–овно 10 лет назад, 14 сент€бр€ 2008 года, в ѕерми «Ѕоинг-737» компании «јэрофлот-Ќорд» разбилс€ при повторном заходе на посадку, погибли 88 человек. Ќаши коллеги с 59.ru разыскали семьи пилотов и стюардесс, которых эта трагеди€ в один миг лишила отцов, мужей, дочерей и сыновей. –ассказываем три очень личные и полные боли истории.

«—ын пошЄл по стопам отца»

∆ена второго пилота рейса «Ѕоинга-737» –иана јллабердина 14 сент€бр€ приехала в ѕермь из ”фы на пам€тные меропри€ти€. ¬ столицу ѕрикамь€ первые п€ть лет после трагедии она прилетала ежегодно. ¬ этом году јллабердины собрались здесь практически всей семьЄй. ќни поддерживают отношени€ с близкими других погибших. » до сих пор не вер€т в официальную версию причины авиакатастрофы. ” мужа –ианы –устама јллабердина — опытного пилота — общий налЄт был более дев€ти тыс€ч часов.

¬торой пилот того рейса –устам јллабердин
¬торой пилот того рейса –устам јллабердин

— ¬ основном следствие просто списало всЄ на «человеческий фактор»: на недостаточную подготовку членов экипажа, неспособность командира воздушного судна правильно определить направление крена, отсутствие пространственной ориентировки, — рассказала 59.ru –иана. — √оворили ещЄ о наличии алкогол€ в крови у командира судна. ¬ообще, нас недостаточно информировали и не дали прослушать бортовые самописцы.

∆енщина не верит в версию о том, что командир –одион ћедведев был нетрезв, так как перед полЄтом провер€ют весь экипаж.

— ¬сегда проще свалить вину на погибших, но нужно учитывать и неисправности самолета. Ѕыло два дефекта, один из них — неоднократное отключение автомата т€ги в полЄте, на что посто€нно жаловались экипажи этого судна, — вспоминает –иана. — ¬ ту ночь диспетчер отправл€л самолЄт на три разворота перед посадкой, что говорит о внештатной ситуации на борту и неисправности лайнера.

”тро 14 сент€бр€ 2008 года. Ќа место крушени€ самолЄта приехали власти
”тро 14 сент€бр€ 2008 года. Ќа место крушени€ самолЄта приехали власти

–устам хотел стать пилотом с первого класса, вспоминает –иана. ќн целенаправленно шЄл к своей цели, с юношества занималс€ парашютным спортом, поступил в Ѕугурусланское лЄтное училище, закончил ”фимский государственный авиационный технический университет. ћного лет отрабатывал налЄт часов на небольших самолЄтах, освоил английский дл€ повышени€ квалификации, переучивалс€ управл€ть «Ѕоингом» в ћоскве, стажировалс€ в √ермании.

— ≈го сын пошел по стопам отца, сейчас он учитс€ в ”ль€новском институте гражданской авиации имени главного маршала авиации Ѕугаева на авиадиспетчера, — рассказывает –иана. — Ќа самолЄтах мы летаем, несмотр€ на перенесЄнное горе. ƒумаю, самолЄт — всЄ же самое безопасное средство передвижени€. Ѕольше всего летает у мен€ дочка, она много путешествует. ≈щЄ хотелось бы добавить, что дет€м неправильно начислили пенсию от ‘онда социального страховани€ в јрхангельске, где –устам был застрахован от несчастных случаев. —умма немаленька€, мы подавали в суд, но безуспешно. “акже под расписку у нас изъ€ли книжку пилота, сказали, что вернут через мес€ц, но так мы еЄ и не видели.

«ћо€ ќл€ была форс-мажорной девчонкой»

¬асилий  учма о своей ќленьке, котора€ была стюардессой на трагическом рейсе, говорит с гордостью. ќпора и надежда родителей. ≈й было 25 лет.

¬ 2008 году ќльге  учме было 25 лет
¬ 2008 году ќльге  учме было 25 лет

— ¬ этом году мы не сможем приехать в ѕермь. —ейчас живЄм в  остомукше в  арелии. ѕриезжали на п€тилетие со дн€ катастрофы, в 2013-м. —упруга звонила родным стюардессы яковлевой. ќбщались с семьЄй ещЄ одного пассажира «Ѕоинга», — рассказывает ¬асилий  учма. —  огда приезжаю в ѕермь на то место, мне т€жело, очень много воспоминаний.

¬асилий  учма о причинах трагедии говорит категорично — это не «человеческий фактор».

— ¬ерсий было много. ћы сами там были и видели место, куда упал самолЄт. ћы не согласны с официальной версией, — подчЄркивает ¬асилий  учма. — „то там на борту творилось, на самом деле никто не знает.  ак так — летели-летели и упали? ¬ самом первом репортаже сразу после крушени€ директор компании «јэрофлот-Ќорд» сказал правду, больше такой версии € не слышал нигде. ≈му задали вопрос о причинах: был теракт или не было теракта? ќн пожал плечами и сказал: «¬ы сами понимаете, воронки от удара нет, ничего нет». ƒаже не осталось фрагментов кресел… ќ чем это говорит? “ам сто€л завод. я считаю, это похоже на захват самолЄта. «Ѕоинг» направл€лс€ на завод. ѕочему они сразу не сели? якобы пилот был пь€н… —овсем офонарели люди, чтобы пить в полЄте и не посадить самолет. ∆елезна€ дорога осталась цела€, никаких повреждений от «удара». ѕочему? Ќа пути упали лишь обломки. ¬се столбы и все провода целы. ≈сли бы самолет упал, он бы собрал все эти столбы в кучу. ”пали просто осколки. ≈сть видеозапись камеры с дев€тиэтажки, на которой видно сначала вспышку. ќ чем это говорит? —амолЄт не упал, ему помогли упасть.

ќбломки самолета были раскиданы по железной дороге, но сами пути не пострадали
ќбломки самолета были раскиданы по железной дороге, но сами пути не пострадали

ѕо словам ¬асили€  учмы, семьи погибших неоднократно обжаловали выводы авиационной комиссии. Ѕыло возобновлено расследование. Ќо в марте 2014 года его закрыли — «в св€зи со смертью виновного лица — командира воздушного судна –одиона ћедведева, обвин€емого по части 3 статьи 263 ”  –‘ "Ќарушение правил безопасности движени€ и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц"»

— ѕотом всЄ стихло. » вот звучат официальные выводы — «виноваты пилоты», «они запутались в пространстве». ¬от на этом и остановились, — продолжает мужчина. — я был на месте падени€. я сам водитель, всю жизнь проработал с техникой. ѕредставьте, если даже игрушку выбросить с самолЄта, образуетс€ воронка. —амолет весит 65 тонн. ј от его «падени€» ни малейшей €мки. Ќичего. ƒаже не было сгоревшей травы... ƒа, € до сих пор летаю на самолЄтах. «наете, нет смысла бо€тьс€. ќни падали и падать будут... „то ещЄ об этом говорить.

ќльга  учма родилась в  остомукше. ¬ ѕетербурге закончила курсы стюардесс, но остатьс€ там не захотела. ”ехала работать в компании-«дочке» «јэрофлота» в Ўереметьево в ћоскве.

— ќл€ сначала в ѕетербурге училась в университете мировой культуры. ќна всерьЄз занималась восточными танцами, — вспоминает отец. — ќна у мен€ была девчонка форс-мажорна€. Ќичего не бо€лась. » с парашютом прыгала. Ѕыл однажды разговор. ќл€ сказала: «” мен€ дл€ вас сюрприз». ћы не сразу узнали, что она курсы бортпроводниц окончила. —начала она работала секретарЄм на заводе. ј тут вдруг нам такое выдала. Ќе хотела работать в этой балтийской целлюлозе.  ак € отреагировал? «апретишь — будет винить, что не дали сделать свой выбор. я никогда дет€м ничего не запрещал. Ќи сыну, ни дочке.

—тюардессой ќл€ проработала всего семь мес€цев.

— ¬ышла из отпуска, съездила в Ѕолгарию, и первый рейс выпал на «Ѕоинге-737», — вспоминает ¬асилий  учма. — ќн и стал последним. ѕеред этим рейсом мы с ней договорились по телефону, что один из еЄ следующих рейсов будет в јнапу, и € тоже туда прилечу. «Ќу вот и хорошо, — ответил €. — “ам встретимс€. ≈щЄ успеем искупатьс€ в сент€бре. Ѕархатный сезон». ¬от и встретились... ќна у мен€ была хулиганка, боева€, как поЄтс€ в песне «я вот така€ девчонка и больше никакой другой не хочу быть». ќна ничего не бо€лась. ƒобивалась всего сама. ’одила в турпоходы с детства. ћы на рыбалку бо€лись ходить в морозы, а она — на лыжи и вперЄд по тайге. ѕотер€ть родного человека не дай Ѕог. ¬рем€ не лечит. Ѕоль не утихает.

«ƒочь полетела вместо другой стюардессы, котора€ заболела»

јнтонина Ќорицына из јрхангельска прилетела в ѕермь этой ночью. ≈Є дочь “амара была стюардессой на рейсе «Ѕоинга-737».

ћама “амары рассказывает: девушка была заводной, открытой, еЄ очень любили
ћама “амары рассказывает: девушка была заводной, открытой, еЄ очень любили

— ѕриезжаем не каждый год. ѕоследний раз были п€ть лет назад, — начинает рассказ јнтонина Ќорицына. — ¬ этом году € об€зательно решила съездить. ” мен€ онкологи€...  огда мы прилетели в ѕермь в первый раз — это было в 2008 году, € общалась с женщиной с ”краины. ≈Є муж тоже погиб в том рейсе. ” неЄ в высших инстанци€х родственники сообщили, что это был теракт. ј разглас€т это лет через п€тьдес€т. » этой информации € верю. Ќикак не мог лЄтный состав быть пь€ным. ¬озможно, были неисправности в самолЄте. » эта верси€ тоже гораздо правдоподобнее.

ѕо словам женщины, св€зь с некоторыми семь€ми погибших она поддерживает.

— Ёти годы € общаюсь с женой второго пилота –устама јллабердина. «наю, что у командира, пилота –одиона ћедведева жена, она сама стюардесса, незадолго до этого рейса родила. ћы с ней виделись всего один раз, — рассказала јнтонина. — Ќа п€тилетии € была в ѕерми, общалась с родственниками пассажиров. Ёта встреча была очень теплой. Ёто было человеческое отношение. —ам мемориал в виде 88 каменных колонн мне нравитс€, сделали достойно. ≈ще одна стела стоит на —еверном кладбище. “ам капсула, в которой лежит горсть земли с места трагедии.

“акой стихийный мемориал по€вилс€ на месте трагедии через несколько дней
“акой стихийный мемориал по€вилс€ на месте трагедии через несколько дней

“амара Ќорицына работала стюардессой меньше двух лет. ќна только закончила экономический факультет, параллельно выучилась на бортпроводника в јрхангельске.

— я всю жизнь работала в аэропорту на складе по перевозкам, дочки ко мне приходили, — вспоминает јнтонина. — ѕотом стали там подрабатывать. ј “амара даже самолЄты пошла мыть, лишь бы быть ближе к авиации. ќна очень хотела летать, говорила об этом много раз. ¬ институте и школе “амара у мен€ была заводилой, очень еЄ любили. ќткрытый человек. ћо€ младша€ дочь сейчас тоже работает в аэропорту — начальником смен.

ѕосле курсов стюардесс “амара поехала на повышение квалификации в √ерманию. “ам успешно прошла стажировку. –аботала на тренажЄрах.

— 11 сент€бр€ она проводила мен€. я уезжала в отпуск на юг. ј она должна была на другой день уехать в ћоскву в командировку на неделю, — вспоминает женщина. — Ќо напарница заболела, и дочку поставили на этот рейс. — этой стюардессой мы не общаемс€. Ќа прощании, отпевании, говор€т, была и плакала. ¬инила себ€. 

ѕо этой «взлЄтной полосе» идут сегодн€ родственники погибших к часовне р€дом с местом падени€ самолета
ѕо этой «взлЄтной полосе» идут сегодн€ родственники погибших к часовне р€дом с местом падени€ самолета