Здоровье Федор Лосев, профессор, д. м. н., главный стоматолог главного медицинского управления Управления делами президента РФ: «Пациент приходит к нам не для того, чтобы поставить имплантат, а для того, чтобы иметь зуб»

Федор Лосев, профессор, д. м. н., главный стоматолог главного медицинского управления Управления делами президента РФ: «Пациент приходит к нам не для того, чтобы поставить имплантат, а для того, чтобы иметь зуб»

Главным условием для успешной имплантации является высокая квалификация доктора и, конечно, его знание передовых технологий, поэтому профессионалы стоматологии непрерывно находятся в процессе обучения. Мне приходится посещать много зарубежных и российских клиник, чтобы получить возможность пообщаться с авторитетными специалистами. Но на днях возможность узнать некоторые секреты профессионального мастерства представилась челябинским стоматологам «дома» – в стенах клиники «ВелаДент». В рамках регионального симпозиума по дентальной имплантологии к нам приехали москвичи. Профессор Федор Лосев, установивший в своей практике уже более десяти тысяч имплантатов, причем в самых сложных клинических случаях, буквально гуру имплантологии, делился с коллегами тонкостями этого процесса, а затем ответил на наши вопросы.

– Федор Федорович, почему в свое время вы отдали предпочтение имплантологии?

– В прошлом веке (Улыбается.) я сделал огромное количество съемных протезов пациентам, поскольку в ортопедии в то время фактически пользовались только ими. Конечно, я видел как люди страдают, сколько им приходится прикладывать усилий для того, чтобы «привыкнуть» к этим конструкциям и пользоваться ими функционально на должном уровне. Эти протезы анатомически не соответствовали тому, что человеку необходимо по природе, поэтому в конце 80-х мы начали задумываться об имплантации. Первые шаги в этом направлении мы сделали в 1988-89 годах – это были наши первые наработки, первые операции и, надо признать, они были не совсем удачными.

Это было связано и с конструкцией имплантата, и самими ортопедическими подходами. Во-первых, мы начали пользоваться российскими имплантатами, но так как наша промышленность тогда тоже находилась в зачаточном состоянии, эти имплантаты были достаточно низкого уровня – не качества, а именно низкого уровня по понятиям интеграции и ортопедии. Это приводило к негативу и к тому, что немало имплантатов долго не функционировали. Год-два, и они «расшатывались» и, как правило, «уходили». Но, говоря сейчас о тех осложнениях, я подразумеваю то, что врач не должен работать 50/50, если это не обусловлено жизненными показаниями для пациента. Ведь пациент к нам приходит не для того, чтобы поставить имплантат, а для того, чтобы иметь зуб. Поэтому я на всех лекциях говорю, что каждый доктор должен работать с той системой, за которую именно он отвечает.

Когда мы увидели первые результаты, решили, что нам необходимы имплантанты более высокого уровня и закупили американскую систему IMZ, а с 2000 года используем немецкую систему имплантации BEGO SEMADOS. Мы изучили технологию и до сих пор работаем в строгом соответствии с ней, причем достаточно успешно. Если врач может допускать лишь до 10% погрешностей, как в плане ошибки, так и в плане самого имплантата, то я могу ответственно заявить, что мы имеем не больше 0,3% осложнений.

– То есть самое главное для врача – это использовать правильную имплантационную систему? Чем должен руководствоваться специалист при ее выборе?

– Здравой логикой. Правильный имплантат должен иметь винтовую «цилиндрическую» форму и неагрессивную резьбу, и если имплантат выполнен в форме цилиндра, то степень опоры на костную ткань будет равномерной. Кроме того, если в будущем у имплантата возникнет какой-то негатив, при стандартной форме резьбы с ним будет легко бороться. Все остальное зависит от показаний и противопоказаний у пациента. Единственное, необходимо учитывать, что в полости рта одного пациента желательно иметь одну систему, чтобы не создать ему проблем в будущем, потому что жизнь продолжается и, возможно, через несколько лет придется искать какие-то отдельные детали, а небольшая фирма к этому времени может уже прекратить существование. Конечно, лучше пользоваться хорошей системой какой-нибудь известной компании, которая гарантированно будет долгие годы выпускать имплантаты.

– Все же от чего больше зависит успех имплантации – от выбора системы, квалификации врача или состояния пациента?

– Безусловно, и от здоровья пациента зависит, но на самом деле практика показывает, что его сопутствующие заболевания лишь в минимальном проценте случаев вызывают осложнения. Все-таки больше успех зависит от грамотности доктора, а точнее – докторов, так как в данной ситуации под «доктором» подразумевается и хирург, и ортопед, и зубной техник. Грамотно спланированная работа всегда приведет к успеху.

Хочу отметить, что зачастую к негативу приводит то, что доктора торопятся и делают работу в короткие сроки. Доктор не должен следовать принципу: если пациент просит, чтобы завтра у него стоял зуб, я должен это делать. Почему? Потому что если бы работа была сделана только в плане ортопедии, то, в конце концов, коронки можно и переделать. С имплантатом сложнее. Мы не можем знать, как он поведет себя, и в случае неудачи уйдет не только имплантат, но и кость. Для того, чтобы это «исправить» придется ее наращивать, пересаживать, применять какие-то методики, что довольно травматично для пациента.

– Федор Федорович, в каких случаях можно обойтись без операции костной пластики, а в каких – категорически нет?

– Чтобы понять, необходима костная пластика или нет, во-первых, мы должны определиться функционально или эстетически будет восстанавливаться зубочелюстной ряд. Во-вторых, учитывать то, что при установке имплантата он должен быть со всех сторон в кости. Имплантат шириной меньше, чем 3,75 миллиметра, можно ставить только по узким показаниям. Тем более, что сегодня методы регенеративной техники позволяют увеличивать объем кости в несколько раз.

– Что пациент должен знать об имплантации для принятия решения о прохождении процедуры?

– Прежде всего, пациент должен понимать, когда мы делаем мостовидные протезы вместо имплантатов, соседний зуб зачастую депульпируется, что для него, конечно, плохо. Только из-за этого уже следует отдать предпочтение имплантации. Кроме того, в зоне отсутствующего зуба идет процесс атрофии костной ткани и на соседних зубах это тоже отражается – у них оголяются корни. По этой причине запускать свои зубы до такого состояния не стоит, тем более, имплантация сегодня показана очень широко.

Для того, чтобы определиться на сколько вам необходима именно имплантация, можно сходить в две-три клиники, проконсультироваться, не пожалеть на это денег и времени! Во всех этих учреждениях получить четко расписанный план лечения, с расценками, со всеми материалами – сравнить их, посмотреть, кто что делает, кто не делает, и потом уже определиться. Главное, пациент должен понять для себя, что ему действительно необходима имплантация, или, наоборот, отказаться от затеи, и отдать предпочтение съемному или несъемному протезу. Если все-таки решение принято в пользу имплантации, далее важно определиться с доктором.

– Какие параметры должны стать для пациента основными при выборе клиники, доктора и системы имплантов? С чего нужно начинать? На что стоит обратить внимание, а без чего можно обойтись?

– В первую очередь не стоит поддаваться рекламе. Если клиника очень широко рекламируется, значит качество в ней немножко ниже среднего. Как показывает жизнь, в таких клиниках имплантация поставлена на поток, а результат на потоке зачастую не лучший.

Чтобы в будущем не возникло недоразумений, пациент должен обращать внимание на то, чтобы консультацию ему провели в полном объеме, потому что нередко клиники используют такой трюк – предлагают быстренько поставить два имплантата, а в конечном итоге лечение выливается в энную сумму за счет затрат на дополнительные работы. В результате консультации пациент должен получить распечатанный четкий план лечения. Если такого плана нет, то возвращаться в эту клинику не стоит. И второе – сроки. Безусловно, существуют клинические ситуации, когда есть смысл ранних нагрузок на имплантант, но это не более 10-15% случаев. Если же работа делается большая, то, конечно, сроки должны выходить за рамки шести-восьми месяцев – это залог того, что работа будет сделана качественно.

Если пациенту предстоит достаточно объемное лечение, важным моментом для выбора клиники является то, чтобы врач-имплантолог работал только в этом учреждении. Потому что врач, который работает в нескольких учреждениях, может быть хорошим специалистом, но не в объемных работах. Ему пациентов хватает на простых работах, и он практически не имеет достаточного опыта при объемных работах. Хуже, если он возьмется за пациента, а потом придется все переделывать.

И еще один момент. Когда вам предлагают самые современные системы, необходимо понимать – лучшие системы выдуманы лет 10 назад, все остальное – добавления к ним и просто реклама. По показаниям какая-то система может быть лучше: у пациента во рту сотни показаний и сотни противопоказаний. А по поводу дешевых систем предупреждаю – сказок в жизни не бывает. Эта сфера очень конкурентная, и производители не станут искусственно завышать цену. Совершенно понятно, сколько стоит имплантант.

В свое время, лет 10 назад, мы работали Фриодентом. Материал закупали по 180 марок, структура стоила порядка 80 марок. И вдруг нам приносят структуру того же производителя по 20 марок. Я приехал в немецкую компанию, чтобы разобраться. Оказалось, это металлолом. На производстве в каждой партии есть выбраковка, то, что по сути выбрасывается. Приезжают «бизнесмены», покупают этот лом семь марок за тонну, стерилизуют имплантаты, упаковывают и продают. Но это некачественная продукция, и это действительно так.

– Федор Федорович, вы поставили более 10 тысяч имплантов. Какой был самый сложный случай в практике?

– Мне в жизни всегда везло с пациентами, даже если были какие-то осложнения, мы всегда находили с ними общий язык. Мы ведь работаем даже с теми клиническими ситуациями, когда у пациента нет ни одного зуба и вообще никаких условий для имплантации. Соответственно, чем сложнее работа, тем больше риск осложнений. Но могу сказать, что самые сложные случаи – не те, когда отсутствуют все зубы. Сложнее, когда отсутствует один зуб, передний, особенно верхние – 12, 22. Это самый сложный случай для восстановления в эстетическом плане. Есть у нас несколько пациентов, у которых такие имплантаты стоят уже 10-12 лет, но эстетически это не лучшие работы, так как запас костной ткани на таких участках часто минимален. Так что самое трудное – сделать один зуб, все остальное не так сложно.

– С чем вы сегодня приехали к нам? Какие новые разработки вы представите на симпозиуме?

– Сегодня я знакомил врачей с новейшей немецкой технологией Sonic Weld, которая основана на применении жестких мембран из полилактидов, материалов, изготовленных на основе молочной кислоты. Эти материалы известны, но сама технология очень новая и очевидно лет через пять-десять кроме этой технологии трудно будет что-то найти взамен. В чем заключается ее суть? Применяя мембранную технику для наращивания кости, используются титановые фиксаторы, которые позже приходится убирать. Новая технология позволяет избежать повторной операции – в кость устанавливаются пины, к которым при температуре 42 градуса приваривается мембрана. А главное мембрана Sonic Weld жестко фиксируется, хорошо «моделируется» и держит форму, что позволяет увеличить объем костных структур.

Это очень интересная технология, мы ей уже пользуемся два года – срок конечно не очень большой, но результаты неплохие. Больше скажу, за последний год я поставил не более 10% традиционных мембран, во всех остальных случаях – Sonic Weld. Шаг за шагом эта технология будет доступна и в Челябинске.

– На ваш взгляд, есть ли принципиальное отличие в квалификации и профессиональных навыках региональных специалистов и столичных? Есть ли разница в подходах к лечению?

– Я этой разницы не вижу. Я знаю многих специалистов и в Самаре, и в Саратове, и Красноярске, и в Челябинске – все они работают на достойном уровне. Сегодня, например, меня очень порадовали вопросы челябинских докторов. Пусть некоторые из них были с подводным течением (ведь все они пользуются разными системами), но уровень вопросов соответствуют хорошему уровню имплантации. Уровень у челябинцев высокий! (Улыбается).

Мне вообще очень приятно общаться с докторами, доносить до них те негативы, которые они могут получать при определенных клинических ситуациях, чтобы они могли избежать многих ошибок и не приносили страданий пациентам.

Какие отношения вас связывают со стоматологией « ВэлаДент»?

– Мы друг друга знаем уже больше 10 лет. Меня, вообще, всегда поражала, энергетика очаровательного руководителя этой клиники Ольги Андреевны Достоваловой. Она присутствует на всех наших симпозиумах, семинарах. А не так давно мы начали сотрудничество по системе «Semados». Врачи клиники «ВэлаДент» не раз приезжали к нам. Ведь, когда мы начинаем сотрудничество, к нам обязательно на обучение приезжают три специалиста клиники – хирург, зубной техник и ортопед. Обучение проходит в два этапа. На первом они получают непосредственные навыки для работы. Поработав месяц-два, опробовав технологию на практике, они снова приезжают к нам с более конкретными вопросами, тогда уже мы с ними общаемся более профессионально. Теперь совместно начинаем внедрять в Челябинске новую технологию Sonic Weld, но, думаю, этим наше сотрудничество не ограничится. Хочется дальше передавать свои знания и опыт, поэтому пока есть желание и силы, будем работать.

г. Челябинск, ул. Курчатова, 36,
на базе центра современной стоматологии «ВэлаДент»,
тел. (351) 247-59-19 ; 8-351-90-60-969.

На правах рекламы. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления