Город Римма Чернова, судья Челябинского облсуда: «Все присяжные заседатели – очень мужественные люди»

Римма Чернова, судья Челябинского облсуда: «Все присяжные заседатели – очень мужественные люди»

Десять лет назад в Челябинской области появилась новая форма судопроизводства – суд присяжных заседателей. За эти годы многие южноуральцы сталкивались с этой ролью, а некоторые до сих пор задаются вопросом: «Что же делать, если пришло извещение о включении в список кандидатов в присяжные?» Каким критериям должен отвечать заседатель? Является ли нежелание кандидата судить кого-либо причиной для отказа участвовать в суде присяжных? На эти и другие вопросы ответила Chelyabinsk.ru судья коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда Римма Чернова.

90% вердиктов присяжных – обвинительные

Суд присяжных на Южном Урале существует уже десять лет. Римма Виленовна, скажите, а как часто практикуется данная форма судебного производства?

– С 2003 года по май этого года суд с участием присяжных заседателей в Челябинском областном суде рассмотрел 89 уголовных дел. Наверное, это абсолютно нормальная цифра. По годам она колеблется. К тому же не все дела можно рассматривать судом с участием присяжных – это уголовные дела подсудности областного суда, за исключением дел, которые по закону может рассматривать только тройка профессиональных судей. Но и форму судопроизводства – будет ли дело рассмотрено судом с участием присяжных – определяют сами обвиняемые.

И что чаще всего они выбирают? Что побуждает их доверить свою судьбу присяжным?

Как правило, после постановленного оправдательного вердикта наблюдается всплеск ходатайств о рассмотрении дел с участием присяжных.

И сколько из общего количества вынесенных вердиктов было оправдательных, а сколько обвинительных?

– 90% вердиктов – обвинительные. Остальные либо оправдательные, либо обвинительные с частичным оправданием, есть и такие.

– Римма Виленовна, на вашей практике уже немало судебных процессов с участием присяжных. А какой из них оставил самые яркие воспоминания? И почему?

– Пожалуй, больше всего мне запомнилось дело, которое мы рассматривали в 2009 году – дело о банде Игоря Козлова. Эта банда действовала довольно длительное время на территории Челябинска. Ее члены занимались тем, что мошенническим путем завладевали денежными средствами знакомых и друзей детства Козлова, а потом убивали их. И поскольку в деле было несколько эпизодов и оно касалось взаимоотношений людей, которые росли вместе, учились и работали, – все это было очень тяжело морально, в том числе и для присяжных. Процесс шел довольно длительное время, около двух месяцев, потому что было много свидетелей. Перед присяжными было поставлено около 150 вопросов. И коллегия, надо отдать ей должное, грамотно разобралась в деле, в процессе слушаний никто не ушел, все довели до конца свою работу. Козлов тогда получил пожизненное лишение свободы. Так или иначе ни один из процессов, проходящих с участием присяжных заседателей, для судьи нельзя назвать простым, потому что, на мой взгляд, на председательствующего ложится дополнительная ответственность за выполнение определенных функций, связанных с организацией процесса: необходимо, чтобы свидетелей доставляли вовремя, стороны имели возможность предоставить доказательства, а присяжные – ежедневно исследовать их.

Повышали ли квалификацию судьи с введением суда присяжных? И если да, то каким образом?

Из процессов с участием присяжных Римме Черновой больше всего запомнилось дело банды Козлова

– Да, безусловно. На базе Российской академии правосудия были организованы специальные курсы, и неоднократно судьи Челябинского областного суда, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, ездили в Москву. Лекции нам читал судья Верховного суда, который дал очень много. Мы участвовали в деловых играх в разных процессуальных статусах, в постановочном процессе – это было очень интересно и главное полезно, потому что на курсах собирались судьи из разных регионов – каждый со своим видением на тему суда присяжных, было очень интересно обмениваться мнениями.

Может ли человек, отобранный в список кандидатов в присяжные, отказаться от этой миссии?

Если у человека нет возможности участвовать в судебном заседании – по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами, в связи со срочной работой, в связи с тем, что есть маленький ребенок – кандидат в присяжные заседатели может написать письменное заявление. Но наличие этих критериев не означает, что присланное по почте извещение должно быть просто проигнорировано, ведь в список кандидатов может попасть абсолютно любой гражданин. Человеку необходимо придти в суд и при наличии причин, препятствующих его полноценному участию в судопроизводстве, написать заявление с указанием таковых. И далее, в зависимости от причины, этот человек вообще может быть исключен из списка кандидатов в присяжные заседатели либо его попросят прийти на формирование коллегии, где он донесет до участников процесса свою причину.

Списки кандидатов в присяжные заседатели формируются согласно закону «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ» на 4 года на основе списка избирателей путем случайной выборки. Присяжные – это дееспособные лица в возрасте от 25 лет, не имеющие непогашенной судимости, не состоящие на учете у психиатра и нарколога. Они должны владеть тем языком, на котором идет судопроизводство. Уже непосредственно в заседании судья и стороны проводят опрос, по результатам которого заявляются мотивированные и немотивированные отводы и формируется коллегия присяжных – 12 основных и запасные присяжные, количество которых может варьироваться в зависимости от того, как долго будет длиться процесс, и даже от сезона и времени года. С учетом эпидемий гриппа и летних отпусков скамья присяжных иногда удлиняется для того, чтобы сохранить коллегию и довести процесс до конца.

А будет ли являться причиной просто нежелание судить кого-либо?

– Это, безусловно, уважительная причина. И прежде чем стороны начнут формировать коллегию, и председательствующий, и представители сторон проводят опрос. Одним из вопросов председательствующего обязательно будет такой: «Есть ли какие-либо препятствия в силу религиозных убеждений, в силу каких-то нравственных устоев, сформировавшегося отношения к правоохранительным органам, к суду?» Ситуации могут быть абсолютно разные.

Какие еще вопросы задают кандидатам в присяжные?

– Применительно к каждому конкретному делу у сторон могут появляться специфические вопросы. Например, если потерпевшими в деле являются дети, то стороны, безусловно, будут выяснять, у кого из присяжных есть несовершеннолетние дети и не повлияет ли это обстоятельство на их объективность и беспристрастность. Если в деле идет речь, например, о нападении на представителя конкретной профессии (кассир, бухгалтер), то обязательно будет выясняться, есть ли среди присяжных люди, занимающиеся аналогичной деятельностью. Все это для того, чтобы человек не примерил ситуацию на себя, поскольку в таком случае трудно оставаться объективным и сохранять беспристрастность. И председательствующий, и стороны всегда призывают к искренности, и люди всегда честно отвечают на вопросы. Бывали случаи, когда присяжные говорили, что с ними происходила аналогичная жизненная ситуация, и они не смогут качественно исполнять свои функции в данном деле. Мы всегда относимся к этому с большим уважением.

Мы уже выяснили, что коллегию присяжных могут составлять абсолютно разные люди. А есть все-таки что-то общее между ними?

– Вы правы, в коллегию попадают совершенно разные люди, и единственное, о чем я здесь могу сказать, – все они очень мужественные личности, способные принимать решения, не сторонящиеся социальных проблем, ведь они возлагают на себя просто колоссальную ответственность.

Наличие высшего образования – необязательный критерий для присяжного. Не может ли это каким-то образом помешать судопроизводству?

– В коллегию попадают люди, у которых достаточно и жизненного опыта, и мудрости, поэтому даже если у них нет высшего образования, проблемой это не является.

Римма Виленовна, бывают ли случаи, когда на присяжных оказывается давление? И насколько обеспечена их безопасность во время процесса?

– Когда коллегии присяжных разъясняются права и обязанности, то председательствующий обязательно говорит, что они не имеют права вне судебного заседания общаться с кем-либо из сторон и с председательствующим. Все общение между участниками процесса происходит только в зале судебного заседания, публично. Кроме того, на время рассмотрения дела присяжные получают статус судьи, и на них распространяются все те же процессуальные гарантии независимости и безопасности, как и на судей. Поэтому, если вдруг присяжный заседатель сообщит о том, что кто-то пытался повлиять на него, склонить к какому-либо решению, угрожал, то, безусловно, будут применены те меры, которые прямо предусмотрены законом, в том числе и для защиты судей. К тому же до сторон во время процесса доводятся ограниченные сведения о присяжных: фамилия, имя, отчество, социальная принадлежность, возраст и уровень образования.

Как судья должен прислушиваться к мнению присяжных заседателей, к их вынесенному вердикту? Как трактует это закон и как бывает на самом деле?

– Вердикт, постановленный присяжными заседателями, обязателен для всех. На его основании судья выносит приговор. Никто не вправе ставить под сомнение принятое присяжными решение, и никто не вправе спрашивать их о том, почему они проголосовали именно так, а не иначе.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой облсуда
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления