RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

южн.

735мм 58%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование Анатолий Морозов, режиссер, основатель театра «Манекен»: «Не хочу, чтобы юбилей «Манекена» превратился в "почетные похороны"!»

Анатолий Морозов, режиссер, основатель театра «Манекен»: «Не хочу, чтобы юбилей «Манекена» превратился в "почетные похороны"!»

Имя Анатолия Морозова в памяти челябинцев прочно связано с «Манекеном». Он стал первым художественным руководителем этого легендарного студенческого театра. Во времена Морозова «Манекен» был признан одним из самых интересных творческих коллективов страны. За 25 лет работы в «Манекене» Анатолий Афанасьевич поставил более 20 спектаклей, в числе которых «Солнце разлито поровну», «Белый пароход», «Наш городок», «Перламутровая Зинаида»… Но, как выяснилось, и теперь «Манекен» остается незабываемой первой любовью режиссера. Он глубоко переживает те трудности, которые выпали на долю современного «Манекена», уже профессионального.

Не имею права не быть

– Анатолий Афанасьевич, совсем недавно я встретила вас на открытии «французской» выставки художника Елены Щетинкиной в Челябинске. С чем связан тот приезд – поступило предложение от челябинских театров что-то поставить?

– Я часто бываю в Челябинске по семейным делам, потому что здесь живут родственники жены. Нет, сейчас я в Челябинске ничего не ставлю. Но в «Манекене» идут три моих спектакля – «Коварство и любовь», «Доктор философии» и «Санта-Круз». Есть постановки в челябинском театре драмы. Это значимые для меня работы, не проходные. Кстати, спектаклю «Коварство и любовь» недавно исполнилось десять лет, но он по-прежнему в афише и любим зрителем. Такое нечасто встретишь даже в академических театрах.

– Вы всегда откликаетесь на предложения челябинских театров что-то поставить здесь, в вашем родном городе?

– С удовольствием, когда не занят другими постановками. Наверное, сейчас и не может быть приглашений, потому что в театре драмы новое руководство, которое должно в первую очередь показать себя, утвердиться. А в «Манекене», тоже не секрет, очень сложный период чисто в финансовой области. Вы же знаете, что театр одно время вообще находился на грани закрытия, и сейчас он в не самом лучшем положении. Хотя 1 апреля будет отмечаться 50-летие театра «Манекен». Это же уникальное явление в России, чтобы театр, созданный в свое время как студенческий, просуществовал пятьдесят лет непрерывного творчества! Я ушел из театра 25 лет назад, и все эти 25 лет он жил полнокровной творческой жизнью.

– Вы приедете на 50-летие?

– Я не имею права не быть.

Посмотрим в глаза друг другу

– Предполагалось, что это будет фестиваль «Театральные опыты. 20 лет спустя». Был бы замечательный подарок и для труппы, и для зрителей, ведь «Театральные опыты» челябинцы очень любили.

– Нет, к огромному сожалению, фестиваля не будет, потому что в финансировании ему было отказано. Обращались и к правительству Челябинской области, и в администрацию Челябинска. В бюджетном финансировании фестиваля в честь юбилея театра отказано. Благотворительные фонды также дали отрицательный ответ. Поэтому фестиваль, на который хотели приехать Евгений Гришковец и другие известные ныне актеры и режиссеры России – участники прежних фестивалей «Театральные опыты», не состоится. Если город примет в этом какое-то участие, то возможен юбилейный вечер по случаю 50-летия театра и декада с показом лучших спектаклей «Манекена». Мы говорили о необходимости такой встречи с ветеранами театра.

– Вас все это тревожит?

– Конечно! Ведь финансирование театра сокращено, ребята еле выживают. Я не хочу, чтобы юбилей театра превратился в «почетные похороны». Если театр будет поставлен в такие условия, что коллектив не сможет пригласить никого на свой юбилей, тогда вообще не нужно отмечать 50-летие. Просто соберутся ветераны и сегодняшние артисты театра, посмотрим в глаза друг другу и поговорим о том, что не зря прожили все эти годы вместе.

Если вы делаете театр, то я с вами

– Зачем, на ваш взгляд, обрекать на выживание легендарный не только на Урале, но в России театр?

– Не понимаю. Просто не укладывается в голове.

– Будь сегодня вы во главе «Манекена», бились бы за него, что называется, до последнего патрона?

– Не знаю, смог ли бы я стать Дон Кихотом и сражаться до последнего. Дело в том, что «Манекен» в свое время появился и стал там, чем стал, только потому, что мы чувствовали поддержку не только зрителей, театр и сейчас живет на аншлагах. Но главное – была поддержка руководства города и области, начиная с ректора ЧПИ Виталия Васильевича Мельникова, который сказал: «Если вы делаете театр, то я с вами, буду вам помогать во всем. Если вы хотите заниматься самодеятельностью, то это без меня. Мне нужно, чтобы имя «Манекен» служило имени института и городу». Тогда же в обкоме комсомола и обкоме партии мы получили полную поддержку. Если бы не это, то мы бы просто не выжили. Именно поддержка рождала ощущение нужности. Театр без этого существовать не может.

– Времена изменились.

– Театр во все времена нуждается в финансовой поддержке, он не может быть самоокупаемым, как, впрочем, и искусство вообще. Актеры, особенно сегодня, не должны быть нищими. Поэтому, если ничего не изменится, «Манекен» не выживет.

Никогда ни о чем не жалею

– В свое время вы преподавали на кафедре летательных аппаратов в ЧПИ. Почему из института «улетели» в театр? И жалели ли когда-нибудь об этом?

– Никогда ни о чем не жалею. Жизнь так сложилась, значит, так тому и быть. К тому же не могу сказать, что это было резким преломлением для меня. Я приехал сюда из Москвы, в Московском авиационном институте нас воспитывали не как функционеров производства, а как людей творческих. Перед тем, как мы сели писать дипломные работы, нам было сказано: «Сделайте нечто невероятное, что, возможно, никогда не будет реализовано. Не бойтесь романтических проектов!»

– Наверняка это были шестидесятые?

– Конечно. Когда я приехал учиться в Москву, то сразу окунулся в театральную жизнь, хотя никогда не предполагал, что стану режиссером, руководителем театра. Никогда! Я просто любил ходить в театр. Был спортсменом и театралом: четыре дня в неделю ходил на тренировки после занятий в институте и три дня – на спектакли в московские театры. И когда я вернулся в Челябинск, здесь были мама и брат Борис, меня и пригласили в «Манекен» в качестве консультанта, потому что от брата знали, что я в Москве бывал на всех спектаклях во всех театрах. Я пошел рассказать, что видел, а мне предложили руководить «Манекеном». Вот так все и случилось. Потом о «Манекене» заговорили. Первой для нас наградой была поездка на фестиваль студенческих театров в Москву.

– Как это произошло?

– К нам приехала московский критик, которая устало сказала: «Опять профессорско-студенческие штучки, как они мне надоели!» Но, когда мы показали ей программу «О манекенах», она воскликнула с облегчением: «Уф, наконец-то я увидела что-то совсем другое, над чем можно подумать». И утвердила нашу поездку в Москву. С этого началось восхождение «Манекена». Потом через ЦК ВЛКСМ нам предоставили возможность поездок на фестивали за границу, где мы увидели совсем другое отношение к любительскому студенческому театру. Тогда в странах Европы любительские театры были лабораторией для лучших профессиональных режиссеров и актеров. Они ставили там такие спектакли, что зависть брала!

Не надо втягивать голову в плечи!

– Может быть, не нужно было «Манекену» переходить в лагерь профессионалов?

– Нужно! Сегодня, приходя в этот «Манекен», я с горечью ощущаю, что у меня в том «Манекене» не было таких технических условий и возможностей, которые театр приобрел в здании бывшего кинотеатра имени Пушкина. Актовый зал ЧПИ не давал возможности для театральных экспериментов на ином, более высоком, уровне. Подвал, куда мы потом перебрались, был прекрасен, но я перерос и его. Потому и уехал. Не знаю, как повернулась бы моя жизнь, стань в мое время «Манекен» профессиональным театром. Нет, театру оставаться в ранге любительского было уже невозможно. Уже я столкнулся с тем, что не могу актеров каждый день собрать на репетицию… Переход в новое качество нужен был обязательно!

– Когда театр стал профессиональным, вам хотелось что-нибудь поставить на новой сцене «Манекена»?

– Я опасался сюда приезжать и вторгаться в это новое «манекеновское» пространство. Боялся, что это будет не так понято. Но Юрий Бобков меня сам пригласил, и я сделал здесь три спектакля, окунулся в это новое пространство. И горжусь этими тремя спектаклями по профессиональному счету.

– Сегодня все известные люди российского театра сказали свое слово в защиту «Манекена» и не были услышаны. Это нормально для сегодняшнего дня?

– А нормально ли то, что люди мыслящие перестали смотреть телевизор, где нет ни одного живого слова? Нормально ли, что сегодня российские театры, где я бываю, переходят на развлекательные рельсы: комедии, шоу, мюзиклы? Это нормально, что из школьной программы убираются часы литературы? Что люди теряют возможность разностороннего мышления? Нам внушают, что все это ненормально! Время такое – циничное. А потому не надо втягивать голову в плечи, надо каждому продолжать делать то, что должно. Я, например, восхищен тем, что делает сегодня Олег Митяев, создав премию «Светлое прошлое». Я понял, что это не просто раздача призов, а что идет процесс объединения земляков, что эти люди не просто на праздник приезжают, они встречаются со школьниками, с молодежью. А это и есть возможность сохранить ту духовность, которая была в России. Считаю, что Олегу Митяеву удалось пройти сквозь время. Сегодня нет других исполнителей, которые не только бы полные залы собирали, но поколения соединяли. А ему это удалось.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления