RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

745мм 66%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Город Итоги лета в стране «Дочепуголетто»

Итоги лета в стране «Дочепуголетто»

Русская медная компания опытным путем доказала, что за 10 дней можно разгадать 316 кроссвордов и 35 лингвистических детективов, написать 216 эссе и выучить 6872 поэтические строки. Эксперимент проходил на берегу озера «Увильды».

Бесценный опыт

Зачем это было нужно одному из самых известных промышленных холдингов России?

«Цель проекта, который получил название «Дочепуголетто», – духовное развитие детей, – ответил на вопрос генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» Александр Голов. – К участию в проекте мы привлекли очень известных и очень талантливых преподавателей, режиссеров, музыкантов из Екатеринбурга и Москвы. 10 дней в летнем лагере на берегу озера Увильды они занимались с детьми из Карабаша, Кыштыма, Полевского, Томино и Варны. Это стало продолжением всех предыдущих проектов компании, которые совершенно по-иному раскрыли наших детей. Я читал эссе, написанные ребятами, и был приятно поражен, насколько они открыты миру, искренни, умны и талантливы. И вот мы решили провести такой летний семинар на берегу озера Увильды, чтобы ребята тесно пообщались с замечательными преподавателями, и сегодня увидим результат этого общения».

Как принято говорить, результат превзошел все ожидания. И прежде всего ожидания самих детей.

«Я только этим летом включился в проект и с восторгом говорю: это прекрасная идея! – восклицает южноуралец Антон, только что вышедший из образа Маленького принца. – Для меня это новый опыт, новые впечатления. Работать с такими профессионалами в области культуры – одно удовольствие. А когда ты еще и понимаешь, что пригласили их сюда ради тебя, то хочется работать с еще большим энтузиазмом. Мы здесь не отдыхали, нас гоняли ого-го как. Зато мы многому научились. Все было просто классно, большое спасибо всем организаторам проекта и нашим непосредственным педагогам».

«Никогда с таким желанием не учила стихов, – смеется еще одна участница «Дочепуголетто» Настя. – Вот бы никогда не подумала, что я буду учить по несколько стихотворений в день за простой сахарок в обертке с видами Рима».

«Этот опыт, думаю, позволит нам проявить себя в самых разных делах, – продолжает Антон. – Ведь заучивание стихотворений здесь – это была не просто зубрежка, это реально развивает память и расширяет запас слов. Не верите? Попробуйте! (Смеется.) Лично меня эти 10 дней сделали другим человеком. Прежде я никогда не занимался театром, а здесь все 10 дней шла интенсивная подготовка к спектаклю «Маленький принц» по Сент-Экзюпери, и это не пройдет бесследно. Теперь в школе, а потом в университете, куда надеюсь поступить, не буду избегать сцены».

– Вам хотя бы весело здесь было, в этих бесконечных трудах? – спрашиваю ребят.

– Еще как весело! – проговаривают хором.

– Это был интенсивный труд-отдых, – говорит Настя.

– Саморазвивающий отдых, – добавляет Антон. – И бесценный опыт.

Такую оценку «Дочепуголетто» дали старшеклассники, а дети помладше признались, что немножко устали.

– И все равно это было здорово, – говорит Лена. – Я бы хотела так прожить не 10 дней, а целый месяц!

– Ребята, а куда сегодня можно сходить в Карабаше, чтобы отдохнуть, развлечься?

Хором:

– В школу! (Смеются.)

«В последнее время к нам часто приезжают актеры и музыканты из Москвы, Екатеринбурга, но благодаря различным проектам у нас в городе появилась еще и замечательная театральная студия, кружки различные, – перечисляет Настя. – А в «Дочепуголетто» мы просто влюблены все».

Стишок за сахарок

Что за странное слово «Дочепуголетто»? Это аббревиатура из начальных букв великих писателей: Достоевского, Чехова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Островского.

«В эпоху телевидения, Интернета и прочих коммуникаций понятие «русская классическая литература» вызывает у молодых скептическую улыбку, – говорит автор идеи проекта «Дочепуголетто», доктор филологии, завкафедрой истории, философии, литературы ГИТИСа Андрей Ястребов. – Время айфонов и рэпа требует, образно говоря, почистить пьедесталы классиков от замшелости, помочь понять молодым людям, что идеи, мысли и чувства, которые несут их произведения, по сути вечны. И вот все 10 дней участники нашего летнего семинара много читали, учили по 1-2 стихотворения ежедневно. Одновременно они занимались музыкой и танцами, ставили спектакль «Маленький принц», писали эссе, разгадывали кроссворды и брали консультации у преподавателей английского и французского».

Помимо Андрея Ястребова с детьми работали: преподаватель ГИТИСа Елизавета Азарова; режиссер Открытого студенческого театра Ирина Лядова (Екатеринбург); заслуженная артистка России, солистка Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова Светлана Степченко; пианист и композитор Иван Ипатов (Москва); хореограф Игорь Дубровный (Екатеринбург); переводчик и преподаватель французского языка Вероника Никулина (Екатеринбург).

«Наш летний семинар был попыткой дать детям комплексное представление о культуре, почувствовать полное в нее погружение, – говорит Андрей Ястребов. – Ребята с головой окунулись в актерское и режиссерское мастерство, музыку, уроки пластики, лекции по мировой культуре, русской литературе. Помимо этого они учили стихи на русском, французском и английском языках. Каждый из них за это время выучил по 10 стихотворений. Это были стихи Саши Черного, Константина Бальмонта, Киплинга, Эдгара По, Шелли, Набокова, Пастернака... Каждый день мы им предлагали из 50 текстов выбрать те, которые им нравятся больше».

Сами дети признались, что в эти 10 дней они открыли для себя поэзию, что у них появились любимые поэты. Лидерами же стали Эдгар По и Владимир Набоков.

«Мы преследовали очень важную цель – развитие словарного запаса у детей, – раскрыла секрет погружения в поэзию аспирант Московского государственного областного университета Елизавета Азарова. – Какое-то время наработанный словарный запас будет пассивным, но постепенно он перейдет в активный, и ребята будут им пользоваться в обычной жизни. Сегодня вы увидите наш чтецкий конкурс, ребята будут читать по одному-два стихотворения. Но в запасе у них 10!»

Как отметили преподаватели, заучивание стихотворений не было механическим, потому что уже на второй день этого поэтического марафона детей стали интересовать судьбы поэтов, другие их произведения. Произошла культурная цепная реакция.

«Но не надо забывать про очень мощную вещь – систему бонусов! – смеется Андрей Ястребов. – Из Рима я привез маленькие пакетики сахара с видами древнего города. Эти сахарки мы стали вручать тем, кто лучше прочитал стихотворение. Одна девочка недавно сказала: «Бог ты мой (это заменитель слова «блин»), о чудо, я в недоумении – никогда не думала, что за пять граммов сахара буду с такой страстью учить стихи!» Сахарки быстро закончились, дальше пошли значки с изображением Пушкина, потом книги – за книгу ребята готовы были учить по два стихотворения в день».

Как присвоить «Маленького принца»

А еще все десять дней участники семинара репетировали универсальную для всех возрастов и народов сказку романтика и философа, летчика и поэта Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«Дети приходили, напитанные информацией о произведении, – рассказала режиссер Ирина Лядова. – А моей задачей было сбить их с ходульных интонаций, они должны были присвоить текст и выразить все, что чувствуют. Честно скажу, я немного завидую ребятам, потому что в моем детстве не было такого проекта. Это такой мощный стимул для того, чтобы идти дальше и выше. Работать с такими педагогами, как Андрей Ястребов, – это прекрасный стимул для стремительного рывка вперед. Думаю, все ребята поступят в университеты и встретят талантливых преподавателей. Прекрасно, что сегодня в Карабаш приезжают замечательные музыканты и известные артисты, театры – это тоже стимул. Но вот такие проекты для детей из маленьких российских городов – это прекрасная идея. Честное слово, «Дочепуголетто» тянет на национальный проект в масштабах всей страны. Замечательна сама идея проекта и замечательно, что детям в эти дни некогда вздохнуть было. Не надо бояться нагружать детей интеллектом. Пока они восприимчивы и ум их свеж, они все впитывают со скоростью губки».

Все, что произошло в вечер прощания – выступления чтецов и спектакль, – родители участников летней школы, которые стали усердными зрителями, назвали волшебством. Во время спектакля они без устали кричали «браво», аплодировали, от души смеялись и, конечно же, плакали от счастья.

А проект «Дочепуголетто» набирает обороты.

«Наши дети не боятся совершать интеллектуальные подвиги, а боятся не попасть в следующий раз в проект «Дочепуголетто» по каким-то причинам, например по географическим…» – говорит координатор проекта Ольга Щукина (Русская медная компания). – Поэтому сегодня завершается десятидневный семинар, но мы не расстаемся, а переходим в формат дистанционного обучения. Андрей Ястребов и Елизавета Азарова будут читать лекции по мировой культуре в режиме онлайн (интернет-школа «Карабаш_ка»), и любой ребенок, в каком бы городе или селе он ни проживал, может включиться в работу. Во время таких интерактивных уроков слушатели задают вопросы лектору и общаются в чате со своими «одноклассниками», а анонсы вебинаров мы размещаем на сайте РМК».

Погружение в онлайн

Кстати, первый социальный проект Русской медной компании для детей городов, где присутствуют предприятия холдинга, два года назад начинался с интернет-школы «Карабаш_ка». Московские художники и мультипликаторы начали заниматься живописью с детьми в режиме онлайн.

«Лучшие работы карабашских детей мы выставляли в галерее Глазунова в Москве, – рассказала Ольга Щукина. – Затем пригласили самых активных учеников этой школы в Москву. Ребята побывали на театральных премьерах, в музеях, в планетарии, в консерватории... А потом написали эссе о поездке. И мы узнали много интересного. Например, что «в Москве тоже живут хорошие люди». (Смеется.) И еще прозвучала такая мысль: «Это было самое интересное событие в моей жизни…» Мы услышали в этих словах сообщение, что ни до, ни, может быть, после ничего интересного уже не произойдет. Это стало отправной точкой для новых идей и масштабных пролонгированных проектов».

РМК в 2012 году открыла в Карабаше детскую театральную студию «Респект». С ребятами работают режиссеры из Екатеринбурга (театр «Галерка»).

«Когда мы дали объявление в газету о наборе в театральную студию, записалось 120 человек! И все пришли на кастинг, – говорит Ольга Щукина. – А проект «Дочепуголетто» открылся в Карабаше в апреле этого года. И если в первый день двухдневной конференции учителя мотивировали ребят принять участие в литературных конкурсах и викторинах, то во второй день пришел весь город!»

«У нас ничего бы не получилось без этих замечательных, отзывчивых, талантливых детей, – завершает разговор Андрей Ястребов. – Уже на второй день я понял, насколько нам с ними повезло. И мы все старались им дать столько, сколько они впитают. Культура необходима любому человеку не только для того, чтобы грамотно выражать свою мысль, но и для того, чтобы ощущать свою принадлежность ко всему доброму, перспективному, красивому, гуманному. Потому что каждый человек должен сформулировать свои взаимоотношения с миром. А для этого необходима прежде всего культура. Тот богатейший человеческий опыт, та ткань, из которой состоит полотно нашей жизни – не только общей, но и частной. Мы старались, чтобы детям было хорошо, весело и интересно. В игровой форме, с помощью лучших методик мы попытались представить им культуру как норму существования.

И мы работали не для того, чтобы они читали стихи на разных языках, чтобы сыграли спектакль. Это лишь верхушка айсберга. Я уверен, что большая часть всего, что было заложено в них за эти десять дней, из пассивного уровня перейдет в активный. И ребята смогут сделать то, что должен делать любой человек, но удается это, к сожалению, единицам. Они смогут сформулировать себя».

Фото: Фотографии предоставлены Русской медной компанией

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления