RU74
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Челябинске

Погода+21°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +17

0 м/c,

737мм 25%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Город Одним словом, «Балаганчик»

Одним словом, «Балаганчик»

24 и 25 сентября зритель ищущий да обрящет премьеру «Балаганчика» Александра Блока в Челябинском камерном театре. Сразу три обладателя «Золотой маски» сошлись на территории Камерного, чтобы поставить «декадентскую пьеску не без изящества»...

24 и 25 сентября зритель ищущий да обрящет премьеру «Балаганчика» Александра Блока в Челябинском камерном театре. Сразу три обладателя «Золотой маски» сошлись на территории Камерного, чтобы поставить «декадентскую пьеску не без изящества», как характеризовал свое творение поэт. Это режиссер-хореограф Лариса Александрова (Москва), композитор Александр Пантыкин (Екатеринбург) и художник Сергей Александров (Екатеринбург). Что получилось на выходе – решать зрителю.

Как известно, лирическая драма «Балаганчик» была написана Александром Блоком в 1906 году и посвящена Всеволоду Мейерхольду, который стал ее первым постановщиком. После премьеры заговорили о рождении символистского театра в России. Всеволод Мейерхольд назвал Александра Блока «истинным магом театральности», а поэт провозгласил первую постановку «Балаганчика» идеальной.

Возможно, такие имена и такие определения много лет вызывали у режиссеров не просто трепет, но священный страх – пьесу долго никто не брал в работу. Почему ощущение возможности возникло в наше время? Потому что вернулись «приступы отчаяния и иронии», необходимость трагического гротеска, понадобился особый условный мир? Вероятно, крутнувшись по спирали, мы совпали с отметкой – год 1906-й.

В период работы над «Балаганчиком» Всеволод Мейерхольд писал: «Подмечаю кошмар всевозможных случайностей, раскрываю курьезы своею обостренной наблюдательностью, ловлю всякую ерунду и сумму всяких мелочей жизни синтезирую, указываю, как все случайно, как все смешно, как все ненужно. Словом, весел, когда спускаюсь на землю, потому что раскрывается марионеточность, вернее, раскрываю ее на каждом шагу».

Хотя «Балаганчик» Александра Блока наполнен волнующими мотивами лирики, драматизмом его собственных отношений с женой Любовью Менделеевой и поэтом Андреем Белым, который он раскрывает через любовный треугольник площадных персонажей Пьеро, Коломбины и Арлекина. Но именно Блок утверждал, что Мейерхольд понял его настолько тонко, как мог понимать свою душу только сам поэт.

Итак, повторить опыт Мейерхольда долгое время никто не решался. «Главное – никто не знает, как это делать, – говорит Лариса Александрова. – Современных «Балаганчиков» я тоже не видела ни в Московском театре музыки и драмы под руководством Стаса Намина, ни в Мастерской Петра Фоменко». Но именно она предложила главному режиссеру Камерного театра Виктории Мещаниновой поставить «Балаганчик» в Челябинске.

Обладательница «Золотой маски» за балет Casting-off, поставленный в театре Евгения Панфилова, родилась в Челябинске, занималась в студии при Челябинском оперном театре, окончила ЧГАКИ, затем Театральный институт в Екатеринбурге, сейчас Лариса Александрова живет в Москве, учится мастерству в ГИТИСе на курсе Романа Виктюка.

«Почему я выбрала «Балаганчик»? Не знаю, что ответить. Скорее, он выбрал меня, – размышляет Лариса. – Трудно рассказать, почему тебя трогает поэзия Блока. Это где-то глубоко внутри. Спектакль же позволяет это раскапывать, поднимать на поверхность. В процессе работы пришлось не только глубоко проанализировать пьесу, но изучить кучу другого материала – о Блоке, о времени. В спектакле все это соединено, в нем много всего помимо Блока, помимо «Балаганчика». Это синтетический спектакль».

Нелегкий путь к премьере пришлось пройти актерам Камерного театра. «Сама форма спектакля оказалась сложной для драматических артистов, – продолжает Лариса Александрова. – Они должны одновременно выполнять несколько задач: петь, танцевать, читать поэтический текст. Но они многое приобрели для себя в этой работе. По своему начальному образованию и внутреннему состоянию я – хореограф, поэтому нет ничего странного, что актеры у меня находятся в постоянном движении. Но особенно сложно им было работать с вокальными номерами, а петь приходится много. Надо отдать должное педагогу по вокалу Валентине Евсеевой, она сумела раскрыть их способности».

Спектакль музыкален от начала до финала. Александр Пантыкин в разговоре с нашим корреспондентом причислил его к лайт-опере. По его словам, музыка «Балаганчика» созвучна эпохе Александра Блока: «Это время появления додекафонной системы, манифестов «шестерки» во Франции, произведений Стравинского и Прокофьева, первых ростков джаза и мюзикла в Америке, столько всего...».

Однако Лариса Александрова утверждает, что музыка эта одновременно и блоковская, и современная: «Как если бы поэт жил в наше время». И если композитор все время подчеркивал, что при работе над «Балаганчиком» он думал. прежде всего, о зрителе, чтобы ему понятна была музыка, чтобы отчетливо прослеживался блоковский ритм и понятны были тексты, произносимые актерами, то, по словам режиссера, не столь актуален текст, содержание пьесы: «Задача театра – будить чувства и эмоции! Если зритель, благодаря нашему «Балаганчику», совершит для себя какое-то открытие, значит, работа удалась».

«Наш новый проект очень необычный и затратный, – рассказала Chelyabinsk.ru директор Камерного театра Алла Точилкина. – Затратный не только финансово, потому что над его постановкой работает блестящая команда, потому что будут потрясающие костюмы, но затратный и с точки зрения актерской работы, потому что им пришлось совершенствоваться. В этом спектакле бездна всего: страшного, смешного, фантазийного, жесткого. Для театра «Балаганчик» – просто клондайк».

Стоит отметить, что сегодня Челябинский камерный театр выделяется тем, что постоянно берет в работу сложный материал и приглашает неординарных и очень талантливых постановщиков, причем, не зацикливаясь на двух-трех именах. Поэтому он непредсказуемо интересен, спектакли живут в репертуаре помногу лет и не приедаются зрителю. Причина, вероятно, еще и в том, что, как премьерный «Балаганчик», они замешаны на большой любви и полной отдаче в работе.

Важная деталь: продолжительность «Балаганчика» – 1 час 30 минут, спектакль идет без антракта.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления