RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Татьяна Никитина, министр социальных отношений Челябинской области: «Система должна меняться, а не стоять на месте»

Татьяна Никитина, министр социальных отношений Челябинской области: «Система должна меняться, а не стоять на месте»

Сферу социальной защиты населения Челябинской области в 2015 году ожидают серьезные перемены. Планируется организация конкурентного рынка предоставления соцуслуг с привлечением частных компаний, преобразование детских домов в центры помощи семье и детям, усиление работы в направлении заключения социальных контрактов с южноуральцами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Кроме того, в преддверии 70-летия со Дня Победы внимание будет уделено помощи ветеранам Великой Отечественной войны. О том, как будет работать региональное министерство социальных отношений в будущем году рассказала руководитель ведомства Татьяна Никитина.

– Татьяна Евгеньевна, на каких направлениях Министерство социальных отношений Челябинской области делает акцент сегодня?

– В этом году исполнилось 95 лет системе социальной защиты населения области. Все это время она была востребована, и ситуация не меняется. Только за последний год примерно 1,9 миллиона жителей обращались к нам за тем или иным видом помощи.

В составе Министерства социальных отношений Челябинской области находится 218 органов и учреждений.

Сегодня перед нами стоят серьезные задачи. Условно нашу деятельность можно разделить на три блока. Конечно, каждое направление имеет множество подразделов. Первое – меры социальной поддержки (пособия, оплата услуг ЖКХ, проезд на общественном транспорте и др. – Прим. автора), которые мы предоставляет гражданам, а точнее 800 тысячам получателей. Второе – социальное обслуживание населения. В число учреждений, предоставляющих социальные услуги гражданам, входят 50 комплексных центров социального обслуживания населения, 27 стационарных учреждений социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты), социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тополек», 22 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Еще один важный и непростой блок – работа по устройству детей-сирот в семьи, а также с семьями, оказавшимися в группе риска. Таких более трех тысяч и в них воспитывается более шести тысяч детей. По каждому из этих направлений поставлен ряд серьезных задач, исходя из реализации стратегии развития Челябинской области до 2020 года.

Система должна меняться, а не стоять на месте. Время диктует. В частности, в ближайшее время будут приняты многие нормативно-правовые акты, которые меняют наши позиции по некоторым направлениям работы.

– Какие изменения ожидаются в сфере предоставления социальных услуг населению?

– С 1 января 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Во-первых, закон позволяет увеличить количество поставщиков социальных услуг. Теперь система социального обслуживания будет включать не только государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, но и коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей. Реестр поставщиков социальных услуг будет формировать Минсоцотношений. Для того, чтобы быть включенной в реестр, организация, предоставляющая социальные услуги, представляет заявление о включении в реестр с приложением установленного перечня документов. Основными требованиями к деятельности поставщиков при решении вопроса о включении в реестр будет положительный опыт предоставления социальных услуг не менее трех лет, а также предоставление услуг, предусмотренных перечнем социальных услуг в различных формах социального обслуживания, установленных региональным законом.

При соблюдении всех требований, установленных к поставщику социальных услуг, он может претендовать на компенсацию из бюджета Челябинской области в случае предоставления социальных услуг гражданину.

Во-вторых, изменения претерпевает собственно порядок предоставления социальных услуг.

Основанием для предоставления социальных услуг будет заявление самого гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Исходя из обстоятельств жизненной ситуации гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, уполномоченные органы социальной защиты населения будут формировать индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

В-третьих, новый закон вводит понятие «социальное сопровождение», которое включает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической помощи.

Новый закон соответствует требованиям настоящего времени и делает сферу социального обслуживания адресной и гибкой.

– Изменятся ли тарифы на предоставление социальных услуг?

– С 1 января 2015 года будет изменен порядок оплаты социальных услуг. Бесплатно социальные услуги, как и прежде, предоставляются несовершеннолетним и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и вооруженных межнациональных конфликтах (для всех форм социального обслуживания).

К нововведению относится то, что гражданам, чей доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области для основных социально-демографических групп населения, социальное обслуживание предоставляется также бесплатно. Исключение составляют услуги, предоставляемые в стационарной форме, которые предоставляются этой категории на условиях оплаты. Плата за стационарные услуги устанавливается на основе тарифов и не может превышать 75% среднедушевого дохода.

Плата за социальные услуги на дому и в полустационарной форме устанавливается на основе тарифов, но не может превышать 50% разницы между размером среднедушевого дохода гражданина и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в Челябинской области для основных социально-демографических групп населения.

В основу тарифов на социальные услуги будут положены нормативы подушевого финансирования.

Социальные услуги предоставляются пенсионерам, инвалидам, несовершеннолетним детям из семей в группе риска. Бесплатно соцобслуживание получают люди с низким прожиточным минимумом и дети.

У нас хорошо отработанная система предоставления всех видов услуг. Некоммерческие организации, претендующие на государственную финансовую помощь, должны составить конкуренцию существующим учреждениям, создав более хорошие условия. Мы должны создать среду для развития этого рынка, а частные поставщики в свою очередь должны оправдать доверие государства.

– В свете принятия новых региональных законов интересуются ли новой формой работы некоммерческие организации?

– Мы уже давно работаем с НКО. В этом году состоялась большая кампания по привлечению их к сотрудничеству. В рамках ее реализации мы получили из федерального бюджета 20 миллионов рублей. В конкурсе приняли участие более 100 организаций, 48 из них стали победителями. Мы заключили с ними соглашения по различным проектам в сфере социальной поддержки граждан. Эти НКО сегодня работают непосредственно с тем контингентом, который входит в наш круг: дети, инвалиды, пожилые и те, кому сегодня нужна помощь.

– Одним из важных направлений вашей работы является устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно ли говорить о том, что число сирот уменьшается?

– В Челябинской области проживают 15,5 тысячи детей-сирот. Основная часть устроена и живет в семьях, более трех тысяч находятся в детских домах. Хотелось бы сконцентрировать внимание на решении вопроса об устройстве ребят в семьи. Это очень сложная задача. У нас многочисленная сеть детских домов – их 55. С этим нужно работать и бороться. Все-таки задача стоит найти семью для каждого ребенка.

Мы планируем амбициозные проекты. В частности, выходим с проектом по реструктуризации сети детских учреждений и созданию центров помощи семье и детям. Это позволит сконцентрировать наши трудовые ресурсы и направить их на работу с семьями.

Стоит отметить, что количество сирот в области достаточно стабильно держится на одном уровне. У нас очень хорошие показатели по устройству детей в семьи, но одновременно происходит выявление детей из семей группы риска. Цифра, которую мы показываем по устройству в семьи, всегда перекрывается вновь выявленными сиротами. И движения значительного нет. Необходимо прекратить приток детей-сирот. На это направлена профилактика семейного неблагополучия. Главное – оказать помощь семье в нужный момент, спасти ее и не допустить попадание ребенка в детский дом.

– Как продвигается процесс по заключению социальных контрактов? Насколько востребован такой формат в работе с нуждающимися в помощи?

– Социальный контракт – это пилотный проект. У нас находится десять заявлений на оказание финансовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Контракт заключается с теми, кто оказался в кризисной ситуации, но еще способен при финансовой поддержке государства выйти из нее. На сегодня сумма помощи не так велика – 30 тысяч рублей, но может принести кому-то большую пользу. Деньги могут быть потрачены на развитие подсобного домашнего хозяйства, приобретение кормов, переобучение через центры занятости. Эта форма поддержки уже используется другими субъектами РФ. Мы подхватили тему, но над ней надо работать. Практика этого года покажет достоинства и недостатки социального контракта, мы их учтем.

– Готово ли министерство социальных отношений к выплате областного материнского капитала?

– С 1 января 2015 года мы начнем выплачивать областной материнский капитал. Здесь есть ряд условий, некоторые из них зависят от дохода молодой семьи. Подача заявлений начнется с 1 января. Количество тех, кто получит маткапитал в размере 50 тысяч, станет известно в начале следующего года.

В Челябинской области существует серьезная поддержка многодетных и приемных семей. Так, до 30 ноября многодетные могут получить по 1,5 тыс. руб. на подготовку детей к школе без учета дохода.

– Как идет процесс социализации граждан Украины, прибывших на территорию Челябинской области?

– На сегодняшний день в Челябинской области работают семь пунктов временного размещения, в которых проживают 740 граждан Украины. В связи с уменьшением потока граждан из Украины в Челябинскую область продолжается поэтапное закрытие отдельных пунктов временного размещения.

Пункты проводят мероприятия по социально-бытовому обустройству граждан Украины, осуществляют информационно-разъяснительную работу, оказывают содействие в оформлении правового статуса и трудоустройстве.

На 07.11.2014 г. на миграционный учет поставлено 7207 граждан, оформлено разрешение на временное проживание 1495 гражданам, оформлен статус «временное убежище» 1655 гражданам, трудоустроено 1462 человека, оформлено в образовательные организации 798 детей.

При наличии правого статуса и источника дохода граждане Украины выбывают из пункта временного размещения. Отдельные граждане возвращаются по месту прежнего жительства – в Украину.

Пожилые граждане и инвалиды, одинокие матери с малолетними детьми и другие граждане, которые по объективным причинам не оформили правовой статус и не трудоустроились, продолжают бесплатно проживать в пункте временного размещения либо переводятся в иной пункт при условии закрытия первого для дальнейшей их социализации.

– Сколько южноуральцев с ограниченными возможностями сможет отдохнуть на курортах Крыма в этом году?

– Из федерального бюджета на эти цели мы получили 45 миллионов рублей. По итогам года планируем оздоровить более 1000 инвалидов. Кроме того, продолжается оздоровление южноуральцев с ограниченными возможностями в местных санаториях.

– Как идет подготовка в 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне?

– В соответствии с указом президента Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. №417 «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», перечнем поручений правительства Российской Федерации от 31.07.2013 г. №Пр-1831 по итогам заседания Российского организационного комитета «Победа», работа по данному направлению деятельности началась в 2013 году.

Завершено обследования условий жизни более 49 тысяч инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, вдов военнослужащих, погибших (умерших) в период Великой Отечественной войны.

По итогам обследования подготовлены индивидуальные планы мероприятий по улучшению качества жизни ветеранов и проводится работа по решению вопросов их жизнеустройства, оказанию помощи в социально-бытовом обслуживании, а также по представлению иных социальных услуг, в первую очередь, на дому.

В 2015 году будут проведены различные организационные мероприятия, направленные на улучшение социально-экономического положения ветеранов, увековечивание памяти защитников Отечества, а также торжественнее приемы, посвященные Дню Победы.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления