«Аэрофлот» снова «не взлетел»
«Аэрофлот» снова «не взлетел»
Челябинское представительство компании «Аэрофлот» в очередной раз не смогло доказать свое право на получение утренних слотов в направлении «Москва–Челябинск–Москва». Вчера Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказался удовлетворить соответствующую жалобу управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области и «Аэрофлота» в отношении «Челябинского авиапредприятия». Однако представители антимонопольного ведомства намерены оспорить это решение в высшем Арбитражном суде. Кроме того, о своей готовности помочь восстановить справедливость в челябинском небе заявили и чиновники областного правительства.

Компания «Аэрофлот» работает на рынке авиаперевозок 82 года и входит в 20-ку крупнейших авиакомпаний мира. Сегодня она осуществляет вылеты по 94 маршрутам в 47 стран мира, в том числе – в 26 городов России. Количество вылетов в день – 182. Воздушный парк «Аэрофлота» насчитывает 89 самолетов. По собственным оценкам компании, ей принадлежит 11,5% российского рынка авиаперевозок. 51,7% акций «Аэрофлота» владеют государственные структуры. На челябинском рынке авиаперевозок компания работает с 2000 года.

Противостояние между челябинским представительством «Аэрофлота» и «Челябинским авиапредприятием» (ЧАП) началось больше года назад. Тогда на просьбу авиакомпании предоставить ей утренние рейсы по маршруту «Москва–Челябинск–Москва» ЧАП ответил отказом. Представители компании ссылались на то, что аэропорт «Баландино» не располагает необходимыми ресурсами для организации дополнительных вылетов, так как его пропускная способность составляет один самолетовылет в час. Однако «Аэрофлот» расценил шаг ЧАПа как искусственное создание барьеров для работы компании на рынке и обратился в УФАС. Комиссия Челябинского УФАС приняла решение о признании нарушения пункта 1 статьи 5 Закона «О конкуренции» и выдала ОАО «Челябинское авиапредприятие» предписание прекратить нарушение и согласовать с «Аэрофлотом» ежедневный утренний слот по маршруту «Москва – Челябинск – Москва». В ответ на это представители ЧАПа обратились в областной Арбитражный суд. В результате действие постановление УФАС было отменено. Тогда авиакомпания решила обжаловать приговор в окружном суде.

На пресс-конференции в августе прошлого года, посвященной пятилетию работы компании в Челябинске, представитель ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» в Челябинске Юрий Киргизов подтвердил журналистам, что компания не собирается отказываться от своих требований и в любом случае добьется утренних слотов. «Мы сделаем все, чтобы наши пассажиры смогли летать на московском направлении как вечерними, так и утренними рейсами», – пояснил тогда он.

Однако признать правоту «Аэрофлота» Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказался.

По словам руководителя УФАС по Челябинской области Анны Козловой, комментировать сложившуюся ситуацию пока сложно. «Мы до сих пор не получили решение суда, поэтому не знаем о мотивах, на основании которых нам было отказано во второй кассационной инстанции, – сказала она. – Однако это не может быть связано с аргументом, что подобные ситуации находятся вне компетенции УФАС, так как суд доказал обратное. Мы считаем, что ЧАП нарушает закон о конкуренции, поэтому будем оспаривать их действия в Высшем Арбитражном суде».

В самом ЧАПе новость о своей очередной победе, а также намерение крупной авиакомпании продолжить борьбу, восприняли довольно спокойно.

«Спор двух хозяйствующих субъектов – это обычная юридическая практика. Так что это право компании «Аэрофлот» – подавать повторную жалобу или нет. Если возникнет необходимость, мы и дальше будем отстаивать свою точку зрения в суде, – сказал помощник генерального директора ЧАП по связям с общественностью Денис Лузин. – Позиция «Аэрофлота» нам не понятна. Получается, что, требуя утренние слоты, компания фактически просит нас предоставить ей дополнительное конкурентное преимущество перед другими участниками рынка. Что не вполне нормально».

Сегодня контрольный пакет акций Челябинского авиапредприятия (80%) находится у акционеров авиакомпании «Сибирь». По мнению некоторых участников рынка, затянувшийся спор между ЧАПом и «Аэрофлотом» есть ни что иное как конкурентная борьба между двумя авиаперевозчиками. Ведь отдав «Аэрофлоту» утренние слоты, «Сибирь» могла бы получить мощного конкурента по московскому направлению. Между тем ситуацией в челябинском небе всерьез заинтересовались областные чиновники. До этого они уже высказывали свое намерение помочь «Аэрофлоту» в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

«Окружной арбитражный суд – это не последняя инстанция, УФАС будет оспаривать действия ЧАПа в Высшем Арбитражном суде, и областное правительство полностью поддержит требования антимонопольного комитета, – сообщил сайту Chel.ru первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов. – Ситуация, когда авиакомпания сама или через аффилированные структуры владеет аэропортом, ненормальная, потому что уменьшается количество авиаперевозчиков, а в итоге страдает потребитель. Насколько мне известно, подобная ситуация сложилась в Красноярском аэропорту, куда владеющая им компания «КрасЭйр» не пускает «Сибирь» и «Аэрофлот». Мы неоднократно высказывали свое отношение к данному вопросу, направляя письма в ЧАП, однако, кроме отговорок, по существу не получили ничего. Надеюсь, что с помощью Высшей судебной инстанции справедливость восторжествует», – сказал он.