RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

11 м/c,

южн.

735мм 29%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Происшествия подробности Пилот объяснил, почему попавший под град над Челябинском Airbus полетел в Москву с разбитым стеклом

Пилот объяснил, почему попавший под град над Челябинском Airbus полетел в Москву с разбитым стеклом

Разбираемся, мог ли самолет избежать грозовых туч и вернуться в аэропорт сразу после повреждения

Сажать самолет пилотам S7 пришлось с такой вот видимостью

Экипаж несколько минут пытался вывести авиалайнер S7 из грозовых туч над Челябинском под ударами сильного града. Набрав высоту, командир воздушного судна решил не совершать вынужденную посадку в аэропорту отправления, несмотря на разбитое лобовое стекло. На борту было больше 160 человек. Но в каком состоянии A320 летел до Москвы, пассажиры узнали лишь спустя сутки, когда его снимки попали в СМИ. Как челябинцы пережили один из самых страшных полетов в своей жизни и мог ли Airbus A320 вообще не попасть в такую ситуацию — в материале 74.RU.

Челябинка Ольга вместе с двумя взрослыми сыновьями летела в хвосте попавшего в грозу самолета. По ее словам, взлет в Челябинске прошел без проблем, а через 10–15 минут начался настоящий кошмар.

— Со своим стажем перелета в разные страны такого испуга, как в этот раз, мы никогда не испытывали, — рассказала нам Ольга. — Там, [в салоне], парни, мужики прям вцепились в кресла впереди, потому что трясло, как на американских горках. Там всё громыхало, будто железо сейчас отвалится. Темно сразу стало, и за окном сверкает. Я даже подумала, что что-то горит. Потом будто самолет невесомым стал и резко вниз вжух — упал. Люди завизжали, было очень страшно. Экипаж нам ничего не говорил, что происходит. Что случилось, мы узнали лишь вечером 4 июля из новостей.

А320 с бортовым номером VP-BOL выполнял рейс SBI1146 авиакомпании «Сибирь» из Челябинска (Баландино) в Москву (Домодедово). Этот Airbus находится в лизинге и эксплуатируется с марта 2014 года. Он вмещает 174 пассажира.

А так побитый градом Airbus выглядел снаружи после приземления

Среди пассажиров попавшего под град самолета оказался директор Центра технического творчества Челябинской области Владислав Халамов. По его словам, посадку на рейс S7 в местном аэропорту объявили с запозданием.

— Этот полет я буду помнить очень долго. Мы должны были взлететь в 19:55, а вылетели около 20:10. Взлетели, была небольшая качка, начали набор высоты. Потом вдруг потемнело в иллюминаторах. Мы, видимо, вошли в грозовые тучи. И через некоторое время очень сильно самолет начало кидать. Он начал проваливаться вниз. [В салоне] визги, и вдруг начались удары по всему фюзеляжу, — вспоминает Владислав Халамов. — Сразу стало понятно, что это град. Дикий грохот по всему фюзеляжу. Звук был сильный, очень плотный.

«Такое ощущение, что мы просто влетели в какую-то ледяную тучу. Град крупный, прямо ледяные глыбы бились о фюзеляж. Высота была 1000 или 2000 метров»

Владислав Халамов уточнил, что пилоты попытались набрать высоту и выйти из тучи, но это удалось им не сразу.

— Это продолжалось от 30 секунд до минуты. Лупило по всему корпусу самолета так, что удивительно, как двигатели выжили. И самолет начало очень сильно качать, были все эти провалы характерные, — продолжает челябинец. — В иллюминатор видно было молнии. Никогда в самолете не видел такого. Трудно сказать, сколько это длилось. Может, 30 секунд, может, минуту, может, полторы. Пилоты уверенно тащили самолет наверх, и в конечном счете этот звук по фюзеляжу прекратился. Вылетели — за иллюминаторами просто молоко, потому что эти облака еще несколько тысяч метров шли. Ни крыльев, ничего не было видно — тучи и тучи. Мы еще минут 5–10 набирали высоту и вдруг вылетели из этих облаков — и прямо над ними красота. Дальше полет проходил нормально.

Но на этом приключения пассажиров не закончились. По их словам, при заходе на посадку в Домодедово Airbus S7 отправили на второй круг.

— Самолет начал садиться, но его развернули. Он заревел и прямо резко взмыл вверх. Зачем-то нас отправили на второй круг, и мы еще долго летали. Причем всё это происходило с какими-то резкими поворотами штурвала вправо-влево. Я спросил стюардесс, почему так долго мы летели. Они говорят: «Да нам посадку не давали», — рассказывает Владислав Халамов. — Это был самый «веселый» полет. «Самый страшный» не хочется говорить. Но тут впервые я слышал град, понимая, что двигатели-то уязвимы, и самолет кидало из стороны в сторону, прямо как в кино.

На носу самолета образовалась вмятина

Самолет приземлился в Домодедово с опозданием почти на 20 минут. Но сразу на его состояние пассажиры внимания не обратили. И лишь когда увидели фотографии кабины пилотов в СМИ, ужаснулись.

— При посадке самолет кружил и кружил. Муж отслеживал маршрут нашего рейса через приложение. Он говорит, что рядом с нашим самолетом еще четыре или пять самолетов летели. Видимо, наши пилоты нарезали круги, выбирая безопасный маршрут, — предполагает одна из пассажирок.

По предварительным данным, о попадании самолета при взлете и наборе высоты в зону болтанки с крупным градом командир A320 доложил 3 июля около 21:10 по московскому времени после посадки в Домодедово. У Airbus поврежден носовой обтекатель и растрескался внешний слой обоих лобовых стекол летчиков. Судя по фото из кабины, трещины на стеклах значительно снизили видимость пилотам при посадке. При этом самолет сажали в ручном режиме. Вероятно, после этого воздушное судно отбуксировали на ремонт: по данным онлайн-радара, вот уже два дня этот авиалайнер никуда не летает.

В то же время в аэропорту Домодедово на запрос 74.RU ответили, что посадка прошла в штатном режиме, дополнительные процедуры для встречи воздушного судна не потребовались.

В S7 прокомментировали, что повреждения были не настолько серьезными, чтобы вернуться в аэропорт вылета. Появление трещин на внешнем слое стекол самолета в авиакомпании назвали достаточно часто встречающейся ситуацией.

«Вопрос в том, какая это гроза и как в нее попасть»

Оценить эту ситуацию мы попросили опытного пилота аналогичного самолета другой авиакомпании. Командир Airbus A320 «Аэрофлота» Андрей Литвинов в разговоре с 74.RU подтвердил, что в грозу периодически попадают все экипажи.

— Но вопрос, какая это гроза и как в нее попасть. Бывает, кучевки (кучевые облака) стоят такие мощные, что случаются такие неприятные вещи, как, например, с «Суперджетом» в Шереметьево, у которого выбило все компьютеры, или в этом случае [c Airbus в Челябинске], — комментирует Андрей Литвинов. — На локаторе высвечивается грозовой очаг, но бывает, что его ошибочно принимают за дождь. В дождь летать можно, самолеты часто в грозу летают. Град по локатору определить сложно. Но чтобы так стекло разбивало и ограничивало видимость — это, конечно, бывает нечасто. После таких инцидентов всегда снимается расшифровка параметров полета, прослушиваются переговоры с диспетчером, переговоры с экипажем, [выясняется], знал или нет экипаж о наличии по трассе грозовых облаков. Это всё анализируется, и после этого делается заключение, виноват экипаж или нет.

Пилот уточняет, что грозовые очаги хорошо видны на локаторе диспетчеров в аэропорту.

— Надо разбираться, как и почему экипаж попал в это грозовое облако и почему диспетчер [аэропорта] его не предупредил, что по курсу грозовые очаги. Если экипаж предупредили, он должен был по своему локатору посмотреть перед взлетом, попадает или нет он в этот очаг. Если он попадает по локатору, значит, диспетчер обязан был его отвернуть [от грозового очага]. В любом случае послеполетный разбор неизбежен, — подчеркивает Андрей Литвинов.

В этой ситуации самой большой проблемой для экипажа стали побитые лобовые стекла самолета, практически ограничившие обзор при полете и посадке.

— Через такое стекло не видно взлетно-посадочную полосу, смотреть вперед становится проблематично. Это как в машине, когда паутинка по всему лобовому стеклу. Естественно, для посадки это неприятный момент из-за ограниченного обзора, — рассуждает пилот.

«Сажать самолет с разбитым лобовым стеклом — всё равно что ехать на автомобиле с закрытыми глазами»

Впрочем, как подчеркивает наш собеседник, подобные повреждения не обязывают экипаж немедленно возвращаться в аэропорт вылета или искать ближайший аэродром.

— Там не один слой стекла, их несколько. Силовое стекло повредить практически невозможно. Бывает, что внешнее стекло трескается, и у меня был такой случай, когда на 10 тысячах метров стало растрескиваться стекло. Но по нашим документам это не запрещает экипажу продолжить полет. Единственное ограничение — по высоте [полета]. То есть [в таких случаях] нельзя на высоком эшелоне лететь. Скорее всего, экипаж [самолета S7] эту высоту занял и на ней летел.

Летели этим бортом? Знакомы с пилотами или экипажем этого рейса? Свяжитесь с нами.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

Похожий случай произошел в 2017 году в Стамбуле. Тогда украинский пилот «Атлас Глобал» Александр Акопов принял решение вернуть в аэропорт вылета Airbus A320, лобовое стекло которого повредил мощный град на высоте 4000 футов. Из-за плохой видимости капитану пришлось сильно накренить борт, чтобы ориентироваться через боковые стекла. Никто из 121 пассажира и 6 членов экипажа не пострадал. Успешная экстренная посадка попала на видео, после чего пилот стал героем соцсетей и зарубежных СМИ, а президент Украины подписал указ о его награждении орденом «За мужество».

Аварийно приземлять пострадавший от града Airbus A319 пришлось и пилоту American Airlines в США. Серьезные повреждения лобового стекла и носового обтекателя экипаж расценил как чрезвычайную ситуацию и запросил посадку самолета со 130 пассажирами на борту в ближайшем аэропорту. Руководство авиакомпании назвало действия пилотов и бортпроводников отличной работой.

Аналогичная ситуация была и у пилота авиакомпании China Southern Airlines. В 2019 году командиру воздушного судна пришлось сажать в Пекине самый большой на тот момент авиалайнер Airbus A380–800 с разбитым лобовым стеклом и носовой частью. Серьезные повреждения самолет получил, попав под град при подлете к месту назначения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления