Город «Таганка», которой скоро не будет

«Таганка», которой скоро не будет

16 июля в Челябинске начались десятидневные гастроли самого известного авторского театра России – Московского театра драмы и комедии на Таганке. На сцене Челябинского театра драмы будет показано семь спектаклей – шесть из них поставлены Юрием Любимовым..

Разговор с нынешним директором «Таганки» и известнейшим артистом Валерием Золотухиным, конечно же, начался с вопроса: как московский зритель отреагировал на уход создателя этого театра и его художественного руководителя на протяжении многих лет Юрия Любимова после известного скандала в 2011 году?

«Публика побурчала, что нет Любимова, но в театр возвращается, – сказал Валерий Золотухин. – 48 лет я работаю в этом театре, и все эти годы мы мало бывали на гастролях по России, Юрий Петрович не очень любил ездить по стране, тем более за Уральский хребет. Заграница в то время больше прельщала и актеров. И вот впервые мы решили приехать на длительные гастроли на Урал – в Екатеринбург и Челябинск».

Идея гастролей возникла во время фестиваля «В кругу семьи», который проводится в Екатеринбурге, и художественным руководителем которого является Валерий Золотухин.

«К этому фестивалю Кшиштофом Занусси были специально поставлены спектакли «Все мои сыновья» и «Король умирает», – говорит Валерий Золотухин. – Идея была проста: на одной сцене должны играть артисты Екатеринбурга и Театра на Таганке. Отсюда и возник вопрос гастролей: почему бы «Таганке» не приехать в Екатеринбург. И, конечно же, мы не могли не приехать в Челябинск.

Хотелось бы гастроли по городам России продолжить. Нам важно показать себя в своей стране. К сожалению, это происходит немножко поздновато. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Сегодня в репертуаре театра еще остались спектакли Юрия Любимова. И уже появились новые. Поэтому зритель может посмотреть, как развивается театр без Любимова. Это тоже интересно».

Свою должность в Театре на Таганке Валерий Золотухин обрисовал так: «Это такая хитрая формулировка: я директор театра с возложением некоторых обязанностей художественного руководителя. Эти некоторые обязанности не прописаны, поэтому могу любые взять. (Смеется.) На самом деле место художественного руководителя в Театре на Таганке сегодня вакантно.

Считаю, что уже года через два-три это должен быть новый театр. Когда уходит великий мастер, театр должен начинать новую жизнь. И мне кажется, мы ее уже начали. Новые постановки на нашей сцене имеют успех у московской публики и хорошо встречены самой труппой. Хоть я и вынужден сегодня сохранять равновесие, но являюсь сторонником радикальных перемен. Каким будет этот новый театр – пока не знаю. Думаю, на должность худрука должен прийти яркий, молодой и энергичный режиссер со своими идеями. И он появится независимо от того, будем мы его искать или нет, время его поставит».

Валерий Золотухин не сторонник пути многих московских театров, когда худруками становятся известные актеры: «Я не вижу в этом ничего хорошего. В своем отечестве, как известно, пророков нет, непросто в 70 лет принять театр и встать во главе коллег, с которыми все эти годы был на ты. Должна быть жесткая иерархия. Поэтому мне бы хотелось, чтобы Таганка пошла по другому пути. Я за резкие перемены в театре».

В том числе и в репертуаре. По мнению Валерия Золотухина, любимовские спектакли скоро уйдут из репертуара «Таганки»: «Спектакли старятся, артисты пришли другие, время настало другое. Лучше сохранить легенду о спектакле, чем показывать разболтанный, теряющий качество спектакль, бывший когда-то легендой. Например, 25 июля мы покажем спектакль «Владимир Высоцкий», который был сделан в 1981-м, через год после смерти Володи. Юрий Петрович создал его на конструкциях спектакля «Гамлет», где Володя играл заглавную роль. Публике все было понятно. Актеры, которые были заняты во «Владимире Высоцком», тоже играли в «Гамлете» рядом с Володей. И понятно, чем была заряжена вся эта компания и что несла она в зрительный зал. Володя незримо присутствовал в этом спектакле, словно он был живой.

А когда сменилось три поколения актеров и тех, кто знал Владимира Высоцкого, кто играл в этом спектакле в 80-х, остались считанные единицы, спектакль стал другим. Я это знаю, вижу. Спектакль, конечно, имеет право на существование, но он другой. И современная публика не всегда понимает, при чем тут принц Гамлет».

Таким образом, челябинцы получили уникальную возможность увидеть то, чего скоро не будет, – Театр на Таганке Юрия Любимова. В гастрольной афише шесть любимовских спектаклей: «Марат и маркиз де Сад», где роль маркиза играет Валерий Золотухин; легендарные «Тартюф» и «Добрый человек из Сезуана»; «Мастер и Маргарита», который стал первым сценическим прочтением романа Михаила Булгакова в России; «Горе от ума – горе уму – горе ума» по Александру Грибоедову, который был поставлен Любимовым к собственному 90-летию; и уже названный «Владимир Высоцкий». И будет новый спектакль, появившийся в репертуаре уже без Юрия Любимова, – «Калека с Инешмана».

Из знаменитейших «стариков» Театра на Таганке в гастролях участие принимает только Валерий Золотухин. Но в театре сохранились те требования к актерам, которые в свое время были продиктованы Юрием Любимовым.

«Однажды Юрий Петрович поручил мне принять в театр на практику своих учеников, – рассказал Валерий Золотухин. – И я им сказал традиционное: «Всем взвеситься и измерить окружность талии, эти данные будут храниться в сейфе». Актер должен относиться к ремеслу, как к святыне. Все в нем должно соответствовать этой профессии и ждать случая, ждать своего часа».

Фото: Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления