RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

0 м/c,

734мм 53%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Образование Александра Широченкова, студентка юридического факультета ЮУрГУ, бортпроводник «Уральских авиалиний»: «Я отучилась говорить «в последний раз»

Александра Широченкова, студентка юридического факультета ЮУрГУ, бортпроводник «Уральских авиалиний»: «Я отучилась говорить «в последний раз»

Среди прогрессивного студенчества модно не сидеть на родительской шее, а зарабатывать первые серьезные деньги, еще учась в университете. Как это сделать? И какие возможности для этого предоставляет Alma Mater? Студентка юрфака ЮУрГУ Саша Широченкова знает ответ. Именно она стала одним из первопроходцев нового совместного проекта ЮУрГУ, учебного центра РосАвиации Екатеринбурга и компании «Уральские авиалинии». Этой весной будет проводиться уже второй набор на курсы бортпроводников. А сегодня Саша успешно совмещает учебу на юрфаке с полетами в качестве бортпроводницы.

О том, каковы египетские пирамиды с высоты птичьего полета, зачем стюардессе уметь плавать, чем туполя отличаются от аэробусов, что такое «черный вада», что ни в коем случае не стоит есть в самолете, и о многом другом мы беседуем с бортпроводником и будущим юристом Александрой Широченковой.

Саша, как ты выбрала столь необычный способ летней подработки?

– Летом 2011 года я собиралась поехать в США по программе Work&Travel, но моя мама была категорически против и предложила мне альтернативный вариант подработки. О том, что в этом году стартовал совместный проект ЮУрГУ по подготовке стюардесс, моей маме рассказала декан факультета предвузовской подготовки ЮУрГУ Юлия Болотина. Я подумала, что это будет замечательный опыт, я смогу получить новую интересную профессию, а заодно и испытать себя, проверить, на что я способна. Решив быть стюардессой, я поначалу и предположить не могла, что придется пройти огромное количество медкомиссий и сдать столько экзаменов.

Стюардесса должна быть здорова как космонавт?

– Да. Смотрят буквально каждую косточку. Для того, чтобы быть стюардессой, нужно иметь идеальное здоровье.

Наверняка в стюардессы не берут людей с плохим зрением?

– Да. Погрешности зрения – только до минус единицы. И конечно, никаких хронических заболеваний – гайморита, отита. При постоянных резких перепадах давления даже обычный насморк может стать опасным.

После того, как все анализы сданы, назначается дата ВЛЭК (врачебно-летно-экспертной комиссии). Там тебя осматривают врачи, которые непосредственно работают с бортпроводниками. Мы такой осмотр проходили в Челябинске. Это очень волнительно.

Волнительнее, чем первый полет?

– По поводу полета: если честно, в тот момент я еще не осознавала до конца, что именно меня ждет в ближайшем будущем. Тогда и меня, и моих будущих коллег, которые проходили осмотр рядом со мной, немножко потрясывало от волнения. Интересно то, что с девочками, с которыми впоследствии мне предстояло жить и работать, мы сдружились уже у дверей терапевта. Еще не зная, кто пройдет отбор, мы интуитивно выбрали друг друга, и потом наша дружба и взаимовыручка только крепла.

Первым делом самолеты

Расскажи об основных этапах обучения стюардесс. С чего все начиналось?

– Когда мы прошли комиссию и получили справки, стартовала летняя сессия. Мы не могли сразу уехать в Екатеринбург, чтобы начать учиться. Еще находясь в Челябинске, мы начали изучать специализированный курс английского для бортпроводников. Английскому нас приехал учить педагог из УТЦ «Уральские авиалинии».

Когда нам в первый раз дали прочесть информацию, которую читают на предполетном брифинге, я испытала настоящее счастье! Вспомнилось, как слушала эту же информацию, будучи пассажиром. А теперь сама произношу ее. Этикет, безопасность полетов и другие дисциплины нам преподавали по «Скайпу». Нашими педагогами были бывшие бортпроводники, инженеры, сотрудники охраны аэропорта – люди, испытавшие то, о чем говорили, на себе.

Но ведь подготовка проводников не может ограничиться лишь лекциями в «Скайпе»?

– В Екатеринбург мы собирались изначально лишь на три недели, но в итоге прожили в уральской столице все лето. Специально для нашей группы (пять человек) сделали ускоренную программу. Пока учились, жили в общежитии в Кольцово. Это незабываемое время! В общежитии рядом с нами учились летчики, на КПК приходили бывшие бортпроводники. Мы почти сразу же оказались в самой гуще событий летной жизни.

Первый раз так близко…

Помнишь ли ты свой первый день на летном поле?

– Удивительного в тот день было много. Во-первых, раньше я никогда не думала, что так сложно зайти на территорию аэродрома, чтобы посмотреть на самолет. Все аэропорты – стратегические режимные объекты. Чтобы просто ступить на территорию аэропорта не в качестве пассажира, нужны справки, допуски, ксерокопии паспортов. Все очень серьезно. Нас сразу предупредили, что фотографирование и видеосъемка запрещены.

И вот наконец мы приблизились к самолетам. Трудно описать свои первые ощущения. Ведь туполя, тушки (так называют ласково ТУ-154) невероятно красивы! На туполь нас тогда не пустили, завели на аэробус 321 модели. Мне он тогда показался нереально огромным. Он рассчитан на 220 мест. Помню первое ощущение шока: сколько же тут пассажиров будет… И одно дело – по книжке сдавать экзамен, и совсем другое – находиться внутри самолета…

Испытание в бассейне, или зачем стюардессе уметь плавать?

– Следующим этапом была сдача экзамена на воде. Одно дело знать азы спасения и буксировки в теории, и совсем другое – когда в твоих руках человек, которого ты спасаешь. Да еще нужно крикнуть на весь бассейн так, чтобы тебя услышали, а ведь в бассейне полно народу. Заданий в бассейне очень много. Например, буксировка утопающего или сохранение тепла.

Как можно сохранить тепло в воде?

– Например в позе эмбриона. Эти позы в случае ЧС мы должны продемонстрировать пассажирам.

Мне как обывателю кажется, что все это – меры скорее успокоительные…

– Это реально! К примеру, в Берлине компания «Люфтганза» организовала учения, в ходе которых на полную эвакуацию 500 пассажиров и членов экипажа ушло 90 секунд, то есть чуть больше минуты. Если действовать слаженно и без паники, то можно успеть все. Там было 500 человек, а у нас максимальное число пассажиров – 220.

Для того, чтобы сохранить жизнь людей, в самолете предусмотрено все. Дай бог с этим не столкнуться, конечно! Многие пассажиры пренебрегают тем, что говорят на предполетном брифинге, потом начинают переспрашивать: как пристегивать ремни, откуда выпадет маска. А слушать стоит все заранее!

«Орлята» учатся летать

– После того, как мы сдали экзамены, начались стажерские рейсы. По нормативам нужно налетать 30 стажерских часов. Стажер ни за что материально не ответственен. Во время стажерства ты учишься, смотришь на бортпроводников, спрашиваешь, что непонятно. В первый стажерский полет я растерялась, казалось, что успеть ничего не возможно…

Что и в какой последовательности нужно делать? Как все успеть? Что такое касалетка? (горячее питание в контейнерах (мясо, курица, рыба). – Прим. ред.).

Тогда мне казалось, что я никогда не запомню названия соков и других напитков, что за чем идет. Но это ощущение страха быстро испарилось – во многом благодаря коллективу. Коллектив дружелюбный, и у нас существует абсолютная взаимозаменяемость. Никакого там: «Это не моя работа, я этого делать не буду». Все люди, все все понимают и охотно объясняют. До сих пор, если мне что-то не ясно, я могу обратиться к любому из коллег, и мне помогут.

Как выстроена иерархия бортпроводников?

– Старший бортпроводник отвечает за действия всех бортпроводников на борту, штатные бортпроводники осуществляют непосредственную деятельность.

Как строятся отношения между пилотами и бортпроводниками?

– Пилоты – главные люди на самолете. Они должны быть в курсе всего, происходящего на борту. Если в самолете дебоширит пассажир, он получает от капитана судна сначала предупреждение по громкой связи, затем предупреждение в письменной форме. Если пассажир не успокаивается, по прибытии его сдают в органы полиции. А за границей законы строже, чем у нас. В таком случае дебоширу грозит депортация.

Вообще шутить с капитаном судна не стоит. Последствия для шутников могут быть самые печальные. Их ждет не только административная ответственность и колоссальные штрафы за нарушение графика движения лайнера, но и уголовная ответственность за распространение заведомо ложных сведений. Если из-за дебошира мы должны будем совершить вынужденную посадку, то он, его дети и даже внуки за это не расплатятся. Воздушное пространство стоит очень дорого.

Первый пошел

Какими были ощущения от первого самостоятельного рейса?

– Это сложный вопрос. Первых впечатлений от самостоятельного рейса я просто не помню. Это было 22 августа 2011 года, меня приняли на работу, и я полетела в командировку в Москву. Первое впечатление: я с чемоданами посреди Москвы. Было страшно, думала, что потеряюсь, что что-нибудь случится. Но все прошло нормально.

Как выстраивается график бортпроводника в «Уральских авиалиниях»?

– Командировки бывают разные, но в основном длятся примерно дней десять. Головной офис «Уральских авиалиний» находится в Екатеринбурге. Но компания осуществляет рейсы из Москвы, Хургады, Питера, других городов. В каждом из городов должно находиться определенное количество человек. Если это командировка в Москву, то мы прилетаем в столицу и базируемся там. Дальше летаем: Домодедово – Новосибирск – Домодедово. То есть все время возвращаемся на базу.

Ты учишься на юриста. А кем себя видишь в будущем? Хотела бы и дальше работать стюардессой

– Я сейчас на четвертом курсе, впереди еще полтора года. Мне очень нравится юриспруденция, и я ни разу не пожалела, что пошла учиться именно на юриста. Да и потом, в «Уральских авиалиниях» тоже есть юристы (Улыбается.). По нормативам можно отлетать 80 часов в месяц, чтобы этот стаж засчитывался в пенсию. После семи с половиной лет летного стажа я могу рассчитывать на льготную пенсию, правда, выплачивать ее будут после 45 лет.

Вокруг света в режиме нон-стоп

В каких городах и странах тебе уже удалось побывать?

– В России побывала уже практически везде – от Москвы до Дальнего Востока. Была в Греции, в Испании, в Италии. Но обычно у бортпроводников очень-очень мало времени перед отправлением обратно, и возможности осмотреть достопримечательности не остается. Предполетная подготовка 2,5 часа и вылет обратно.

Самая яркая и запоминающаяся из заграничных командировок на сегодняшний день – Хургада. Это было здорово! У меня было такое ощущение, что я была в раю.

Много чудесного можно увидеть и во время самого полета: когда пролетали над Египтом, мы видели пирамиды. Постоянно наблюдаем горы с высоты.

Это просто не описуемая словами красота! Однажды рядом с Душанбе мы уже заходили на посадку и разглядели на перевале туристов-горников. Такие крошечные яркие точки. Яркие куртки – красные, зеленые, желтые – на фоне белоснежных гор. Невероятно, что с такой высоты удалось что-то разглядеть!

Особенности национальных полетов. Питание

Существует стереотип о специфичной еде для космонавтов. А что ты можешь рассказать об особенностях рациона летчиков и стюардесс?

– Питание стюардесс отличается от питания пассажиров. Питание составляется отдельно для пассажиров, отдельно для членов экипажа, отдельно для пилотов. Причем для каждого пилота отдельно. Один ест мясо, другой – рыбу. Один – курицу, другой – что-то еще. Им приносят еду на выбор, Существует достаточно большой перечень запрещенных продуктов, которые нельзя использовать в полете. К таковым относятся кукуруза, капуста, бобы.

Бортпроводник должен постоянно следить за сроками хранения продуктов. Если больше – заказывать новое. В полете не разрешены сладости с кремом, только печеное. Очень часто дают пирожки с яблоками, такие вкусные, словно мамины!

Я считаю, что пассажиров кормят вкуснее. Мы иногда летаем пассажирами, так там носят такую еду, что просто объедение. И шоколадка, и салатик, и мясо. Я когда в первый раз открыла, подумала: «Неужели это все для меня?»

Но от такой «небесной» еды все быстро прибавляют в весе, потому что она жирная. Очень многие диетологи и те, кто придерживается здорового образа жизни, вообще не советуют есть в самолете! Перепад давления очень плохо сказывается на пищеварении. В полете лучше пить обычную негазированную воду, а покушать лучше до или после взлета.

Полезные советы пассажирам

– Если предстоит длинный перелет, снимайте обувь, так как велика вероятность обострения варикозного расширения вен. Именно поэтому многие пассажиры берут с собой вторую обувь. Пейте больше воды. Перед взлетом можно выпить аспирин, чтобы разжижалась кровь. В полете очень сохнет кожа, поэтому стоит взять с собой увлажняющий крем.

Но интересный факт: многие женщины-бортпроводники почти не старятся! Я летала с одной, она пролетала 26 лет, у нее сыну 20 лет, и она при этом замечательно выглядит. Хотелось бы мне выглядеть так в 46 лет! Говорят, что все дело в недостатке кислорода – в замкнутом пространстве действует эффект консервации. Но, я думаю, дело тут и в том, что в проводники изначально отбирают очень здоровых людей, без хронических хворей и вредных привычек.

Для пассажира нет слова «нет»

Мне кажется, самое сложное – это находить общий язык с пассажирами…

– Для того, чтобы отказать пассажиру, лучше не использовать слово «нет», если тебя просят принести, например, мясо, нельзя отвечать в лоб: «Мяса нет», надо предложить: «У нас есть курица и рыба сегодня, будете?» Вроде бы и мелочь, но срабатывает.

Или другой случай: во время взлета, чтобы уши не закладывало, нужно делать глотательно-сосательные движения. Идешь к пассажирам, разложив на подносе карамельки, которые нужно сосать во время взлета. На каждого пассажира по документам приходится две такие конфетки: одна на взлет, другая – на посадку. У нас многие любят зачерпнуть конфетки с подноса полной пятерней. Ну не скажешь же: «Всем надо!» Неохота быть такой вынужденной жадиной. У нас есть такая уловка: подносишь поднос и видишь, что человек нацелился сразу на горсть… Чуть-чуть отклоняешь поднос, и вот он уже может дотянуться только до одной конфетки. Теперь конфет хватит всем.

Отдельно стоит сказать о рейсах в бывшие советские республики (Средней Азии). Есть очень интересные рейсы на Худжант, Наманган, Ош. На таких рейсах весьма специфичная публика. Они очень громко разговаривают, (гортанная речь звучит для русского уха резко, непривычно), шумят, пляшут, фотографируются.

На одном из таких рейсов мы с напарницей пошли предлагать газированные напитки. И один из пассажиров вдруг просит у меня принести ему «черный вада». Я сначала не сообразила, чего он хочет. Может быть, в туалете из крана течет черная вода? Может быть, ему плохо? Может быть, ему нужен кофе? Оказалось, что он просил колу без газа.

А вообще пассажиры, хоть и бывают иногда вредными, в основном очень благодарная публика! Прощаясь, практически каждый подойдет, поблагодарит, те, кто постарше, желают здоровья: «Дай тебе Бог здоровья, дочка», те, кто грубил, просят прощения. Стоит работать из-за того, что доброжелательных, добрых, открытых людей всегда больше.

Кроме того, только в полете можно познакомиться и запросто побеседовать с выдающимися людьми, которых навряд ли встретил бы в обычной жизни. Так я познакомилась в полете с известным хирургом. У бортпроводников тоже есть дисциплины, связанные с медициной. И в этом плане он мне подсказал, как в разных случаях можно выходить из различных нештатных ситуаций. Сомневаюсь, что на земле я смогла бы где-то просто встретиться и заговорить с ним.

Что еще было самым сложным и непривычным в работе стюардессы?

– Первое время было сложно смириться со строгими ограничениями во внешнем облике. Есть специальные правила. Волосы, если ты их красишь, всегда должны быть прокрашены равномерно, чтобы не было перепадов цвета, сеченых кончиков. Если у тебя стрижка, волосы должны быть аккуратно убраны. Если стрижка короткая, то волосы не должны касаться воротника. Макияж глаз – свежий, дневной. На губах всегда обязательно блеск или помада. Из украшений допустимы только обручальное кольцо и крестик. Серьги – не более 20 мм в диаметре, с камушком белого цвета.

Много тонкостей и замечаний относительно внешнего облика. Униформа всегда должна быть в безупречном порядке.

Как бы ни было жарко, стюардесса всегда в колготках телесного цвета. Никаких накладных ногтей, ни акрила, ни гель-лака. Цвет лака либо телесный, либо прозрачный. Сначала привыкнуть к этим ограничениям было трудно, но сегодня все это я нахожу правильным. Этот порядок внутренне дисциплинирует, ведь ты на работе. А если хочется украсить себя, есть выходные.

Есть ли для стюардесс ограничения по росту?

– Строгих норм по росту нет. Но в экстренных ситуациях слишком маленький рост может стать препятствием для выполнения определенных операций.

А что касается веса, тут есть ограничения?

– Стюардесса обязательно должна следить за своим весом. Если она очень сильно поправится, ее могут уволить.

Ты работаешь чуть больше полугода, и за это время жизнь изменилась кардинально. Изменился ли твой характер?

– Да, я стала намного собраннее, научилась не опаздывать. Самолет научил меня дисциплине. Появилась ответственность, ведь тут даже одна минута имеет значение! Опоздала, и все, самолет улетел без тебя.

Раньше летом я работала в службе спасения на воде. Была матросом-спасателем (я достаточно долго занималась плаванием). В каждой работе можно почерпнуть для себя что-то важное, но сегодняшняя работа развернула мою жизнь на 180 градусов.

Есть ли у летчиков какие-то особые приметы, которые нужно соблюдать перед полетом?

– Я отучилась говорить «последний раз». Раньше я не придавала значения суевериям, но когда начала работать бортпроводником, все изменилось. Когда пришла на предполетный медосмотр, врач меня спрашивает: «Когда пос… крайний раз летали?» С тех пор я прониклась общим духом и к приметам стала относиться иначе, серьезнее.

О второстепенном и самом главном

Ты не жалеешь, что вместо того, чтобы жить «студенческой» жизнью, проводя время на тусовках, ты работаешь?

– Нет, не пожалела ни разу. Единственное, о чем я жалела, – о том, что прогуливала лекции на 1 курсе. Сначала, когда начала совмещать работу и учебу, думала, что сойду с ума. Ничего не успевала. Сейчас нагрузку удается распределять более рационально. В университете сейчас началась сессия. Завтра у меня экзамен по корпоративному праву. Скоро должна начаться производственная практика. Ее нужно будет совмещать с работой, но я что-нибудь придумаю.

Ты то учишься, то летаешь, а когда же отдыхать?

– У самого занятого человека на все может хватить времени.

Я очень люблю ездить на велосипеде. На велосипеде я проехала марафон 200 км. Раньше плаванием занималась. Дома пылится борд. Возвращаясь, подхожу к нему со словами: «Ну ничего, дружок, мы с тобой еще зажжем!»

А что насчет чтения?

– Я очень люблю читать! У моего дедушки была очень большая библиотека. Любовь к хорошей классической литературе мне привил именно дед.

Когда я в детстве пыталась схалтурить, говоря, что эту книгу я уже прочитала, он усаживал меня рядом с собой и говорил: «Ну а теперь давай обсудим, что ты прочитала». Я из учительской семьи, мама по образованию логопед-дефектолог, бабушка была учителем математики, тетя обучает слабослышащих и слабовидящих детей. Вся семья – педагоги.

Конечно, мне хотелось бы больше времени проводить дома, с родными, близкими и с любимым человеком. Когда я принимала решение, очень боялась, что потеряю молодого человека, потеряю друзей. Но все, кто был мне близок, кто был дружен со мной, остались рядом.

А вообще, часты ли «браки, совершенные на небесах»?

– Да, таких пар немало. Но проблема том, что муж с женой не смогут работать в одном самолете. Это прописано в правилах. Если произошла аварийная ситуация, то в семье должен остаться в живых хотя бы один из родителей, поэтому видятся такие семьи очень редко. Наверное, очень трудно сохранить отношения в таких условиях, но я думаю, что если есть любовь, то это вполне возможно. Когда вновь видишься с близкими после долгой разлуки, это невероятное счастье, которое просто невозможно описать словами!

Фото: Фото Катерины ПУСТЫННИКОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления