RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

4 м/c,

южн.

750мм 41%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город «Зрителя надо развивать»: челябинцев удивили Екатеринбург и Иерусалим

«Зрителя надо развивать»: челябинцев удивили Екатеринбург и Иерусалим

74.ru поймал самые «вкусные» моменты балетного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой».

Фестиваль, посвященный великой балерине Екатерине Максимовой, прошел в Челябинске

В Челябинске завершился IX балетный фестиваль, посвященный памяти великой русской балерины Екатерины Максимовой. Гостями этого форума стали балетные труппы Екатеринбургского театра оперы и балета и «Иерусалимского балета» Нади Тимофеевой. В гала-концерте приняли участие ведущие солисты Большого и Мариинского театров, Баварского государственного балета и балетной труппы Челябинска. О некоторых подробностях яркого хореографического праздника рассказали корреспонденты 74.ru.

Этот балетный фестиваль в Челябинске любят. Билеты на все его спектакли раскупаются задолго до начала фестиваля, и зритель в зале собирается отзывчивый, щедрый на аплодисменты и восторженные крики «браво». Так было и на этот раз. Но публику особенно удивили современные балетные постановки. В истории фестиваля ещё не случалось такого, чтобы в афише было заявлено сразу три неоклассических балета: «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн» челябинского балета, «Ромео и Джульетта» из Екатеринбурга и израильский «Отелло».

Балет о Иде Рубинштейн хорошо приняли челябинцы и французы

О постановке петербургского хореографа Надежды Калининой «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн» на челябинской сцене мы подробно рассказывали на 74.ru. Он сразу был принят челябинской публикой и с успехом прошёл на нескольких площадках Франции.

Вячеслава Самодурова и артистов екатеринбургского балета долго не отпускали со сцены

«Ромео и Джульетту» Вячеслава Самодурова (Екатеринбург) зрители ждали с нетерпением. О спектакле много писала федеральная пресса, в 2017 году он стал обладателем «Золотой маски» сразу в двух номинациях. Ожидания чего-то нового, необычного оправдались. Челябинская публика приняла балет горячо, зал живо реагировал на красивые динамичные массовые сцены, особенно, когда в руках артистов появлялись шпаги; на необычные платья балерин с длинными шлейфами и принтами картин художников эпохи Возрождения; на эмоциональность актерской игры и замысловатость танца.

Когда в руках актеров шпаги, зрители кричат браво!

Однако были в зале и те, кто задавался вопросом: «За что же дали спектаклю «Золотую маску»? Как правило, это были балетоманы, влюбленные в классические постановки Мариуса Петипа и других балетмейстеров XIX и ХХ веков. Надо ли постановщикам новых балетов искать «золотую середину», чтобы понравиться всем? Об этом мы спросили Вячеслава Самодурова.

Ромео и Джульетта — брутальный балет

– Мне кажется, не надо искать никакой середины, – улыбнулся автор «Ромео и Джульетты». – Зрителя, естественно, надо уважать, но надо и развивать. Если идти на поводу у зрителя, то все театры будут ставить только комедии и легкие драмы. Театр помимо развлекательной миссии несёт и образовательную, этого пока никто не отменял. К тому же, балеты XIX есть в каждом российском театре. Кто хочет жить в XIX веке – пусть живёт.

Платья со шлейфами и принтами — красивое зрелище

Другая половина зрителей в антракте восторженно хвалила инаковость спектакля, называя его свежим, живым, близким по духу сегодняшнему дню и современной динамике отношений между людьми. Мало того, говорилось и о том, что это более точное прочтение драматизма музыки Сергея Прокофьева.

Надо не только танцевать, но и пропускать сюжет через голову

Шекспировские страсти бушевали на сцене в полную силу. Нельзя было не заметить, что актеры думают не только о танце, что они пропускают сам сюжет через свои сердце и сознание, а потому каждый персонаж в постановке Вячеслава Самодурова был отдельной персоной с характером, темпераментом, достоинствами и грехами.

Ромео и Джульетта — они живые, резвые, они еще совсем дети

– На мой взгляд, балет «Ромео и Джульетта» очень близок нашему времени, – считает Вячеслав Самодуров. – Во-первых, это вообще очень брутальная история, если её пересказывать простым языком. В наше время таких историй хватает. Во-вторых, шекспировский театр был всегда народным, очень грубым, ядовитым, иногда даже балансировал на грани хорошего вкуса.

В этом крике Джульетты — боль всех влюбленных, потерявших любовь

Судя по тому, как долго артистов и постановщика не отпускали с челябинской сцены, спектакль Вячеслава Самодурова был считан верно, и зрители были благодарны авторам и актёрам за возможность по-новому взглянуть на историю великой любви, известную всем народам на протяжении нескольких веков. Короче говоря, это был несомненный успех.

Иерусалимский Отелло — очень сексуальный балет

Вечер миниатюр (первое отделение) и одноактного балета «Отелло» (второе отделение) в исполнении труппы «Иерусалимский балет» для челябинского зрителя стал еще одним открытием и даже откровением. Явный восторг вызвало мастерство исполнителей, великолепная техника, отточенность хореографии и даже телесная красота танцовщиков. Крики «браво» раздавались на протяжении всего вечера, публика не жалела ни эмоций, ни собственных ладоней.

Зрителям было известно, что руководит «Иерусалимским балетом» Надя Тимофеева – дочь ещё одной великой русской балерины Нины Тимофеевой. Но о том, в условиях какой конкуренции живёт эта балетная труппа, Надя Тимофеева рассказала корреспонденту нашего сайта уже после спектакля.

Яго. Расплата за грехи

– В Израиле пробиться очень сложно, сумасшедшая конкуренция, – призналась Надя Тимофеева. – Каждая премьера встречается придирчиво и зрителями, и критиками. У нас тоже любят классические балеты прошлых веков, несмотря на то, что меняется время, технологии, темпы, музыка. И это нисколько не странно, потому что те балеты предполагают яркие декорации, массовые сцены, костюмы, наличие оркестра. Кроме того, классический балет легче для понимания зрителя, проще, там все понятно. А неоклассика требует необходимости думать, искать ассоциации. Чем современнее постановка, тем больших мозговых напряжений она требует.

Израильские миниатюры. Сложная техника и красивые танцовщики покорили публику

То, что увидели в Челябинске, еще не самая современная хореография. Миниатюры «Течения» Егора Меньшикова (кстати, выяснилось, что он родился и вырос в Челябинске), Tancici dum Одеда Ронена и «Бег» самой Нади Тимофеевой, а также балет «Отелло» Марины Кеслер построены на классической основе. И все-таки, это уже новый хореографический язык, заставляющий зрителя работать.

– У нас маленькая труппа, – рассказала Надя Тимофеева. – Нет оркестра, нет кордебалета, нет возможности изготовить декорации, поэтому мы не можем ставить большие классические балеты. Хотя я ставлю классику, стараюсь брать жемчужины мирового репертуара – миниатюры, которые можно показывать без декораций, и они при этом не теряют своей ценности. Например, «Видение розы». Но у нас много современных постановок. И надо сказать, что та часть публики, которая любит современный балет, постепенно растет. Мы приглашаем не только известных постановщиков, но доверяем молодым. Мало того, при нашей труппе много лет существует мастерская, в которой мы взращиваем современных хореографов.

М. Селектор и М. Шнайдер блистали в программе гала-концерта

Надя Тимофеева призналась, что встреча с челябинским зрителем немного ее пугала, потому что в городе есть большой театр оперы и балета.

– Кроме того, в программе был заявлен балет Екатеринбурга, получивший «Золотую маску», – говорит она. – А мы – маленькая труппа с миниатюрами, с одноактным балетом. Это же огромный риск!

Неизменно прекрасная Татьяна Предеина

Но челябинская публика щедрее всего откликнулась именно на «Иерусалимский балет». Отдельно хочется сказать об «Отелло» Марины Кеслер на музыку Арво Пярта. Сочетание хореографии и музыки в этом одноактном балете на удивление легко позволило считать все нюансы трагического сюжета Шекспира. Спектакль красив своей хореографией – динамичной, требующей хорошей танцевальной техники, драматичной и очень сексуальной. Не случайно об этом балете восторженно писала пресса всех городов, где он был представлен. Поэтому челябинской публике явно повезло, что организаторы фестиваля сделали все для того, чтобы «Иерусалимский балет» приехал в наш город.

Динамичный Дмитрий Выскубенко

Как выяснилось, художественный руководитель челябинского балета Юрий Клевцов и Надя Тимофеева были однокурсниками в Московском хореографическом училище, а прима нашей балетной труппы Татьяна Предеина познакомилась с Надей Тимофеевой в «Кремлевском балете», где они танцевали. Обе считают себя ученицами Екатерины Максимовой и обе её боготворят.

Мастера Большого и Мариинки Александр Волчков и Оксана Бондарева сорвали овации зрителей

Памяти Екатерины Максимовой был посвящен гала-концерт, которым завершился нынешний балетный фестиваль в Челябинске. Его программа вместила в себя все века балетного искусства. Однако справедливости ради надо отметить, что зритель более эмоционально реагировал на неоклассические концертные номера в исполнении солистов «Иерусалимского балета» Марии Селектор и Михаэля Шнайдера, солиста Баварского государственного балета Дмитрия Выскубенко, на «Элегию» в постановке Владимира Васильева и в исполнении Татьяны Предеиной и Александра Цвариани.

Красные шаровары — всегда зрительский восторг

Завершился концерт номерами из балета «Дон Кихот» – спектакля, с которого началась дружба народных артистов СССР Екатерины Максимовой и Владимира Васильева с Челябинском и его зрителями.

В гала-концерте принял участие весь челябинский балет
Фото: Олег Каргаполов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления