јвиационно-метеорологическа€ станци€ гражданска€ (јћ—√) „ел€бинск работает с 1954 года
јвиационно-метеорологическа€ станци€ гражданска€ (јћ—√) „ел€бинск работает с 1954 года
¬сЄ автоматизируетс€

„ел€бинска€ гражданска€ авиационно-метеорологическа€ станци€ расположена на территории аэропорта. «десь действует пропускной режим: охрана трижды провер€ет документы и фиксирует фамилии гостей в журнале, сумки просвечивают, а их владельцев прос€т пройти через металлодетекторы.

ћетеостанци€ расположена на лЄтном поле. — еЄ территории видны все объекты аэропорта „ел€бинск, в том числе локатор диспетчерской службы
ћетеостанци€ расположена на лЄтном поле. — еЄ территории видны все объекты аэропорта „ел€бинск, в том числе локатор диспетчерской службы

¬ –оссии два типа метеостанций: одни обслуживают население, другие — авиацию. ¬се наход€тс€ в подчинении ‘едеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (–осгидромет).

 

 — ¬от всЄ, что осталось от нашей метеорологической станции: стара€ психрометрическа€ будка, в которую вставлены электрические датчики, осадкомер “реть€кова и станок, с помощью которого определ€етс€ отложение гололеда, — демонстрирует начальник авиационно-метеорологической станции гражданской (јћ—√) „ел€бинск Ќаталь€ ћурашова площадку р€дом с основным пунктом наблюдений (ќѕЌ). — ќстальное приборы автоматизированы.

»нформаци€ на табло обновл€етс€ ежеминутно. ≈Є вид€т техник-наблюдатель, синоптик и диспетчеры аэропорта
»нформаци€ на табло обновл€етс€ ежеминутно. ≈Є вид€т техник-наблюдатель, синоптик и диспетчеры аэропорта
ћетеоролог и синоптик — в чЄм разница?

— ћетеорологи€ — широкое пон€тие, в ней есть специальности: «наблюдатель», который следит за показани€ми приборов, а прогнозы составл€ет «синоптик», — уточн€ет Ќаталь€ ћурашова. — ƒл€ работы наблюдателем необходимо средне-специальное образование, синоптиком — высшее, причЄм необходимо знать физику, математику, географию, чтобы определ€ть местные услови€. ¬ „ел€бинске на метеорологов не учат. ≈сть отделени€ в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, “уапсе, –остове-на-ƒону, “омске, —аратове, ¬ладивостоке, »ркутске,  азани,  алининграде и ѕерми.

Ќаталь€ ћурашова называет профессию метеоролога умирающей.  ак таковые измерени€ сотрудники чел€бинской јћ—√ больше не провод€т. Ѕарометры, термометры, гигрометры и другие приборы в их работе заменили электронные датчики, которые ежеминутно передают информацию на пульт технику-наблюдателю.

 — ƒл€ авиации необходима информаци€ о температуре и влажности воздуха — только эти данные поступают непосредственно с метеоплощадки (с датчиков в той самой старой психрометрической будке. — ѕрим. автора), — объ€сн€ет Ќаталь€ ћурашова. — ¬се остальные приборы расположены в разных точках взлЄтно-посадочной полосы. Ёто электронные датчики видимости, облачности, ветра и измерени€ высоты нижней границы облаков.

«ќшиблась машина — смеютс€ над синоптиками»: как на самом деле работает метеостанци€ в чел€бинском аэропорту

ƒанные необходимы лЄтчику дл€ обеспечени€ безопасности полЄта. »нформаци€ обновл€етс€ каждую минуту и транслируетс€ на табло. ≈Є в онлайн-режиме вид€т наблюдатель, синоптик и диспетчер.  аждые полчаса формируетс€ сводка и отправл€етс€ за пределы аэропорта. ƒл€ –осгидромета и международных банков данных специальна€ компьютерна€ программа кодирует информацию, чтобы прочитать еЄ мог метеоролог в любой точке планеты. ƒл€ лЄтчиков она вещаетс€ на русском и английском €зыках в привычном дл€ нас виде.

— ” нас прин€то трудитьс€ по среднему времени по √ринвичу: каждые три часа все метеорологи планеты, которые работают на гидрометслужбу, выход€т на метеоплощадку и снимают показани€ с приборов, если они не автоматизированы, — объ€сн€ет Ќаталь€ ¬ладимировна. — «атем отправл€ют показани€ в банк данных, где они обрабатываютс€, и компьютер составл€ет синоптическую карту.

 огда становитс€ обидно

Ѕлагодар€ данным от метеорологов-наблюдателей составл€ютс€ прогнозы погоды. «анимаетс€ этим синоптик, но всЄ чаще в интернете транслируетс€ информаци€, сгенерированна€ компьютером. Ќе всегда верна€.

— —ейчас создаютс€ компьютерные численные модели, которые составлены неплохо, но дают только тенденцию без учЄта местных условий, которые тоже вли€ют на прогноз, — сетует Ќаталь€ ћурашова. — ћы передаЄм свои данные, но часто видим, что в интернет попадает сгенерированный компьютером прогноз. —тановитс€ обидно — смеютс€-то над нами. –аньше был другой подход к прогнозированию. ¬ каждом регионе и даже городе была синоптическа€ группа, котора€ знала все местные услови€, нюансы, из-за которых погода может пойти не так, как в теории.

  синоптикам из единого центра поступает фактическа€ информаци€ о погоде, которую они посто€нно наблюдают и анализируют
  синоптикам из единого центра поступает фактическа€ информаци€ о погоде, которую они посто€нно наблюдают и анализируют

— ѕриходит карта приземной погоды, дважды в сутки высотные карты (температура на разной высоте), — объ€сн€ет синоптик первой категории јћ—√ „ел€бинск Ќаталь€ ќсипова. — ¬се эти карты синоптик анализирует, смотрит, как процесс развивалс€ в предыдущие сутки, анализирует всЄ и пишет примерный прогноз в закодированной форме.  аждые три часа отправл€ем прогнозы в единый центр, откуда информаци€ идЄт к населению.  аждые 30 минут прогнозы получает служба автоматической передачи информации в районе аэродрома (ј“»—) и на русском и английском €зыках передаЄт прогноз пилотам.

ѕо словам Ќатальи ќсиповой, компьютерный прогноз не будет столь точным. Ќапример, осадки, которые идут в сторону „ел€бинской области с запада, как правило, застревают в горах. —иноптик это учитывает, машина — нет.

ƒл€ авиационных синоптиков самое главное — предупредить об опасности пилота. ¬ неделю они изрисовывают один такой карандаш, составл€€ прогностические карты опасных €влений
ƒл€ авиационных синоптиков самое главное — предупредить об опасности пилота. ¬ неделю они изрисовывают один такой карандаш, составл€€ прогностические карты опасных €влений
  слову о проблемах

ѕрофесси€ авиационного метеоролога в последнее врем€ не пользуетс€ попул€рностью. «а год со станции уволились три молодых специалиста, за последний мес€ц сократили п€ть человек. —иноптики сетуют, что зарплата у них скромна€, а ответственность за неправильный прогноз может быть вплоть до уголовной.