RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

0 м/c,

737мм 60%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Город Всё о самокатах подробности Самокаты ушли в самоволку? Почему сервисы кикшеринга прекратили работу в Челябинске

Самокаты ушли в самоволку? Почему сервисы кикшеринга прекратили работу в Челябинске

Рассказываем, как прошел первый сезон и когда электротранспорт вернется в город

Чем теплее на улице, тем больше желающих прокатиться с ветерком

Еще недавно такой транспорт попадался на глаза чуть ли не на каждом перекрестке, сейчас его практически не встретишь. Представители кикшеринга сообщили 74.RU, что прекратили работу с начала ноября. Изучаем, как прошел первый сезон, был ли спрос на электросамокаты, как предприниматели оценили инфраструктуру и с какими проблемами столкнулись челябинцы.

Где зимуют самокаты


— Причина — погодные условия. Скоро зима, поэтому сервис краткосрочной аренды электросамокатов завершил первый сезон работы в городе. Зимой часть электросамокатов уезжают в южный регион: в Краснодаре, Сочи, Ростове и Адлере мы работаем круглогодично. Часть остается на хранение до начала следующего сезона. Остальной транспортный флот уходит на консервацию, — объяснила 74.RU представитель сервиса Whoosh Юлия Камойлик. — Сотрудники сервисных центров осматривают электросамокаты, устраняют поломки, заменяют износившиеся детали и готовят скутеры к зимовке.

По словам специалистов Whoosh, их самокаты сделаны специально для кикшеринга — уязвимые места усилены. Устройства регулярно проходят техобслуживание, в ходе которого исправляются проблемы, связанные с износом. Например, подтягивают тормоза, меняют грипсы или сломанные крылья.

— Но у каждой прочности есть свой предел. Больше всего у самокатов страдают шины. Литые колеса самокатов обтянуты резиновыми покрышками. Но где-то из-за отсутствия инфраструктуры и велодорожек пользователям приходится ехать по каменистой местности. На покрышки попадают острые камни, осколки, гравий. Это стирает резиновый слой, из-за чего менять покрышки приходится достаточно часто, — отметили в пресс-службе Whoosh. — Остальные случаи поломок носят единичный характер, исправляются в ходе регулярного техобслуживания всего парка скутеров.

Электросамокат — средство передвижения на двух колесах с электромотором. Развивает скорость до 25 километров в час. Но самокат представляет собой не просто транспортное средство, а устройство интернета вещей — он всегда на связи с облачной шеринговой платформой.

Тысячи «двухколесных» на город-миллионник


В России сервисы краткосрочной аренды самокатов появились в 2018 году, в Челябинске — этой весной. Для нашего города кикшеринг стал новой вехой в развитии развлечений и транспортного сообщения.

Самокат можно арендовать через мобильные приложения. Пользователь открывает интерактивную карту, на которой отображается расположение самокатов и их количество в каждой точке. Выбирает приглянувшийся транспорт, сканирует QR-код на руле, платит и катается. Стоимость поездки определяется динамическими тарифами: чем выше спрос, тем дороже минута. В среднем цена за минуту поездки в Челябинске составляет 4,5–6 рублей.

Самокаты берут в прокат через мобильное приложение

В этом сезоне общий парк в Челябинске насчитывал более 1200 самокатов, сообщили представители Whoosh. Зона покрытия включала территории от улицы Доватора до улицы Бейвеля и от улицы Петра Столыпина до улицы Российской.

— С начала работы сервиса горожане проехали более 2,5 миллиона километров. Мы проанализировали, как ездили челябинцы. Выяснилось, что горожане выбирали самокат для поездок на небольшие расстояния, которые ранее совершались на личном автомобиле, такси или общественном автотранспорте. При этом 90% поездок совершались по транспортному сценарию, — отметила Юлия Камойлик. — Что это значит? Люди не просто гуляли, а ехали по кратчайшему пути из точки А в точку Б, а длина поездки не превышала 3–5 километров. Этот способ использования говорит о том, что челябинцы брали в аренду электросамокат, чтобы добраться до пункта назначения — по делам, на работу или учебу, а не с прогулочной или туристической целью.

Представители Whoosh акцентируют, что их сервис изначально заточен на такой подход. Тогда как другие компании стараются поставить самокаты в основном в парках, на набережных и других прогулочных местах. Но для транспортного сценария нужны парковки в шаговой доступности от наиболее популярных мест в городе. В Челябинске организовали более 1200 парковочных точек. Они отмечены в приложении и расположены так, чтобы не мешать движению пешеходов и автомобилей. Оставить самокат вне этой точки невозможно.

В городе появилось много парковок для двухколесного транспорта

— Как и многие другие, миллионный Челябинск подтвердил, что горожанам нужен шеринг электросамокатов. Они используются для решения транспортных задач — поездок по городу на расстояния до 5 километров. Зачастую ехать на самокате быстрее и приятнее, чем стоять в пробках, — отметил директор по работе с партнерами сервиса кикшеринга Urent («Юрент») Антон Елизаров. — Сезон 2021 года в Челябинске для Urent был первым. Мы специально поставили недорогие и легкие самокаты, чтобы проверить уровень готовности города к кикшерингу. В Челябинске обустройство пешеходных зон, территорий для жизни и отдыха людей — всё еще зона для развития и требует повышенного внимания руководства города.

Весной в Urent планировали расставить по городу 1500 самокатов. Но в итоге их было меньше, так как «подкачала инфраструктура». Точную цифру представители сервиса не назвали. Объяснили, что она постоянно меняется. Сначала в город привозят немного самокатов, затем в зависимости от спроса увеличивают парк или снова уменьшают.

Почему их ставят без привязи


Поначалу многие челябинцы удивлялись самокатам, стоящим на перекрестках без каких-либо тросов и веревок. И, конечно, некоторым горожанам приходила в голову мысль — не прибрать ли «бесхозный», на первый взгляд, транспорт к рукам. По словам представителей сервисов кикшеринга, попытки кражи были, но это явления очень редкие, единичные.

— Дело в том, что благодаря блоку IoT система в автоматическом режиме контролирует координаты электросамоката. Как только с устройством начинают делать что-то подозрительное — выезжают из зоны работы сервиса или превышают скорость (что говорит о том, что его погрузили в автомобиль и увозят) — на самокат сразу дается команда: заблокировать колеса и мотор, включить сигнализацию, — объяснила Юлия Камойлик.

Поначалу «бесхозные» самокаты вызывали соблазн их «приватизировать»

Представители Urent подтвердили, что случаи воровства были, но их немного.

— Действительно, многие люди впервые увидели электросамокаты и почему-то решили, что за техникой никто не следит, а значит, можно попытаться забрать ее с собой. Мы очень жестко пресекаем воровство, для этого у нас есть множество организационно-технических инструментов. Наша служба безопасности с привлечением полиции практически в 100% случаев находит украденную технику и виновных, — рассказал Антон Елизаров.

«Чума» городов


Конечно, прокат электросамокатов — это шаг вперед в развитии городской инфраструктуры. Но наряду с позитивными моментами возникли новые проблемы. У некоторых горожан списали деньги за поездки, которые они не совершали. Выросло число происшествий с таким видом транспорта.

Главная проблема электросамокатов — их неопределенный юридический статус. В ПДД есть определение велосипеда (включая и электровелосипеды) и мопеда. Для самоката формальным критерием является наличие мотора мощностью более 250 Вт. А прокатные сервисы используют «дефорсированные» модели кикскутеров, что позволяет формально уложиться в требования. В итоге ГИБДД классифицирует таких самокатчиков как пешеходов.

Самокатчики и пешеходы начали враждовать

Представители Whoosh сообщили, что этим летом в Челябинске ввели системное ограничение скорости при передвижении на самокатах — 25 км/ч. А также дополнительно установили «медленные зоны», в которых нельзя ездить быстрее 15 км/ч. Это парки, скверы, места с интенсивным пешеходным движением, такие как горсад имени Пушкина или ЦПКиО имени Гагарина.

Когда они вернутся


Кикшеринг в уральском регионе — бизнес сезонный. Сервис начнет работу весной следующего года. Ориентировочно это апрель, но всё зависит от погоды. Самокаты вернутся на городские улицы, как только температура воздуха будет стабильно плюсовой.

— Пользователи электросамокатов очень чувствительны к погодным режимам. Слишком холодно — не катаются, палит солнце — кататься также становится некомфортно. В этом году в Челябинске было очень жаркое лето, и это, безусловно, повлияло на выручку и поездки, — отметил представитель Urent Антон Елизаров. — Но, в целом, мы планируем весной, после планового зимнего обслуживания самокатов, вернуть их в город. Мы верим, что чем больше ресурсов местные власти будут вкладывать в создание и поддержание велоинфраструктуры и развитие территорий для отдыха и прогулок, тем приятнее будет жить в Челябинске, а нам — и дальше развивать микромобильный транспорт для города.

Самокаты вернутся весной

В следующем году Urent планирует расширять зону работы как в самом городе, в спальных районах, так и в области, добавили представители сервиса.

— Продолжим делать Челябинск мобильнее и доступнее для горожан. Чтобы у как можно большего числа людей был доступ к удобному, современному и экологичному виду транспорта, как для ежедневных поездок, так и прогулок на самокатах с семьей и друзьями, — резюмировал Антон Елизаров.

Как кикшеринг развивался в Челябинске


Шеринг электросамокатов заработал в Челябинске в середине апреля. Первой в город зашла компания Urent, которая обещала расставить на улицах 1500 фиолетовых самокатов. Второй стала компания Whoosh. Оба сервиса предлагали аренду электросамокатов (кикшеринг) с поминутной тарификацией.

Мы испытали прокат самокатов на себе — подсчитали расходы, нашли плюсы и минусы.

С развитием нового транспорта клиенты кикшеринга столкнулись с проблемами — многократное списание денег с карты или оплата несуществующих поездок.

Вскоре начались происшествия по вине не в меру ретивых самокатчиков. В мае пара на самокате сбила пятилетнего ребенка, он сломал ногу.

Парень на самокате в Ленинском районе сбил женщину, ей вызвали скорую.

Горожане возмутились самокатчиками, гоняющими со скоростью 25–30 км/ч и потребовали запретить или ограничить движение электросамокатов по тротуарам и парковым зонам.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин предложил приравнять электросамокаты к мопедам и заставил получать на них права.

В июне силовики и правозащитники начали зачистку кикшеринговых фирм.

С набором «антисамокатных мер» выступил Совет по правам человека (СПЧ).

Как вам идея кикшеринга (аренды самокатов)?

Мне нравится. Активно пользуюсь
Идея хороша, но много опасностей
На таком по Челябинску не проедешь
Слишком высокая цена
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления