Город истории Видит дальше носа: история челябинского гримера, которая начала делать лицевые протезы для онкобольных

Видит дальше носа: история челябинского гримера, которая начала делать лицевые протезы для онкобольных

Елена Рубцова работала в театре и кино, но потом решила помогать простым людям

Елена Рубцова долгое время занималась макияжем и гримом, но потом решила создавать протезы для людей с тяжелыми болезнями и травмами

Елена Рубцова создает косметические протезы для онкобольных и травмированных. Она восстанавливает глаза, носы, уши, которые ее пациенты потеряли в ходе непростых операций. 10 лет специалист трудилась пластическим гримером — создавала силиконовые накладки на лица для съемок фильмов и театральных постановок. Но потом оказалось, что в ее работе куда больше нуждаются простые люди. Рассказываем, как Елена стала анапластологом, что это такое и кому она уже смогла помочь.

Сначала Елена делает слепок лица, а затем на нём формует из силикона косметическую накладку

«Все случаи переживаю внутренне»

Всё началось два года назад, когда к Елене обратились челюстно-лицевые протезисты из челябинского мединститута. На тот момент она работала в основном на квестах — создавала правдоподобных монстров, время от времени помогала челябинским театрам — изготавливала парики и наряды для постановок, участвовала в киносъемках в роли пластического гримера. Но впервые накопленный за 10 лет опыт Елене пригодился не для остросюжетных сцен в фильмах и не для спецэффектов в театре, а чтобы сделать простых людей счастливее.

Елена создавала монстров для квестов и персонажей для съемок фильмов, но устала от этого
Грим делается неделями, а используется, как правило, несколько минут
Елена помогает челябинским театрам — создает парики и костюмы для постановок

— Ко мне обратились с вопросом, могу ли я сделать дедушке нос. После онкологического заболевания ему удалили нос, закрыли носовые пазухи, и необходимо было как-то преобразить его облик для того, чтобы мог дальше взаимодействовать с людьми, общаться, — рассказывает Елена. — Он очень радовался пандемии, потому что мог ходить в маске: все ходили в маске, и никто особо не обращал на него внимания. А когда уже зашла речь про то, что нужно маску снять, то возникла такая потребность. Я сделала ему нос.

Первой работой Елены в качестве анапластолога стал нос для дедушки, перенесшего рак
Мужчине удалили часть лица, чтобы остановить болезнь

Позже выяснилось, что помощь анапластолога, человека, создающего реалистичные косметические протезы, требуется многим. К Елене начали обращаться пациенты из разных уголков Челябинской области и других регионов. Как правило, это люди с непростой судьбой: чтобы помочь им, мало просто сделать силиконовую накладку, объясняет Елена, надо пропустить их истории через себя, в чём-то помочь психологически.

— У меня есть женщина, которой в детском возрасте вырезали икроножные мышцы. Она никогда не носила юбки, а теперь она должна приехать ко мне, и мы решим этот вопрос, — говорит наша собеседница. — Есть детки, у которых ушки недоразвитые: это может быть генетически обусловлено, может не хватать пальцев рук, ног. Недавно обратилась мама двухлетней девочки, которая пострадала при пожаре, у малышки сильно обгорела голова. Поначалу думали сделать ушки, потом в диалоге поняли, что они на данный момент не нужны. Ей нужно что-то для того, чтобы она чувствовала и ощущала себя девочкой. Решили сделать специальный парик по ее голове, подобрали волосы именно того цвета, как был у нее до пожара. Мы сейчас над ним работаем. Все эти случаи я переживаю как-то внутренне.

Многие обращаются к Елене с просьбой сделать уши или пальцы из силикона
Все протезы создаются по индивидуальным параметрам — размеру и цвету

«Друзья молча пожали руку, пожелали удачи»

Одна из последних работ специалиста — глаз для Ирины, который из-за рака ей удалили в возрасте двух-трех лет. С тех пор женщина стеснялась своей внешности, исправить это получилось за пару дней.

Ирина обратилась к Елене, попросила сделать глаз: ей удалили его еще в детстве
Протез выглядит очень реалистично, даже если присматриваться
Когда всё готово, Елена показывает клиентам, как правильно снимать и надевать протез
Сейчас настоящий глаз от искусственного практически не отличить

— Для начала мне как визуалу необходимо увидеть картинку, фото, чтобы понять, что и как. Дальше уже обдумывается первоначальное решение, затем человек приезжает, снимаем с него слепок и впоследствии с этим слепком работаем, — объясняет Елена. — То есть на нём может что-то лепиться, формоваться, отливаться деталь. Дальше примерки идут, притирки. Что-то человеку удобно, что-то неудобно, что-то переделывается, дорабатывается и дальше выдается готовое изделие.

Так выглядит советский глазной протез
А так — работа Елены. Каждая накладка создается в несколько этапов: с лица снимается слепок, потом формуется протез, дальше — подгонка под пациента
Забыть об эстетических недостатках Елена помогла уже многим южноуральцам

Основной материал — силикон: он мягкий и износостойкий, к тому же идеально передает текстуру и цвет человеческой кожи. Впрочем, знания и навыки приходилось собирать по крупицам, признается Елена. Специально на анапластологов пока нигде не учат.

Основной материал, который использует Елена, — силикон, он пластичный и тактильно напоминает человеческую кожу

— Когда эта тема только-только возникла, я пришла к своим друзьям — художникам, скульпторам, рассказала про нее, мне все молча пожали руку, пожелали удачи, — вспоминает Елена. — Они сказали, что это самое благородное, что только может быть для художника. Вообще, анапластологи есть в Москве, Красноярске, но таких специалистов — единицы. Да и по большей части у каждого этот путь свой. То есть у меня он произошел через пластический грим, у других — через сферу медицины. Кто-то съездил подсмотрел что-то за рубежом, например, привез определенные навыки, знания, технологии, материалы в Россию и начал в этой области продвигаться. Но таких людей, насколько я знаю, единицы.

В среднем работа над заказом занимает от нескольких дней до недели

«Мы не Робинзоны Крузо»

На прошлой работе Елена Рубцова тоже была довольна результатом, но оставалось ощущение, что силы потрачены впустую. Сейчас же появилась мощная отдача — многие пациенты буквально начинают жизнь заново: заводят семьи, меняют работу, уезжают в другие города и находят друзей.

— Вот раньше делаешь грим или образ, тратишь на это месяц, два. Сам процесс нанесения грима — полтора часа, а бывало, и 10 часов. А человек появляется в кадре буквально там на три минуты — и всё, потом смывает всё это, и ничего не остается, — рассуждает Елена. — Я в какой-то момент обрела смысл, который очень давно искала. Если просто так что-то делать для съемки, твоя работа не живет дальше своей собственной жизнью. А если это протез, который человеку помогает жить, который он носит каждый день, то это имеет большую ценность и больше смысла.

После преображения многие люди, воспользовавшиеся услугами Елены, начинают новую жизнь: заводят семьи, находят новую работу

Многие воспользовавшиеся услугами Елены после протезирования возвращаются к обычной жизни, хотя долгие годы были затворниками.

— Человек в первую очередь социальное существо, без других людей существовать он не может. И мы не Робинзоны Крузо, которые находятся на острове. Мы всё-таки живем в социуме, и социум нам необходим: это часть нашей жизни. Были случаи, когда в ходе моей работы люди перебарывали свои эмоции и переходили какие-то свои Рубиконы, которые они не могли перейти до этого. То есть им нужна была какая-либо помощь или толчок для того, чтобы что-то в своей жизни поменять.

В России пока нигде не учат на анаплатологов, таких специалистов единицы
Протезы служат долгие годы, но периодически Елена советует подправлять их

Елена создает не только лицевые протезы, но делает руки и ноги. На ближайшие месяцы уже всё расписано. В последнее время челябинский анапластолог работает над тем, чтобы ускорить все процессы и помочь как можно большему количеству людей.

Правда, сейчас Елена переживает, что из-за конфликта на Украине ее работа может встать. Материалы для протезов и грима она заказывала за границей, а теперь возникли проблемы.

— Специальный клей и силикон закупала в США и Великобритании, теперь они в списке недружественных стран, — объяснила наша собеседница. — Аналогов в России нет. И возникнут ли, неизвестно, от этого очень горько и обидно! Если кто-то сможет хоть чем-нибудь помочь, например помочь найти производителей и организовать логистику, то буду очень рада. Всё, что было до этого, теперь больше не будет.

Елена занимается не только лицевыми протезами, может изготовить руки или пальцы
Знаете истории интересных людей в Челябинске? Присылайте фото и видео, пишите нам.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления