RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

ю-в.

748мм 71%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Солдата «уволили» – мать воюет

Солдата «уволили» – мать воюет

Жительница Кыштыма Амина Биксентьева лишь спустя 18 лет узнала, что ее сын погиб, будучи солдатом срочной службы. Командование части изначально, намеренно или по стечению обстоятельств, скрыло этот факт, уволив парня за два дня до смерти, хотя служить ему оставалось еще полгода. Теперь солдатская мать добивается восстановления всех своих прав, в том числе 13 мая она направила иск в суд с требованием компенсировать моральный вред в полтора миллиона рублей, а также отказывается отпускать на службу младшего сына. Подробности трагичной истории – в материале Chelyabinsk.ru.

Амина Биксентьева 18 лет не знала, что ее сын погиб на службе.

Срочник погиб – концы в воду

Амина Биксентьева потеряла старшего сына Салавата 20 декабря 1995 года. По официальной информации тех лет, парня в районе города Каменска-Шахтинска Ростовской области сбил электропоезд. За два дня до смерти он был уволен со срочной службы, на которую его призвали 17 июня 1994 года.

С. Биксентьев принимал участие в боевых действиях в Чечне с мая по сентябрь 1995 г. Он является ветераном боевых действий.

Убитая горем женщина сама забрала тело сына и документы о смерти. В возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием в действиях машиниста поезда состава преступления. Представители части, где служил Салават, лишь показали приказ №8, которым парень был демобилизован 18 декабря, и развели руками: мол, он уже два дня как не солдат, ничего не знаем.

Так, даже не подумав, что по закону служить ее сыну оставалось еще полгода, женщина жила 18 лет, пока в 2012 году не получил повестку в армию ее младший сын.

«Тогда Амина пришла в военкомат и сказала, что у нее один сын погиб, а теперь и второго отнять хотят. В военном комиссариате ей заявили, что сын ее погиб не на службе, поэтому ничем помочь не могут, – рассказал представитель женщины, юрист Алексей Ковалев. – Амина обратилась к уполномоченному по правам человека и попала ко мне. Мы стали разбираться, обратились в военную прокуратуру с просьбой проверить законность увольнения Салавата Биксентьева со службы. В результате, стоит отдать должное военной прокуратуре Новочеркасского гарнизона, была проведена проверка, и вскрылся служебный подлог: парня действительно уволили за полгода до окончания срока службы, задним числом. По требованию прокурора воинская часть 45767, правопреемник той части, где служил погибший парень, отменила незаконный пункт приказ командира в/ч».

Возбуждать уголовное дело незаконному «дембелю» не стали: прошли сроки давности, часть расформирована еще в 1997 году, командир, издавший приказ №8, да и другие офицеры, служившие в то время, давно на пенсии. В Министерстве обороны по нескольким запросам прокурора не смогли предоставить никаких сведений о нынешнем местонахождении возможных очевидцев и участников трагических событий.

Когда вскрылся факт незаконного увольнения, появилось множество вопросов по обстоятельствам самой смерти парня. Что солдат делал в военной форме за пределами части? Почему он сидел вплотную к железнодорожному полотну спиной к поезду в два часа ночи? Почему никак не реагировал на сигналы машиниста? А что если солдата уже мертвого кто-то принес к рельсам с целью сокрытия другого преступления? Чего в конце концов испугался командир, уволив солдата задним числом на полгода раньше срока?

Не исключено, что командир части на самом деле исключил солдата из списков личного состава 18 декабря 1995 г. Дело в том, что изменения ФЗ «О воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 года», продлевающие срок срочной службы с 18 до 24 мес., начали действовать с 1 октября 1995 г. Командир, а в то время в южных частях творился откровенный бардак, мог просто не знать об изменениях или правилах их применения к ранее призванным военнослужащим. Срок службы для С. Биксентьева по старому законодательству заканчивался именно 18 декабря 1995 г. Другое дело, если командир намеренно воспользовался старым законом, чтобы что-то скрыть.

Скорее всего, все эти вопросы так и останутся без ответов. «Мы направляли в Южную транспортную прокуратуру обращение в связи с несогласием с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели Салавата, – отметил Алексей Ковалев. – Из надзорного ведомства пришел ответ, что материал первичной проверки, проведенной по факту гибели Биксентьева Лиховской транспортной прокуратурой, был уничтожен в июне 2012 года в связи с истечением срока хранения, и проверить все доводы, изложенные в обращении, не представляется возможным».

Юрист Алексей Ковалев помогает матери солдата добиться справедливости.

В борьбе за справедливость

Алексей Ковалев вместе с Аминой Биксентьевой в настоящее время занимаются восстановлением ее прав как матери погибшего солдата. Первым делом добились того, что младшего ребенка женщины все же не отправят на срочную службу.

«На днях была в военкомате, сообщили, что вскоре сыну должны выдать военный билет, – сказала Амина. – Я бы не пережила, если бы в армию отправили и его. У меня, кроме него, никого не осталось».

Затем в суд был направлен иск к страховой компании о взыскании страхового возмещения в связи с гибелью солдата в период прохождения им военной службы. При этом истица и ее представитель настаивали на том, что право на страховку, то есть страховой случай, возник в 2012 году, поскольку сам факт гибели ее сына в период прохождения службы был установлен лишь когда прокуратура вскрыла подлог в части. В связи с этим просили суд руководствоваться новым законом «Об обязательном страховании военнослужащих» и выплатить женщине два миллиона рублей.

Кроме прочего, А. Биксентьева оформляет пенсию по потере кормильца. Муж женщины умер в 2013 г.

Советский районный суд иск удовлетворил частично, все же руководствуясь тем, что страховой случай наступил в 1995 году. Страховку посчитали на 1 января 1996 года. Сумма оказалась мизерной – 10 312 рублей.

«Тем не менее суд согласился с нами и произвел расчет выплаты с учетом индексации на 2014 год, – рассказал Алексей Ковалев. – В итоге со страховой компании взыскано 572 565 рублей».

Кроме того, в решении есть важный для дальнейшей борьбы за справедливость факт: суд признал установленным и подтвержденным тот факт, что командир войсковой части, где Салават проходил службу, «узнав о его смерти, задним числом издал приказ о его исключении, тем самым скрыв факт о том, что Биксентьев погиб, будучи военнослужащим».

«Как только решение вступит в законную силу, этот установленный судом факт (преюдиция. – Прим. авт.) дает нам право обратиться с иском к Министерству обороны РФ о взыскании недополученной страховой выплаты в 1,5 миллиона рублей связи с злоупотреблением должностными лицами войсковой части своими полномочиями, – сказал Ковалев. – Решение еще в силу не вступило».

Также сейчас женщина направила в суд иск к Министерству обороны и Министерству финансов с требованием компенсации морального вреда в 1,5 миллиона рублей.

«Сложно передать то, что я пережила. Мне никто не помогал тогда, всем было просто наплевать, я лишь получила телеграмму, что мой мальчик погиб, сама ездила его забирала, – вспоминает Амина Биксентьева. – Сейчас хочу сказать огромное спасибо Алексею Ковалеву за помощь, радует, что времена меняются и чего-то можно добиться».

Рассказ матери и доводы юриста – на телеканале 74.ru.

Фото: Видео Евгения МОЛЧАНОВА, монтаж Анны КАЗАНЦЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления