Город Авиашум в приказном порядке

Авиашум в приказном порядке

27 апреля военная авиачасть, с ноября 2010 года дислоцированная на аэродроме Шагол, раскрыла двери для журналистов челябинских СМИ. Официально летчики при посредничестве областного управления по взаимодействию с военными органами хотели...

27 апреля военная авиачасть, с ноября 2010 года дислоцированная на аэродроме Шагол, раскрыла двери для журналистов челябинских СМИ. Официально летчики при посредничестве областного управления по взаимодействию с военными органами хотели рассказать о своем житье-бытье и показать столице Южного Урала, кто такие новые ее жители. Но на деле, понятно, речь шла большей частью об одном – о полетах над городом реактивных крылатых машин Су-24м.

Напомним, и администрацию Челябинска, и правительство области испуганные или возмущенные ревом «сушек» горожане бомбардируют жалобами, заявлениями и требованиями с осени 2010 года. Губернатор Михаил Юревич несколько раз пытался добиться отмены полетов, изменения их графика и других «послаблений» режима, однако самолеты продолжают летать и, естественно, шуметь. Командование признается: иначе не получится.

«Судите сами, мы жестко привязаны к своей взлетно-посадочной полосе, – объясняет командир в/ч №69806 полковник Николай Гостев. – И заходить на посадку как-то иначе, чем пролетая над Челябинском, физически невозможно. Мы и так делаем все, чтобы уменьшить беспокойство горожан – увеличили высоту полета над кварталами, максимально сократили траекторию полета над городом. Но у нас реактивные самолеты, бесшумно летать они не умеют. И отвернуть в сторону невозможно: для посадки Су-24 проходит 20 километров по прямой».

Основной акустический удар приходится на момент взлета – двигатели Су-24м, основной машины авиапарка базы, работают в форсажном режиме. После получаса нахождения в сотне метров от шагольской ВПП могу засвидетельствовать: здешний звук не идет ни в какое сравнение с рычанием «сушки», проходящей над Никольской рощей. Там на нее перестали уже реагировать самые нервные собаки. Кстати, и из самого поселка Шагол жалоб на военлетов власти не получают, хотя здесь приходится исправно выслушивать рев всех 50-70 полетов в день. Сказывается, видимо, многолетнее соседство с училищем штурманов. В других местах люди продолжают беспокоиться, чему летчики искренне удивляются. Потихоньку шутят: у нас, мол, дети наоборот перестанут спать, если мы прекратим полеты. И пытаются логически объяснить, что самолетов бояться не надо: они как та граната, которая ручная.

«Вред экологии города от нас минимален, – доказывает заместитель командира части по воспитательной работе полковник Александр Шкребтий. – По данным Росгосстата, на выхлопы воздушного транспорта приходится 2,5% общего объема, а на автотранспорт, который почему-то никого не пугает – 94,7%. Выбросы вредных веществ в атмосферу также ничтожно малы: 14 тонн по России против, например, 33,6 тысячи тонны от предприятий черной металлургии. И, кстати, о шуме: Ту-134, на которых до нас десятилетиями летали курсанты ЧВВАУШ, шумит не меньше. Но к курсантам претензий нет. И, кстати, полеты реактивных самолетов над Челябинском регулярно совершались с конца 1960-х годов, и тогда это никого не удивляло. Выходит, понадобилось всего несколько лет, чтобы все стали личный комфорт ценить выше безопасности страны? Но мы люди военные, у нас профессия – Родину защищать».

Полковник Шкребтий имеет в виду то время, когда под Шаголом вовсю работал авиазавод, специализирующийся как раз на серии Су. Тогда госприемку проходили по 10-15 машин в день, соответственно, они совершали пробные полеты. Правда, и Челябинск в те годы был куда как поменьше, это уже потом он разросся и лег под воздушные коридоры военных. В переводе на русский язык – деды и отцы к самолетам привыкли, и мы привыкнем. Тем более, что у военлетов другого выхода нет: приказы не обсуждаются.

Действительно, кстати, не обсуждаются. Тут следует помнить, что офицеры и контрактники в/ч 69806 приехали в Челябинск, считай, на голое место, бросив обжитые дома в Бурятии. Служебное жилье им до сих пор не выделено. Под это планируется отдать многоэтажный жилой дом по улице Бурденюка, 6. Закавыка одна: его с 2009 года никак не могут сдать в эксплуатацию, так что пока офицерский состав снимает жилье по всем районам города. Снимает, кстати, за свой счет: государство компенсирует военлетам лишь 3-6 тысяч рублей в месяц. Это при том, что зарплата у летчиков и техников не сказать, чтобы очень уж высокая – 15-20 тысяч рублей получает техник, 18-30, в зависимости от класса и выслуги – летчик. И чтобы начать мешать нам гулом «сушек», технари встают за четыре часа до первого взлета и уходят с аэродрома только полностью подготовив самолет к будущим полетам. А летчики (на авиабазе даже «замполит» Шкребтий какой-то неправильный – не только жизни подчиненных учит, но и за штурвалом сидит) ежедневно проводят в небе по два-три часа. И с ужасом вспоминают 90-е годы, когда матобеспечения не хватало даже на десятую часть положенных тренировочных полетов.

Военно-воздушная флэшка

Обеспечены жильем – казармами – только солдаты-срочники, которых на базе около двух тысяч. На них, кстати, полковник Гостев возлагает надежду, как на еще один шанс помириться с гражданскими «самолетоненавистниками». Дело в том, что бойцов в авиачасть будут набирать из определенных районов страны, в том числе из самого Челябинска. То есть молодежь будет служить, считай, у себя дома, а родительский комитет (здесь есть и такой) сможет держать руку на пульсе бытовых условий своих детей и раз за разом успокаивать таким образом и себя, и всех знакомых. Но когда этот «пиар-ход» принесет свои плоды – бог весть, а пока многие челябинцы высказывают претензии: что вообще делает военный аэродром в черте города-миллионника? А если боевая машина на скорости в несколько сот километров рухнет на жилые кварталы или промышленные цеха?

«Во-первых, над городом мы с боекомплектом не летаем, – заверяет Николай Гостев. – Всю боенагрузку летчики расходуют на полигоне под селом Сафакулево. Во-вторых, за последние 20 лет при полетах на Су-24 не было ни одной неконтролируемой чрезвычайной ситуации. В-третьих, именно для того, чтобы ЧП не возникало, мы и должны летать. Вдумайтесь сами, от Челябинска до ближайшей государственной границы – всего полторы сотни километров! Для авиации вероятного противника – несколько минут полета».

Добавим, что малейшая ошибка в пилотировании, отступление от плана может стоить летчику и права летать вообще, и штрафов, и даже лишения погон. А каждый самолет перед полетом тщательно осматривают как минимум шесть специалистов не считая персонального техника, который, естественно, за исправность машины тоже несет строжайшую ответственность.

Авиационная часть, с 26 ноября 2010 года базирующаяся на аэродроме Шагол, ведет свою историю от истребительного полка, сформированного 14 мая 1938 года. Военлеты полка участвовали в советско-финской войне 1939–1940 годов. За действия в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов полк получил звание гвардейского, был награжден орденами Боевого Красного Знамени и Суворова 3 степени. За 73 года истории сменил немало мест дислокации. С 1969 по 2010 год базировался в Бурятии, на аэродроме Джида. Челябинск – восьмая база в истории военлетов. В настоящее время авиабаза укомплектована многоцелевыми реактивными самолетами Су-24м, до 2020 года командование ожидает полной замены авиапарка на более современные Су-34, А-50, Су-35.

Противники авиабазы высказывали еще один, на первый взгляд разумный аргумент: почему ВВС уперлось именно в шагольский аэродром? Расквартировали бы летчиков на аэродроме под Упруном, а то и в пограничном Троицке. Вот только... они там и так есть! В/ч №69806 – это не только полковник Гостев и три шагольские эскадрильи. В состав этого соединения входят и троицкие вертолетчики (их основная задача – поиск в казахстанских степях приземлившихся космонавтов), и Упрунский аэродром, и много чего еще. Выражаясь образно, крылья авиабазы накрывают своей тенью территорию от Южного Урала до Новосибирска.

С экономической точки зрения для военного ведомства базирование части в Шаголе – сплошная выгода. Именно здесь расположен один из двух авиазаводов России, специализирующихся на работе с Су-24. То есть нуждающиеся в починке двигатели не приходится гнать в Челябинск из Бурятии.

Шуметь «сушки» будут по-прежнему. Правда, не очень долго: до 2015 года больше трети авиапарка будет заменено на более современные машины, а к 2020 году – и все 100%. А Су-34 и Су-35, А-50 и другая гордость российского авиавоенпрома сделаны уже с учетом европейских требований к экологичности и в частности уровню создаваемого шума. То есть и в полете, и на ВПП они будут гораздо тише. Пока, увы, ни летчикам, ни челябинцам друг от друга никуда не деться.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления