Мой дом «Частные» парадоксы стройэкспертизы

«Частные» парадоксы стройэкспертизы

Долгожданное введение негосударственной экспертизы проектов застройки отложилось на неопределенный срок. Ситуация парадоксальна: с 1 апреля компании могут получать разрешения на строительство на основе заключения негосударственного...

Долгожданное введение негосударственной экспертизы проектов застройки отложилось на неопределенный срок. Ситуация парадоксальна: с 1 апреля компании могут получать разрешения на строительство на основе заключения негосударственного эксперта, но только теоретически. Проводить такую экспертизу некому – более 500 экспертных организаций в стране лишились аккредитации. Всему виной несогласованность действий федеральных ведомств, считают игроки рынка. На челябинских стройках эта задержка никак не отразилась, но строительное сообщество возмущено неразберихой – надежды на революционное сокращение сроков согласования документации тают.

30 марта 2012 года Росаккредитация приостановила действие аккредитационных свидетельств всех компаний, которые проводят негосударственную экспертизу проектной документации объектов строительства. В реестр, который опубликован на сайте «Административная реформа в РФ», включено 522 организации, 16 из них находятся в Челябинской области. У всех имеются свидетельства на право проведения негосударственной экспертизы документации строительных объектов, но действие свидетельств приостановлено.

Тем временем, с 1 апреля заработал федеральный закон №337, который расширяет полномочия негосударственных экспертов – их заключения будут включаться в пакет документов для получения разрешения на строительство. Однако этот же закон вводит новые требования для экспертных компаний: они должны иметь собственный сайт, утвержденный регламент проведения экспертизы, а также не менее пяти аттестованных специалистов в штате. Как сообщает «Коммерсантъ», основной проблемой является нехватка аттестованных специалистов. Сейчас экспертизу проектной документации могут проводить только около 100 специалистов из госэкспертизы.

Вопрос о порядке проведения аттестации тоже спорный. Минрегионразвития, которое должно организовать аттестацию экспертов, не опубликовало постановление правительства о ее проведении и методику. Именно с такими претензиями выступает Минэкономики. Но в Минрегионе, как передает издание, отрицают задержки: проект соответствующего постановления был своевременно согласован и внесен в правительство еще в марте 2012 года.

10 апреля проблему обсуждали в Челябинске, сообщила представитель Челябинского межрегионального Союза строителей Наталья Новикова. Участники круглого стола, который был организован Союзом, не нашли другого выхода, кроме как ждать новостей из федерального центра. Причины правового вакуума, по мнению игроков рынка и местных чиновников, – нерасторопность правительства и поспешные действия Росаккредитации.

До 2008 года проводить экспертизу проектной документации имели право только государственные компании. С 2008 года проверками смогли заниматься и частные бюро, но их заключения не имели юридической силы, а принимались во внимание экспертными госучреждениями. Поправки в Градостроительный кодекс, которые отменили монополию государства в этом вопросе, инициировало в прошлом году Минэкономразвития. Теперь госэкспертиза обязательно требуется только при строительстве объектов повышенной опасности (АЭС, мосты, объекты Минобороны и т. п.) и высотных жилых домов. Остальные объекты можно строить по заключению аттестованной частной компании.

По словам председателя совета директоров ГК «Челинформцентр» Игоря Лазарева (экспертная организация ООО «Челинформцентр» лишена аккредитации. – Прим. ред.), пострадали не только частные экспертные бюро, но и часть государственных экспертов в некоторых регионах, которых не аттестовали. «В Минрегионе до сих пор не подготовлен даже бланк заявления об аттестации специалистов, нет состава комиссии, которая бы занималась аттестацией. То есть даже возможности подать заявку нет, – отмечает собеседник. – О точных сроках подготовки необходимых документов ведомство не говорит, официальные ответы не даются, в телефонных разговорах обещают, что ситуация наладится скоро».

Кстати, как отмечает Игорь Лазарев, Госстройнадзор уже заявил, что не будет принимать к рассмотрению заключения негосударственных экспертов, выданных после первого апреля, хотя это предусматривает новый закон. Таким образом, к сожалению, благие намерения тормозятся на федеральном уровне.

Генеральный директор НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Юрий Десятков считает, что негосударственную экспертизу приостановили из-за грядущих перемен «наверху»: возможно, вскоре появится отдельное министерство по строительству которое заберет часть функций Минрегиона. «Наш строительный рынок не пострадал от вынужденной задержки – перехода на новую систему, ведь сегодня негосударственная экспертиза не работает в полной мере – застройщики по-прежнему стоят в очередь в госучреждения, – подчеркивает эксперт. – Удивляют причины. Вся подготовительная работа проделана, осталось лишь провести аттестацию. Эту проблему можно было решить за пять минут – требования к негосударственным экспертам такие же, как к государственным».

Система частной экспертизы проектов значительно бы сократила сроки согласования документов. Кроме того, по словам Юрия Десяткова, с переходом на новый порядок застройщики начали бы активнее внедрять современные технологии. Сегодня госэкспертиза при оценке проектов делает упор только на надежность и низкую цену объектов, а строительные компании настаивают на удобстве и комфорте для проживания, которые достигаются использованием новых материалов и нестандартных технологий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления