јнна  узнецова прилетела в ѕермь после „ѕ в школе
јнна  узнецова прилетела в ѕермь после „ѕ в школе

ѕо следам „ѕ в пермской школе, где двое подростков напали на учительницу и четвероклашек с ножами, в ѕерми состо€лось большое совещание. »нициатором его стала уполномоченный по правам детей в –‘ јнна  узнецова, специально прилетевша€ в ѕермь сразу после инцидента. Ќа совещании собрались глава ѕрикамь€, педагоги, директор школы, в которой училс€ один из нападавших, представители учреждени€, в котором обучалс€ второй. «акончили за полночь. ћы поговорили с детским омбудсменом о том, как прошло совещание, кака€ информаци€ на нем была озвучена, и о том, что нужно дл€ того, чтобы избежать таких трагедий.

— јнна ёрьевна, во врем€ пресс-подхода вы говорили, что один из молодых людей давно показывал, что ему нужна помощь. ¬ чем заключалась эта ситуаци€, сколько времени она длилась?

— ѕервые сигналы поступили еще в 2012 году. ќдин из молодых людей был поставлен на внутришкольный учет. Ќеоднократные сигналы были и об агрессии, и о том, что есть вопросы к поведению ребенка. »х донесли до родителей. » тогда, еще в 2012 году, были прин€ты меры не совсем корректные, не совсем полноценные, на мой взгл€д. –ебенка отстранили от учебного процесса и перевели на индивидуальное обучение. ћы можем сделать следующий вывод: здесь не были подключены специалисты, которые помогли бы откорректировать это поведение. –ебенку было 10 лет — это возраст, с которым можно работать. ≈сли бы тогда подключились все специалисты, то ситуацию, на мой взгл€д, можно было бы выправить.

—игналы поступали и далее, когда ребенок был сн€т с внутришкольного учета.  онечно, сейчас подключатс€ следственные органы и будет рассмотрена вс€ ситуаци€ детально — станет пон€тно, где кроетс€ причина и услови€ того преступлени€, что совершено. Ќо уже сейчас, при первом приближении, вызывает вопросы решение комиссии по делам несовершеннолетних.  огда родители обратились за помощью уже в 2017 году, руководство комиссии не нашло ничего лучше, чем выставить 5.35 (стать€ о неисполнении родител€ми или иными законными представител€ми несовершеннолетних об€занностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. — ѕрим. ред.) в отношении родителей и выписать им штраф. » на совещании мы вместе с другими представител€ми системы профилактики разбирали, какие шаги нужно предприн€ть, чтобы, учитыва€ объем тех сигналов, которые были, можно было изменить ситуацию.

јнна  узнецова посетила пермскую больницу, в которую госпитализировали пострадавших детей
јнна  узнецова посетила пермскую больницу, в которую госпитализировали пострадавших детей

ƒа, эту ситуацию назад уже не воротишь, но важно делать выводы, которые бы предотвратили подобные случаи. ¬ разговоре с руководством региона мы сформировали предложение о создании специальной комиссии, котора€ проведет аудит работы комиссии по делам несовершеннолетних, поднимет и нормативные документы, и межведомственные регламенты, рассмотрит случаи, которые есть сегодн€. Ќе только то, что есть в документах, но и конкретные истории — как они решаютс€, кто их решает?  акие ошибки есть? ¬едь не исключено, что еще несколько решений, подобных тому, что было прин€то по этой семье в 2017 году, есть и сегодн€ на рассмотрении. ќни просто не нашли профессионального подхода. Ёто принципиальный шаг. –уководитель региона недавно приступил к своим об€занност€м, и € уверена, что подобный шаг позволит найти информацию о том, что происходит сегодн€ в системе профилактики, какие нарушени€ есть, что нужно сделать, чтобы их исправить, и — самое главное — чтобы не допустить подобных €влений. » не только в регионе — возможно, это поможет сформировать предложение и на федеральном уровне.

— ¬ы будете курировать проведение аудита?

— Ќаши специалисты войдут в эту комиссию. —егодн€ € встречалась и с представител€ми и ќЌ‘ ѕермского кра€. ”слышала такой в том числе и личный интерес. ќдин из активистов — родитель ребенка из этой школы. “ак что дл€ них это лична€ истори€, они искренне переживают. я им предложила создание родительского попечительского совета, работа которого бы заключалась в формировании наставничества. ћожет быть, в рассмотрении тех воспитательных программ, которые есть сегодн€ в школе. ¬едь если бы ребенка увлекли чем-то, вр€д ли бы он вз€лс€ за нож. » сколько лет это продолжалось. ј второй парень, который попал под вли€ние, сам за€вил учителю накануне этого событи€, что он находитс€ в т€желом состо€нии. Ќо этот сигнал не посчитали достаточным дл€ того, чтобы отреагировать на него и отправить к специалисту. »з техникума были сообщени€ по второму молодому человеку, когда он не посещал зан€ти€, когда были системные пропуски. Ќо органы системы профилактики также бездействовали.

я думаю, если подключатс€ все — и родители, и общественные организации, и комисси€, котора€ проведет аудит всего сектора, — решение будет найдено.

Ќападение на учител€ и учеников произошло утром, часть детей убежали в ближайший “÷, остальных эвакуировали из здани€
Ќападение на учител€ и учеников произошло утром, часть детей убежали в ближайший “÷, остальных эвакуировали из здани€

— ≈сть ли сейчас информаци€ о том, кто и почему был целью нападени€?

— “очной информации у нас не будет, пока не закончатс€ следственные действи€. Ќе будем пока спешить с какими-то за€влени€ми. ”читель до сих пор без сознани€. я была в больнице, € видела ее.   сожалению, ситуаци€ т€жела€. — детьми, которые наход€тс€ в больнице, пока работали только психологи, чтобы помочь им успокоитьс€, немного прийти в себ€.  акую-то мозаичную информацию они дают, но € считаю, что опиратьс€ нужно на результаты, которые дадут нам следственные действи€. “огда можно будет пон€ть, кто на кого, когда и как напал. ѕермский край столкнулс€ с этим впервые, но нужно, чтобы дети, педагоги — каждый знал, что нужно делать в такой ситуации. Ќе дай бог, она когда-нибудь возникнет, но готовым к ней надо быть.

— ¬ы назвали действи€ участников событий в школе хаотичными — по той информации, котора€ была к моменту пресс-подхода. ћожет, сейчас есть более подробна€ оценка того, что происходило в школе до и после нападени€?

— ћое мнение подтвердили и слова реб€т — часть из них побежали в медпункт, часть — в торговый центр, другие — в поликлинику. Ёту тему мы подн€ли на совещании. ƒоговорились, что нужно отработать подобные случаи, чтобы обучить педагогов, что нужно делать и как.

— √рубо говор€, куда бежать, к кому обратитьс€.

— ƒа, бежать или не бежать, и если да, то куда. ¬ этом случае у нас на вопрос о том, почему дети из класса побежали кто куда, был ответ: ««а ними закреплена учитель». ј учитель в это врем€ уже лежала и не могла шевелитьс€. Ўкола действовала по принципу пожарной тревоги.

Ќа месте „ѕ работали все экстренные службы
Ќа месте „ѕ работали все экстренные службы

— ≈ще один момент, поразивший всех в этой истории, — подростки прошли в школу с оружием. ѕон€тно, прошли не через охрану, хот€ тут тоже возникает вопрос о том, что есть неохран€емый вход. “акже пон€тно, что в школе нет рамок-металлоискателей — а если их ставить, то не будет ли это действовать угнетающе… Ќо как вы считаете, должны быть какие-то изменени€ в плане безопасности детей в учебных заведени€х? » если да, то какие?

— ћы обсудили этот момент.  онечно, повышение безопасности — это важно. ћеталлоискатели, оборудование и ут€желение входной группы какими-то приборами — это пон€тно и даже логично. Ќо тут надо решать более сложные и более глубокие вещи. Ёто вопрос воспитани€, вопрос молодежной политики, информационной безопасности, вопрос увлечени€ наших детей — чем они увлекаютс€, кем они увлекаютс€, кто их кумиры? Ёто приоритет, и это очень непросто, намного сложнее, чем поставить металлоискатель. ¬ этом направлении нужно искать ответы.  онечно, можно поставить рамку, это недолго. Ќо приходить в школу как на оборонное предпри€тие, спр€танное за баррикадами... Ѕезусловно, пренебрегать безопасностью нельз€, но и перегибать палку — тоже.

Ќапомним, „ѕ в пермской школе произошло утром 15 €нвар€. “огда по€вилась информаци€ о том, что двое молодых людей ворвались в школу, ранили ножами учител€ и нескольких школьников, после чего травмировали друг друга. —ейчас нападавшие госпитализированы, сегодн€ им выберут меру пресечени€. ”читель находитс€ в больнице в стабильно т€желом состо€нии. ” школьников травмы меньшей степени т€жести. Ќаши коллеги с портала 59.ru продолжают следить за событи€ми, св€занными с „ѕ в пермской школе, в режиме онлайн.