RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

0 м/c,

734мм 51%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Здоровье Онкология: что было – что будет

Онкология: что было – что будет

Заболеваемость онкологией на Южном Урале, как и во всем мире, растет огромными темпами, занимая вторую строчку в структуре смертности населения. Так, еще 20 лет назад больных в нашем регионе было в два раза меньше, чем сейчас, и по прогнозам онкологов, а также экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в ближайшие годы ситуация будет только еще больше усугубляться. Повлиять на факторы, способствующие распространению эпидемии рака, практически невозможно – экология, некачественные продукты, не всегда здоровый образ жизни. Немногие решаются ради здоровья, например, покинуть промышленный мегаполис, да и не всегда эта мера действенна, ведь процессы в онкологии длительные. Соответственно, врачам приходится направлять усилия не на профилактику, а на своевременную диагностику и, конечно, поиск наиболее эффективных методик лечения, и надо сказать, наши специалисты не отстают от достижений современной медицины.

Путь к раннему выявлению опухоли

Несмотря на то, что заболеваемость раком на протяжении многих лет имеет неуклонную тенденцию к росту, смертность онкологических больных сегодня находится на уровне двадцатилетней давности. Онкологи отмечают, во многом это связано с диагностикой, в частности диспансеризацией населения. Именно на профилактических осмотрах врачам удается выявить опухоль на первой-второй стадиях, когда человек еще не чувствует ее клинических проявлений и когда она еще поддается лечению. «Онкология богата афоризмами: опухоль не имеет своей клиники. По сути это частичка ткани, которая растет и проявляется лишь тогда, когда она начинает перекрывать просвет какого-то органа, сдавливать нерв, вызывать кровотечение», – поясняет главный онколог региона и главный врач Челябинского областного клинического онкологического диспансера (ЧОКОД) Андрей Важенин. Однако, по словам врача, обнаружить образование вполне под силу врачам первого контакта – терапевту, гинекологу, урологу.

В 2013 году в Челябинской области было зарегистрировано 14 279 случаев заболеваний злокачественными новообразованиями. Онкозаболеваместь в Челябинске составляет 402 человека на 100 тыс. населения – выше, чем в среднем по РФ (средний показатель – 350), в южных сельскохозяйственных районах – от 300 до 350 чел. на 100 тыс. Лидирующие строчки среди локализаций на Южном Урале занимают рак предстательной железы, молочной железы, кожи, кишечника, женской половой сферы.

«Путь пациента должен начинаться со смотрового кабинета, сейчас в большинстве больниц они есть. В таком кабинете сидит не онколог, а фельдшер и проводит первичный осмотр. Для выявления онкологии не требуют сложной инструментальной диагностики, там не ставится диагноз, там идет отбор пациентов, которые нуждаются в углубленном обследовании. Внимательный квалифицированный осмотр позволяет выявить такие локализации, как рак кожи, рак ротовой полости, опухоль молочных желез, гинекологические опухоли, опухоль толстой кишки, значительная часть которых располагается на глубине пальца, и для выявления достаточно пальцевого исследования толстой кишки. Плюс флюорографическое исследование», – перечисляет онколог.

Именно за счет профосмотров за последние годы удалось значительно изменить структуру стадийности опухолей. Если в 90-х годах рак на начальных стадиях выявлялся лишь у 30-35% пациентов, то сегодня по разным локализациям эти цифры начинаются с 50%, а по некоторым доходят до 80%. Однако наше население до сих пор продолжает скептически относиться к предложениям проверить свое здоровье – выходит, напрасно. Особенно это касается возрастных пациентов, ведь рак продолжает оставаться уделом пожилого возраста, даже несмотря на то, что в последнее время он молодеет.

Вершины диагностики

Сегодня огромное значение имеет диагностическое оборудование, позволяющее заподозрить патологию, подтвердить ее или опровергнуть. В распоряжении южноуральских онкологов сегодня имеются самые современные аппараты, в том числе позитронно-эмиссионный томограф (ПЭТ) – симбиоз радионуклидной диагностики и компьютерной томографии. Конечно, это оборудование не может быть использовано в профилактических целях, этому обследованию обязательно предшествуют скрининговые исследования – рентген, УЗИ, МРТ, КТ, и если с диагнозом возникают вопросы, тогда экспертное мнение остается за ПЭТ-диагностикой.

«Мы проводим исследование по методике all body (с англ. – все тело), то есть одновременно смотрим все важные зоны всего тела, можем посмотреть все органы, – поясняет заведующая ПЭТ-центром ЧОКОД Надежда Афанасьева. – Мы берем только онкологических пациентов, так как цель нашего исследования – определение стадии опухолевого процесса, оценка состояния самой опухоли, регионарных и отдаленных метастазов за одно исследование». Специалисты ПЭТ-центра дифференцируют выявленные доброкачественные и злокачественные опухоли, отслеживают эффективность оперативного или лучевого лечения, выявляют первичный очаг опухоли, если у пациента уже найдены метастазы. Как показывает практика, в 23% случаев они меняют стадию заболевания, выставленную после менее информативных методов исследования, чаще всего, конечно, в худшую сторону, но бывают случаи, когда пациенту, наоборот, снимают диагноз или снижают стадию. От этих результатов зачастую зависит дальнейшая тактика лечения.

К слову, ПЭТ для диспансера уже не новинка, он появился в учреждении в 2011 году и сегодня работает на полную мощность. За три года через него прошло около 3,5 тысяч пациентов, ежедневно диагностику проходят до 12 пациентов.

Приговор подлежит обжалованию

Однако не менее важную роль, чем диагностика, в сохранении жизни и здоровья пациентов имеют лечебные технологии. Именно от них зачастую зависит, вылечится ли больной, сколько времени он сможет прожить со своим недугом, каким будет качество его жизни. Конечно, ресурсы у каждого пациента различны, но врачи стараются делать все возможное.

Так, еще несколько лет назад у больных со злокачественными образованиями глаз практически не было возможности сохранить зрение. Сегодня врачам это удается, во многом благодаря тому, что в 1999 году на базе диспансера был организован офтальмоонкологический центр, который до сих пор остается уникальным не только для России, но и многих европейских стран. «На сегодняшний день наш центр единственный в России, который располагается на базе онкологического многопрофильного учреждения, что позволяет весь лечебно-диагностический процесс провести здесь, все вопросы решить коллективно, – отмечает главный офтальмолог Челябинской области, руководитель офтальмоонкологического центра ЧОКОД Ирина Панова. – Но главное – мы можем использовать все ресурсы и возможности онкологического диспансера, а они очень выросли за последнее время. Тот же ПЭТ – ни в одном глазном отделении страны нет такого. Возможности лучевой терапии – мы тут очень хорошо вписались с нашими офтальмоаппликаторами, наш центр – третье учреждение, которое работает с радиоактивными источниками для того, чтобы их «подшить» в глаз, сохранить и орган зрения, и само зрение при таком образовании, как внутриглазная меланома».

В центре сегодня применяются уникальные технологии. Например, есть опыт лечения пациентов с опухолью задней полусферы глазного яблока без повреждения хрусталика. Удалить образование врачам удалось с помощью киберножа, никакая другая техника делать это сегодня не позволяет. Хорошие результаты онкологи получают благодаря применению фотодинамической терапии. «Мы единственные в России, кто применяет эту методику достаточно успешно, – отмечает Ирина Евгеньевна. – Эта методика за рубежом не очень широко применяется ввиду отсутствия фотосенсибилизаторов, таких, какие у нас есть, – это отечественные фотосенсибилизаторы на радахлорине. За рубежом используются другие препараты, на мой взгляд, менее эффективные в лечении».

За 15 лет специалисты центра приняли более 31 тысячи пациентов и выполнили более восьми тысяч оперативных вмешательств на глазах у больных со злокачественными патологиями органов зрения. Это, кстати, серьезный аргумент против существующего мифа о том, что рака глаза не бывает, а значит, внимание к изменению зрения, появлению непривычных ощущений в глазах должно быть максимальным, и лучше не откладывать визит к врачу, если что-то беспокоит. «Не всегда злокачественное образование глаза – это приговор тому, что не будет зрения и органа зрения, – напоминает доктор. – Все сегодняшние методики направлены прежде всего на то, чтобы сохранить глаз и в косметическом плане, и сохранить его функцию. Это позволяют технологии лучевого, лазерного лечения, их комбинации».

Серьезный прорыв в последние годы наметился и в онкоурологии. Во многом он связан с тем, что для диагностики рака предстательной железы (по которому в последнее время наметился серьезный рост) есть свои онкомаркеры (ПСА). На них сегодня врачи стараются обследовать всех пациентов старше 50 лет. «Программа онкоскрининга в области успешно развивается уже в течение нескольких лет, и мы получаем хороший эффект – выявляемость злокачественных опухолей на ранних стадиях существенно увеличилась. В области ежегодно около тысячи впервые выявленных пациентов, и если пять-шесть лет назад более половины из них были с третьей-четвертой стадиями, то по итогам прошлого года 78% пациентов выявлены с локализованными образованиями (первой-второй стадиями. – Прим. автора)», – отмечает заведующий онкоурологическим отделением ЧОКОД Петр Карнаух. По словам врача, в этом огромная заслуга мужских смотровых кабинетов, которых по области сегодня насчитывается более 50, и, конечно, диспансеризации.

Онкоурологи довольно успешно лечат рак простаты хирургическими методами. Кроме того, в отделении применяется брахитерапия. «Этот метод заключается в том, что в предстательную железу вводится радиоактивный йод 125 под контролем УЗИ пункционной методикой. Мы многократно пунктируем предстательную железу и устанавливаем в нее по определенной программе, рассчитанной компьютером, зерна, которые оказывают свое действие непосредственно в очаге», – поясняет Петр Алексеевич. Эффективность этого метода очень высока и сопоставима с хирургическим вариантом лечения. Челябинские врачи освоили его одними из первых в стране и успешно применяют в лечении пациентов.

Радиоактивный йод применяется также для лечения некоторых форм рака щитовидной железы. Отделение радионуклидной терапии – тоже молодое и одно из первых в России. Здесь применяется уникальная технология, когда пациенту вводится специально посчитанная доза радиоактивного йода, который накапливается в опухолевых узлах, метастазах, первичной опухоли. После этого пациент помещается в специальную палату закрытого типа со спецвентиляцией, спецканализацией, поскольку в течение определенного времени он выделяет радиоактивный йод с естественными выделениями. Получив нужную дозу, через несколько дней пациент выходит из отделения. Счет пролеченных по этой методике пациентов уже идет на сотни.

Эксклюзивом онкоцентра, конечно, является и кибернож. Таких аппаратов в мире порядка 200, и на Южном Урале эта технология тоже представлена, и сегодня оборудование работает на полную мощность. Онкологи используют кибернож для облучения небольших мишеней в труднодоступных зонах человеческого тела. «Мы провели апробацию специальных меток первые в России, можем облучать мишени в головном мозге, в области головы, шеи, легком, предстательной железе, печени», – говорит Андрей Важенин, уточняя, что кибернож уже стал привычным для специалистов оборудованием, как и лучевая техника другого класса, используемая в учреждении с 90-х годов.

Наравне с высокотехнологичным оборудованием онкологи продолжают развивать хирургические техники, которые постоянно совершенствуются, позволяя сохранять органы, делать лечение менее травматичным, как, впрочем, и химиотерапия, менее показательная, но основанная на высокой биологии, глубоких знаниях, точных расчетах и высокочувствительных тестах. Главврач онкодиспансера уверен, сегодня лечение в Челябинске не уступает западному. «Если брать результаты на круг, сравнивать первую степень с первой, четвертую – с четвертой, то результаты примерно идентичны, разница – в структуре стадийности, – уверен руководитель. – Мы достигли сегодня выявляемости порядка 50-55% первой-второй стадий, в Европе этот процент пока выше, соответственно, и результаты. Что же касается оборудования, мы и в советское время знали, что есть за границей, и сейчас у них такое же оборудование, как у нас. Отличается уровень сервиса, той же культуры, пейзаж за окном, а технологии все идентичны, лекарственные препараты – тоже, что касается хирургических методов, то руки и голова хирурга – это интернационально».

Конечно, у такого крупного и постоянно развивающегося учреждения есть и проблемы, в том числе поликлиника, паллиативное отделение, которого так давно не доставало, однако и эти вопросы уже находят решение. Через несколько недель в диспансере откроется отделение паллиативной помощи на десять коек для пациентов с четвертой стадией, которых врачи не могут взять на радикальные программы, но могут стабилизировать состояние, продлить жизнь. Это направление диспансер намерен развивать дальше, как, впрочем, и добиваться строительства новой поликлиники, которая обеспечила бы комфортные условия для всех пациентов онкоцентра.

Фото: Фото предоставлены пресс-службой минздрава Челябинской области
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления