Здоровье истории «Рожали в машине в -35 °C»: акушерка из Челябинска помогла появиться на свет 20 тысячам малышей

«Рожали в машине в -35 °C»: акушерка из Челябинска помогла появиться на свет 20 тысячам малышей

Валентина Меньшикова — о современных роженицах и папах-героях

Валентина Меньшикова работает в роддоме Клиники Южно-Уральского медуниверситета

Валентина Меньшикова вот уже 40 лет помогает появиться на свет малышам. Сделать свою работу на высоком уровне она может в абсолютно любых условиях: были в её практике роды и в лифте, и в машине скорой, но самые незабываемые — на переднем сиденье тесной легковушки в жуткий мороз. Мы побывали в гостях у настоящей рекордсменки своей профессии, которая за свою жизнь помогла родиться более чем 20 тысячам маленьких челябинцев.

Здесь практически не бывает простых родов

— Валентина Васильевна, как вы пришли в профессию?

— У меня папа медик, он был фельдшером в селе, я пошла по его стопам. Приехала учиться в челябинское медучилище из Азербайджана, тогда СССР, а сейчас это заграница. На четвёртом курсе, в декабре 1978 года, меня направили на госпрактику в роддом ЧМС, сейчас это клиника Южно-Уральского государственного медуниверситета, а в январе 1979-го я уже пришла сюда работать, так тут и осталась.

— Помните первые роды?

— Я сначала работала просто в отделении, а когда перевели в родзал — это было неописуемо. У женщины были первые роды, а это всегда огромная ответственность. Правда, тогда рядом стоял врач, подсказывал, а на вторых родах уже пришлось всё делать самостоятельно. Но всё прошло хорошо.

— Можете сравнить роддом 1979 года и роддом 2019 года?

— О, это совсем разные роддома. Вы что! Когда молодёжи рассказываешь о том времени, они на нас как на динозавров смотрят. Оборудование, оснащение, тогда ведь ничего разового не было: халаты, перчатки, инструменты — всё многоразовое. Что такое УЗИ, что такое КТГ даже понятия не имели. Поступала женщина, нужно было самостоятельно посчитать схваточки, послушать сердечко, всю её потрогаешь, это всё делалось вручную.

По словам Валентины Васильевны, современных акушерок очень выручает современное оборудование...

— Неожиданности были? Двойни, например?

— И тройни были! Но обычно такое происходило, если поступала необследованная женщина, которая не наблюдалась. Пришла, родили одного, а схватки продолжаются, и мы же видим, что что-то не то, смотришь — там второй.

— С современным оборудованием рисков стало меньше или профессионализм всё равно своё брал?

— Профессионализм всегда своё берёт. Роды — это роды, риски всегда есть. Сейчас хоть и аппаратура современная есть, но мы всё равно постоянно наблюдаем за женщиной, они даже порой возмущаются: «Вы же меня только что слушали?». Но по-другому нельзя.

— Тогда ведь и родзалы были общие, не как сейчас. Понятно, что роженице так комфортнее, а акушерам?

— В индивидуальном родзале женщине гораздо спокойнее, даже в том плане, что детей точно не перепутают. Женщина зашла, она здесь лежит до родов, рожает и потом ещё лежит два часа после родов вместе с ребёнком. Малыш только родился, мы его сразу отдаём маме. А тогда один стол, второй, на одном родили, ребёночка маме показали, унесли. Для деток было специальное помещение, и мамам их приносили только на кормление.

... но и без опыта никуда

— Было такое, что одновременно на трёх столах женщины рожали? Это как вообще?

— Ловкость рук и никакого мошенничества. (Смеётся.) Это трудно, и такие случаи бывали, когда по одной, по две минуты разницы между родами. Приняла ребёночка, пеленаешь, подписываешь, и тут же бежишь переодеваешься, перемываешься. Надо очень быстро всё сделать. Конечно, рядом врачи, медсёстры, все помогают.

— А роженицы изменились?

— Изменились. С этим прогрессом… Сейчас ведь интернет, они всё читают и иногда почему-то считают, что если она пришла рожать, то ей должны выдать готового ребёночка, как конфетку. Но извини, ты же должна поработать! Это же роды! Это природой придумано! А многие не хотят терпеть. Конечно, всё зависит от воспитания, кто-то слушается и выполняет всё, что говоришь, а если женщина не настроена рожать, с ней тяжелее.

— Часто просят наркоз или кесарево?

— Некоторые даже требуют. Но потом поговоришь с женщиной, объяснишь все последствия, и всё нормально. Так что тут нужно ещё и психологом быть, уметь объяснить роженице, что мы от неё хотим. Некоторым достаточно спокойно сказать: «Милая, потерпи», а иногда и голос применить приходится, чтобы до неё дошло.

Это раньше в одном зале могли вместе рожать три женщины, теперь такого не бывает, и всем спокойнее

— Какие роды запомнились надолго?

— У нас весь роддом вспоминает случай, который произошёл прошлой зимой. В этом году не было таких морозов, а тогда за окном было –35 °С. Это было ближе к полуночи. Нам звонят из приёмного отделения, говорят, подъехала легковая машина, женщина рожает. У нас на этот счёт всё отработано. Вызвали неонатолога в приёмный покой — всякие ситуации бывают, мы можем не доехать до пятого этажа. Спускаюсь я, акушер-гинеколог, неонатолог. Хватаю в приёмном покое специальный дежурный бикс, на ходу натягивают стерильный халат, перчатки, выбегаю. Стоит легковая машина, даже не знаю какой марки, потому что было не до этого. Оказывается, свёкор привёз свою сноху, и она рожает. И уже нет ни секунды, чтобы добежать из машины хотя бы до приёмного покоя. Пришлось принять роды на переднем сидении легковой машины при 35-градусном морозе. Спасибо всему коллективу, сработали чётко.

Представляете, –35 °С, тут сам выскакиваешь в халатике, и это очень некомфортно, а тут ребёнок. Приняли его, завернули в стерильные пелёнки, в одеялко. Свёкор снял с себя полушубок, накинул на меня с ребёнком. Я малыша быстренько занесла в приёмный покой, передала детскому доктору, всё это за какие-то считанные секунды. Уже после этого мы переложили женщину на каталку и увезли в роддом. Вот что значит жажда жизни!

Потом выяснилось, что они ехали с Северо-Запада, но роды оказались стремительными, женщина успела доехать только до порога роддома. До сих пор не могу понять, как же мы там умудрились в темноте, при таком холоде, в такой тесноте. Причём это было переднее сидение, даже представить сложно эту позу. Но мама оказалась умница, позитивная, никто не заболел, всё закончилось хорошо. Свёкра, правда, я потом не видела, он быстро собрался и уехал. Я переживала, как он доехал до дома, видимо, на одном шоке.

И в лифте рожали, и приёмном покое, и в коридоре, но это уже территория роддома. И в машине скорой помощи принимали роды, но это тоже другое, там и помощник есть и место позволяет. А тут…

Роды в 35-градусный мороз в роддоме до сих пор вспоминают с улыбкой

— Сейчас стали популярны партнёрские роды, как к ним относитесь? Не мешают посторонние в родзале?

— Таких родов очень много, с мужьями приходят, с мамами. Папы, правда, не все выдерживают, бывало, что и по стеночке сползали. Обычно просим: «Если не можете, лучше выйдете», а когда родит, приглашаем его. Некоторые папы до последнего от и до с женой, вплоть до перерезания пуповины.

— Спокойнее, когда рядом муж или мама? Или подруга?

— У кого нервная система крепче. Некоторые мужья, знаете, какие молодцы: «Сказал, тужься! Работай!», бывает и наоборот, мешают. Приходится с ними беседовать: «Вы же не просто так к нам пришли. Если бы вы нам не доверяли, вы бы со своими советами дома сидели, так ведь?».

На партнёрские роды Валентина Васильевна советует брать того, у кого нервы крепче

— В последнее время есть ещё один тренд: всё чаще мы слышим о домашних родах. Как вы к этому относитесь?

— Отрицательно. Роды слишком непредсказуемый процесс. С одной стороны, это волшебство, но рисковать своим здоровьем и здоровьем своего собственного ребёнка нельзя. Столько может быть осложнений, когда невозможно помощь оказать на дому. Даже скорая может просто не успеть.

— Что самое сложное в вашей профессии?

— Даже не знаю. У меня очень интересная профессия, и я себя не мыслю без неё. Даже представить не могу, чтобы я не была с этим связана. Роддом — это же вся наша жизнь, мы здесь бываем чаще, чем дома. Здесь наш второй дом, вторая семья, мы же друг про друга всё знаем, друг за друга переживаем.

По поводу домашних родов мнение акушерки однозначно — даже врач не всегда сможет помочь роженице вне больничных стен

— Часто приходят благодарные мамочки?

— Часто. Фотографии приносят ребятишек, находят в интернете, в «Одноклассниках», пишут: «Я у вас рожала». Со многими даже дружим. Или приходят за вторым, говорят «Ой, я у вас первого рожала». Естественно, я всех помнить не могу, а они нас помнят.

— Можете посчитать, сколько малышей приняли за 40 лет?

— Я считала в первые годы, а потом сбилась… Мы раньше ведь работали по одному, в среднем за сутки 7–10 родов принимали, бывало и больше 20. И работали иногда сутки через сутки, сутки через двое… Восемь-десять смен в месяц. Сложно посчитать, потому что в 90-е годы был спад рождаемости, в начале 2000-х снова подъём, но около 20 тысяч это точно.

— За что вы любите свою профессию, за что вы ей так преданы?

— Это любовь! Когда рождается малыш, эти эмоции словами не передать, иногда даже слёзы наворачиваются. Когда побегаешь, помучаешься, и мамочку безумно жалко, некоторые как родные за эти роды становятся, как дочки. А потом смотришь, и мамочка заплакала, спрашиваю: «Ты чего плачешь?», а она: «От радости!» Это необъяснимо, это счастье!

Те моменты, когда встречаются мама и малыш, бесценны

В прошлом году корреспонденты 74.ru побывали во всех семи роддомах Челябинска и узнали, чем они отличаются друг от друга. За два месяца проекта мы успели побывать в роддоме городской больницы № 6. Именно там появились первые индивидуальные родзалы в Челябинске и оттуда пошла мода на совместные роды с мужем. Также мы проинспектировали девятый роддом и узнали, чем такое маленькое медучреждение может быть привлекательнее крупного перинатального центра.

Кроме того, мы посетили роддом ОКБ № 2, работа в котором кипит, словно на заводе, и самый спортивный роддом Челябинска — в областной больнице № 3. Выяснили, почему старейшему роддому города в ГКБ № 8 не страшны эпидемии и как удаётся сотрудникам роддома Клиники ЮУГМУ спасать малышей, весом чуть больше полукилограмма и восхитились техническим прогрессом самого современного перинатального центра.

Хотите поделиться интересной историей или рассказать об уникальном человеке из Челябинска? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления