Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Джерард Батлер, Винсент Риган, Лина Хэди, Дэвид Уэнэм и другие
Есть фильмы, не написать о которых нельзя. Вроде как, это такое событие в истории мирового кинематографа, игнорирование которого – значит, отстать от моды, быть не в курсе последних новостей, неосведомленность... Назовите, как хотите. Если население планеты стоит на ушах по поводу премьеры «300 спартанцев», ты, видимо, тоже должен иметь какое-то отношение к этому. Вчера, через две недели после мирового показа, фильм Зака Снайдера вышел почти во всех кинотеатрах Челябинска – одновременно с анимашкой «Черепашки-ниндзя». Неуместно, по-моему, ставить вопрос кто кого, поскольку, что ни говори, аудитория у этих блокбастеров разная. Если бы мне пришлось выбирать, я пошла бы на зеленых мутантов, поскольку очередная картина о великом сражении меня совсем не прикалывает: черт побери, насытилась я «Троей», «Царствием небесным», «Александром» и малобюджетными пародиями на них. Хотя к какому жанру отнести «300» (в оригинале так и пишется) непонятно: кто-то уже назвал это пародией на жанр исторического боевика, кто-то – фэнтэзи, другие – мясорубкой, есть и те, кто восхищается творением Снайдера.
Маленький Фрэнки кино посмотрел
«Новый фильм о спартанцах? – спрашивают мои родители. – Это римейк, что ли, того, что вышел в 62-м?» И тут я начинаю объяснять, что когда почти полвека назад Рудольф Матэ создал «300 спартанцев», их посмотрел Фрэнк Миллер, тогда еще юнец, а в будущем – известный в мире художник комиксов. Всего несколько лет назад на основе старой картины о подвиге спартанцев Миллер нарисовал комиксы, а сейчас – уже по мотивам этих комиксов – вышли «300» режиссера Зака Снайдера.
В общем-то, о чем фильм – известно всем. Воины-спартанцы в 480 году до нашей эры ценой собственной жизни остановили наступление громадного персидского войска под предводительством царя Ксеркса в Фермопильском проходе. Возглавлял спартанцев их царь Леонид. Критики заявляют, что в новой картине эта история представлена под необычным ракурсом.
Фонтаны крови и плевать на историю!
К началу российской премьеры о фильме «300 спартанцев» уже достаточно рецензий в Сети, поскольку довольно много наших журналистов ездили на «Берлинале», где и успели посмотреть этот фильм. А потому сошлюсь на мнение собратьев по перу: надо сказать, в большинстве случаев оно совпадает с моим.
«Забудьте об исторической достоверности. Жанр фильма «300 спартанцев» точнее определить, как фэнтези. Имевшая место в реальности битва – стараниями Миллера и Снайдера – обросла множеством фантастических деталей, – пишет Kino.ural.ru. – Например, армия Ксеркса из многотысячной превратилась в миллионную. А ее гордость и слава – элитный отряд «Бессмертные» – стал на самом деле состоять из бессмертных, проще говоря, из зомби». И далее: «Наличие таких нетрадиционных для коммерческого кино элементов, как живописнейшее насилие, эротические сцены, включая секс с мутантом, и очень черный юмор, не помешало «300 спартанцам» феноменально стартовать в прокате». Фу! Секс с мутантом? Вчера утром видела у входа одного из кинотеатров толпу мальчишек (наверное, целым классом пришли на премьеру). Интересно, как им это понравится – живописнейшее насилие и извращенные сношения...
«О фильме заранее шла слава, что он cool, как никакое другое кинозрелище, – рассказывает «Русский Newsweek». – Крутизна, собственно, в кровавости. Мясорубка – страшная. На экране бьют фонтаны крови, разлетаются ошметки, отрубленные головы и конечности. Эпизод, который шокирует многих: как положительный грек рубит по ногам персидскую лошадь. Или как враг-чудище, похожий на тролля, вынимает из своего бицепса вонзенный спартанский меч».
60 миллионов баксов в синей комнате
Ну вряд ли окажется для кого-то секретом, что весь фильм снимался в павильоне на фоне синих, так сказать, штор. Телевизионщики постоянно используют возможности такого экрана для программ типа «Гороскоп» и «Прогноз погоды». Человек встает перед камерой и играет роль, а потом мастера-компьютерщики могут создать на синем фоне все, что угодно, в том числе, естественно, тысячную армию. Вот на эти спецэффекты и потрачены 60 миллионов долларов.
На что еще потрачены деньги? На обучение актеров и каскадеров всяким трюкам и тренировкам, чтобы выглядеть в сценах сражений правдоподобно. А также, видимо, немало «зеленых» ушло на костюм Ксеркса, который сделан почти полностью из металла. Критики отмечают: «Его костюм состоит из восемнадцати разных частей с использованием драгоценностей, на каждую из которых пошли десятки африканских и ближневосточных бусин, бисерин и вышитых украшений, плюс двенадцать пирсинг-проколов дополнили образ именно этого героя».
Где месседж?
Я, как и многие, задаюсь вопросом: для кого кино? Дети, которым, возможно, понравится мочилово, устанут от диалогов. Взрослые – так и не найдут смысла в двухчасовом блокбастере.
«Если не знать историю, а смотреть на экран, то можно узнать, что персы были пионерами экстремального пирсинга, имели на вооружении ниндзя, дервишей, боевых слонов и носорогов, но зато у спартанцев были первоклассные фитнесс-центры, – резюмируют критики />. – Где месседж? Пищи для размышлений в диалогах спартанцев не больше, чем в мультиках про покемонов».
Согласна, что будущее за такими технологиями – снимать в павильоне, а не на натуре, а потом ваять кино с помощью компа. Пусть! Только бы это будущее не было за такими вот никчемными фильмами.
Аксинья НЕСПАРТОВА