников избирательной гонки – а их порядка 250-300 человек – может рассчитывать уже не на 27, а только на 20 «потенциально свободных» округов. И число таких округов, в которых можно не работать, а лишь пытать счастье и удачу, с каждой неделей уменьшается.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления