RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

741мм 30%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Образование Владислав Халамов, руководитель регионального центра робототехники: «На олимпиаде в Сочи мы покажем космические возможности роботов»

Владислав Халамов, руководитель регионального центра робототехники: «На олимпиаде в Сочи мы покажем космические возможности роботов»

Школьники Челябинской области готовятся к участию в Всемирной олимпиаде роботов. Она состоится в ноябре и впервые пройдет в России.

Представителей 51 государства примет Сочи. О том, как развивается робототехника на Южном Урале и чем наша сборная удивит международное жюри, рассказал руководитель регионального центра робототехники Владислав Халамов.

21–23 ноября 2014 года в олимпийском городе Сочи состоятся Международные состязания роботов. Этот год ознаменован темой «Роботы и космос», т.к. Россия по праву является одним из лидеров в освоении космоса: первый спутник, первый человек в космосе, первый человек в открытом космическом пространстве, первый робот в космосе (луноход), первая космическая станция. Именно поэтому юбилейный год состязаний проводится в России.

– На последних всероссийских соревнованиях сборная Челябинской области заняла больше всех призовых мест. Чем объясняется такой успех?

– Исторически сложилось так, что Челябинская область раньше других регионов начала заниматься робототехникой. Сегодня робототехника пришла не только в школы, но и в детские сады. С раннего возраста ребята осваивают конструирование, простейшие механизмы. С каждый годом программа усложняется, и уже в школьном возрасте ребята могут делать собственные изобретения. Успех в Казани на всероссийских соревнованиях – это результат системной работы.

– Почему к робототехнике проявляется такой интерес?

– 15 лет назад слово «робот» ассоциировалось с человекоподобным устройством. Сейчас роботом называется любое «умное» устройство. Потребность в них очевидна. Мы привыкли, что багажник автомобиля открывается автоматически, пельмени лепит машина, рубашки шьют роботы, потому что человек не может весь рабочий день делать идеально ровную строчку. Я специально ухожу от примеров использования роботов в МЧС, вооруженных силах, атомной промышленности, автомобилестроении, чтобы показать – роботы становятся нашими повседневными помощниками.

Благодаря развитию робототехники любой школьник может создать робота и «оживить» его, наделить функциями, необходимыми для выполнения поставленной задачи. Но плюс робототехники не только в этом. Необязательно, что каждый ученик в будущем станет инженером. Мы готовим не инженеров, а людей, умеющих работать руками, создавать что-то свое. Это сегодня очень ценно.

Сейчас весь мир думает над созданием исполнительного устройства – это то, что непосредственно выполняет работу, «искусственные руки», транспортерная лента или какое-то передвижное устройство. Вся инженерная мысль направлена на это. И наши школьники тоже могут работать над решением этих вопросов.

– А каких роботов сегодня создают южноуральские школьники?

– Недавно ученики Дома юношеского технического творчества области под руководством наших педагогов презентовали автомобиль, который ездит без водителя. На протяжении учебного года ребята изучали «внутренности» автомобиля, рассчитывали центробежную силу, углы поворота руля и многое другое, что было необходимо для написания программы.

Тема Всемирной олимпиады по робототехнике, которая впервые за много лет пройдет в России, – «Роботы и космос». Наши школьники представят космические станции, роботов, защищающих планету от астероидов, и многое другое. Нужно понимать, что задача образовательной робототехники – прежде всего обучение умению логически мыслить, читать схемы, работать в команде. Но если у робота есть практическое применение, это тоже приветствуется. Ведь если ребенок понимает, как устроен механизм, то ему в будущем будет проще создать полезного робота, понять, какая профессия ему ближе.

– То есть чем больше будет центров робототехники, тем лучше?

– Конечно, но дело не только в количестве, должны быть качество. А это уже совсем другой подход. Развитие робототехники можно сравнить с хоккеем. Если вы хотите, чтобы сборная страны выступала хорошо, то надо создавать условия, чтобы в каждом дворе была хоккейная коробка, команда, тренер, проводились соревнования различного уровня, тогда будут вырастать чемпионы, появляться новые звездочки. В робототехнике такая же схема. Талант нельзя вырастить искусственно в каком-то одном центре робототехники. Нужен фундамент, в создании которого принимают участие педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, когда есть заинтересованность и всесторонняя поддержка руководителей. В противном случае мы рискуем отстать в развитии, задержаться на одном уровне и позволить другим регионам опередить себя.

– Что может стать следующим этапом в развитии робототехники?

– Когда-то мы радовались созданию первых роботов, появлению различных производителей, многообразию конструкторов. Сегодня нас трудно этим удивить. Главной проблематикой является не наличие конструктора, а то, насколько педагогам легко встроить робототехнику в учебный процесс. Есть образовательные стандарты, согласно которым ребенок к концу своего обучения должен приобрести определенные навыки, знания. Робототехника помогает освоить многие теоретические разделы физики, математики, информатики, естественных наук через практику, увидеть формулы не на тетрадном листе, а выразить их в металле, пластмассе, микросхемах. Для ребенка это гораздо интереснее и понятнее.

Мы как методический центр можем разработать учебные планы, карты урока, схемы сборки робота, чтобы учитель тратил минимальное количество времени на подготовку к занятию, мог быстро воспользоваться предложенным материалом. Но для этого, повторюсь, должна быть общая заинтересованность в том, чтобы продвигать наш регион в этой области.

– Кто будет представлять Челябинскую область на международных соревнованиях?

– Это победители всероссийских соревнований – команды из Челябинска, Магнитогорска, Озерска, Снежинска, Миасса, Чесменского района и других городов. Такой географии не представил ни один регион России.

Трое наших тренеров готовили не свои команды, а всю сборную, проводили занятия, делились опытом.

Мы гордимся тем, что наши команды заявлены практически во всех категориях и возрастных группах. Это связано с тем, что мы не пропускали ни одних соревнований, участвовали во всех категориях, не боялись пробовать новое. Ежегодно соревнования роботов международного уровня собирают более семи тысяч участников со всех стран мира. Мы были в Индонезии, Японии, Корее, на Филиппинах – теперь соревнования проводятся в России. Традиционно команда Челябинской области входит в состав сборной команды нашей страны как основной региональный компонент. В этот раз в сборную вошли 15 наших школьников – это очень высокий результат.

– Какие категории будут представлены на WRO?

– Мы будем представлять сборную РФ на международных состязаниях комплексно в разных возрастных группах и категориях. Челябинская область также будет представлять одну из труднейших категорий соревнований – «Футбол роботов». Проводимая впервые категория «Роботрафик-технион» также будет представлена на уровне области. Конечно же, большим достижением для нас является то, что будет представлена команда в категории «Колледж». Это абсолютно новая и, несомненно, трудная категория. Из четырех человек, отобранных в сборную по этой категории, трое из Челябинской области.

Ежегодно победы даются нашим тренерам огромным трудом и большими денежными вложениями с учетом того, что на сегодняшний день некоторые регионы России уже начинают дотягиваться до нашего уровня. Конечно же, мы не теряем своих позиций и сделаем все для того, чтобы и на международных соревнованиях наши команды заняли призовые места, как и в прошлом сезоне.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления