RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

с-з.

735мм 47%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Виктор Сидоров, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор колледжа имени Аносова (Златоуст): «Нужны не «Танцы со звездами», а «Звезды у станка»!

Виктор Сидоров, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор колледжа имени Аносова (Златоуст): «Нужны не «Танцы со звездами», а «Звезды у станка»!

Почему рабочие профессии перестали быть престижными? Что означает слово «работодатель» на предприятиях старого толка? Нужно ли в школе равенство, и какие процессы тормозит ЕГЭ? Об этом и многом другом мы говорили с известным в Златоусте и образовательной сфере Южного Урала человеком – директором славного колледжа имени Аносова Виктором Сидоровым.

Есть места – будут кадры

Известно, что ваш колледж выбрал автономную форму финансово-хозяйственной деятельности. Это не слишком смелый шаг?

– Любая смелость предполагает рассудительность – а выживем ли? Думаю, да. Есть два пути: оставаться бюджетным заведением или становиться автономным. На мой взгляд, в автономии больше здравого смысла.

Во-первых, мы уйдем от пресловутого 74-го ФЗ «О закупках», который диктует приобретение дешевой продукции. Но дешево – не всегда качественно, а речь идет в том числе и об общественном питании. Если говорить о свободе, то она не будет неограниченной, потому что институт учредительства сохраняется.

А если говорить о возможности самостоятельно зарабатывать, то и сегодня нам этого никто не запрещает. У нашего колледжа есть собственный магазин, столовая, учебно-производственные мастерские, учебный полигон и, кроме того, мы предлагаем дополнительные платные образовательные услуги.

Не приведет ли автономия к тому, что в определенный момент учредитель скажет: зарабатывайте больше, а я буду давать вам денег меньше?

– (Улыбается.) Вы затронули самый больной вопрос. Чтобы этого не произошло, должен быть юридический договор с учредителем, где прописаны нормативы финансирования. Но практический опыт подтверждает правоту таких опасений, поэтому приходится уповать на мудрость и порядочность учредителя. Только практика покажет, как все будет.

Не секрет, что в малых городах Челябинской области платежеспособность населения не так высока. Трудно ли в Златоусте сегодня зарабатывать на образовательных услугах?

– Платежеспособность людей разная, но если услуга качественная и востребованная, то деньги всегда придут за клиентом. У нас сегодня очень большой конкурс на специальность «технология машиностроения». Спрос вырос после нашего успешного участия в российском конкурсе инновационных проектов. Одним из условий этого мероприятия было обязательное софинансирование со стороны работодателя. Таким работодателем стал златоустовский завод «Стройтехника». Мало того, что они выделили 20 млн рублей на приобретение оборудования, они еще и построили здание учебно-производственного полигона для колледжа.

Таким образом наша база была модернизирована под запросы завода. И сегодня «Стройтехника» размещает у нас заказы, наши учебные площади не простаивают. Лучшие студенты на 4-5 курсах уже трудоустраиваются на завод. Таких небольших современных предприятий в городе становится все больше, и это радует: есть новые рабочие места – значит, есть для кого готовить кадры.

То есть работодатель, участвуя в процессе обучения, получает специалистов с хорошим образованием и хорошей практикой?

– Совершенно верно. Но, к сожалению, многие крупные предприятия региона не могут преодолеть последствия кризиса. Производство сильно отстает в части технологий. И когда руководители таких предприятий говорят об обязанности колледжа готовить для них кадры, то я открыто заявляю, что наши выпускники – не рабы, они вольны отказаться от работы в дедовских условиях за очень маленькую зарплату. Не нужно путать этимологию слова «работодатель» со значением «рабов дайте». Поэтому сегодня мы отправляем своих ребят на практику, например, в Петрозаводск, где есть современное предприятие «Атоммаш» с достойными условиями труда и нормальной зарплатой.

О стереотипах

А так ли охотно нынешние выпускники школ выбирают рабочие профессии? Ведь не секрет, что и родители, и школа настраивают большинство из них на поступление в вузы.

– Постепенно этот стереотип меняется. И в этой смене общественного сознания очень важно участие самого учебного заведения. Если говорить о нас, то, как только был создан учебно-производственный полигон, мы сразу пригласили к нам на экскурсию коллективы школ города. И первой была одна из крупных школ Златоуста – школа №15. С тогдашним директором этого учебного заведения Мариной Николаевной Пономаревой (сейчас она начальник управления образования городского округа) мы сотрудничали давно, а в этом случае показали наглядно, что представляет собой профессия современного токаря.

В этом году у нас на полигоне побывали еще две школы. И теперь большее число наших абитуриентов пришло из образовательных учреждений, имеющих представление о современном производстве. Школьные учителя уже не говорят с угрозой: будешь плохо учиться – пойдешь в технарь. Они советуют поступать в наш колледж и получать рабочие специальности.

Однако сегодня, к сожалению, деятельность школы оценивается по результатам ЕГЭ, а это, на мой взгляд, самый серьезный тормоз и в деле профориентации, и в реальной связи школы с жизнью. Получается, что важно не то, как ребенка к жизни подготовили, а то, как его надрессировали выполнять тестовые задания.

Как сломать эту систему?

– Не знаю. Вероятно, пока рабочие не начнут получать достойную зарплату и пока наши предприятия не обновят технологическую составляющую, большинство будет считать, что лучше быть безработным, но с дипломом о высшем образовании, чем иметь рабочую профессию. Часть ребят мы потеряли еще во времена так называемых «челноков». Именно тогда начали посмеиваться над рабочими, которые за мизерную зарплату за совесть трудятся на заводах.

В то время, когда вы были школьным учителем, школа рекомендовала идти в ряды рабочего класса?

– Кстати, в эти дни исполняется 35 лет, как я пришел в школу. Сначала работал пионервожатым, а ровно 30 лет назад начал преподавать в школе физику. В то время как раз проводилась политехнизация школ, и я помню, с каким удовольствием составлял для ребят задачи политехнического содержания. Нацеливали тогда учеников как раз на производство.

А сегодня все средства информации настраивают граждан на богемный образ жизни. Я даже предлагал руководителю федерального агентства по образованию снять для ТВ не «Танцы со звездами», а «Звезды у станка». Ксению Собчак, обитателей «Дома-2» мы могли бы за два месяца научить заряжать заготовку в станок с ЧПУ и выполнять простейшие операции. По-моему, это было бы прекрасное шоу.

Почему мы боимся говорить детям в школе о том, что способности и перспективы у всех разные: один будет великолепным сантехником, а другой – академиком?

– Наверное, все еще живем под лозунгом равенства. Мы откровенно лукавим, не говоря всей правды семье, и дезориентируем и родителей, и детей. Сейчас школы переходят к стандартам нового поколения. Опять слово «стандарт» – все будут учиться по одной и той же программе, ходить на одни и те же занятия, и лишь в 10-11 классах начнется профильное обучение.

Поздно! В 1986 году я был назначен директором 35-й школы, в которой до этого работали отделения школы искусств. Использовать такой потенциал было одно удовольствие, к четвертому классу ребята уже реально осознавали свои способности и выбирали обучение либо музыкальному искусству (по классу фортепиано, скрипки и т. д.), либо изобразительному искусству.

Сейчас рассматривается вопрос ранней информатизации и трудового обучения детей уже в детских садах. Но не родится у нас хорошего, дельного рецепта, если не будет сетевого взаимодействия учебных заведений разного уровня.

Не кажется ли вам, что мы еще и насилием занимаемся, заставляя всех учиться по одной программе – и вундеркиндов в области математики, и будущих гуманитариев, и будущих слесарей? Ведь есть дети, которые не способны подняться в области математики выше уровня шестого или седьмого класса, а мы им двойки ставим и браним, что они тупицы и лентяи.

– Сейчас пытаются что-то изменить в этом плане, импортируя в Россию систему зачетных единиц. Но, хотя и есть в старших классах возможность выбирать дисциплины, мы все равно будем натаскивать всех без разбора на одни и те же тесты. Как бы мы ни декларировали новое, система оценки знаний и умений у нас остается пока старой.

Не так давно мы были в скандинавских странах, и директор одного из колледжей Финляндии рассказывал об их системе обучения. Если это будущий строитель, то, пока он не построит коттедж от начала до конца, ему не дадут диплом; он должен научиться выполнять все операции. То же самое с автомеханиками, автослесарями: они за время учебы должны полностью разобрать автомобиль и собрать его. То есть важны именно практические навыки. А мы говорим о компетентностном подходе, но оцениваем его часто лишь в теории.

Решающий конфликт

Готова ли школа к таким кардинальным переменам?

– Сегодня часто произносится фраза: у нас некому учить и лечить. Это тоже правда, 98% школ сегодня испытывают недостаток учительских кадров. То же самое в профессиональных училищах. Кроме того, очень важно постоянное повышение квалификации, самообразование, самосовершенствование: ведь мы живем в мире быстро развивающихся технологий и технических, и образовательных. Невозможно учить новому по-старому!

До сих пор не могу забыть конфликт с учителем физики в школе. Я в то время активно занимался в радиокружке, отслеживал смены ГОСТов, обозначений. В то время уже перешли на полупроводниковую технику, а наш учитель объясняла нам физику прошлого – науку ламповых приборов.

Если мы говорим об обновлении знаний каждые пять лет, значит это необходимо. Посмотрите, как техника развивается: каждые полгода-год происходит апгрейт. Я тогда не выдержал и указал учительнице, что она не тому нас учит. За что был наказан: никогда выше четверки по физике не имел.

Этот конфликт решил выбор – вы поступили в пединститут?

– В какой-то степени да. И очень хотел после окончания института вернуться в свою школу. Кстати, когда вернулся, учительница физики уволилась.

Вы потомственный учитель?

– Мама была заведующей детским садом.

Она вас не отговаривала от учительства?

– Нет, наоборот советовала: иди. Мало того, мою будущую жену тоже уговорила поступать в педагогический. И супруга вот уже 35 лет работает логопедом в детском саду.

Челябинский пединститут, куда вы поступили, не разочаровал?

– Нет, здесь была очень хорошая кафедра физики. А деканом нашего факультета был в то время златоустовец Василий Дмитриевич Хомуцкий, ректором – С. В. Шулепов, а какими преподавателями были С. М.Горяинова , А. В. Усова, М. С. Свирский – это же была школа! И вот их ученики шли работать учителями. А сегодня мы от города направили учиться 17 целевиков, но вернутся ли? В этом году только трое вернулись в Златоуст, чтобы работать в школе.

Очень удивляет, что в вашем колледже почти все преподаватели – женщины.

– У нас мужчины работают мастерами. Теории учат женщины, а практике – мужчины. Но с женщинами мы тоже «жестко» поступаем, чтобы они знали современные станки, отправляем на стажировку к мужчинам-мастерам. Мужчины, к сожалению, сегодня не хотят быть педагогами. И дети стали не те, и имидж преподавателя слишком размыт. Надо менять отношение к учителю, а начинать следует с достойной зарплаты.

Когда вы поступали в пединститут, статус учителя был иным?

– Педагог тогда был уважаем. Помню, когда я был еще молодым учителем и заболел, весь класс пришел меня навестить. А я голос потерял, потому что вел уроки физики во всех параллелях – один физик на всю школу.

О патриотизме

Вы родились в Москве, почему Златоуст считаете свои родным городом?

– В Москве я только родился. (Смеется.) Мама была москвичкой, а папа там службу в армии проходил, родом он был из Магнитогорска. Поэтому, когда служба закончилась, они поехали достраивать славную Магнитку. До семи лет я жил в Магнитогорске. А потом отца перевели начальником участка «Уралстальконструкции» в Златоуст. С тех пор родным своим городом считаю Златоуст.

Хотелось ли после окончания пединститута возвращаться в Златоуст?

– Да, студенческие годы вспоминаю с удовольствием. Челябинск расширил мой кругозор. Мы, физики, дружили со студентами исторического и филологического факультетов (а я еще и с физкультурниками), гуманитарии нас просвещали: водили на концерты, в театры... Конечно, возвращаться потом в маленький город может показаться скучно. К тому же были предложения остаться на кафедре в институте. Но я почему-то никак не мог забыть кабинета физики в своей родной школе, ту препараторскую, в которой до поступления в институт подрабатывал лаборантом, чтобы была прибавка к зарплате пионервожатого.

Своим крестным отцом в педагогике считаю директора моей родной школы Виктора Ивановича Власенко, это он мне предложил быть лаборантом. Мне очень нравилось ставить опыты, нам удалось создать тогда первый в городе школьный кинотеатр. Вот эта атмосфера меня и тянула в свой город.

И сейчас я верен Златоусту. И верю, что у Златоуста большое будущее. А связано это с появлением достойных людей, которые не только на собственный карман работают, но и производство развивают. Я благодарен судьбе, что с такими производственниками сегодня дружу, они создают рабочие современные места, многое для города делают. И благодаря этому молодежь не уезжает из Златоуста.

Скажите, а выпускникам вашего колледжа хочется возвращаться в его стены?

– В следующем году будем отмечать 105 лет колледжу имени Аносова. И ежегодно проводим встречи юбилейных выпусков, желающих увидеться всегда полный актовый зал. Приходят и те, кто окончил техникум 50 лет назад. Надо видеть глаза этих людей, как будто они только вчера выпустились! Их, конечно, не устраивает, что мы теперь называемся колледжем, а не техникумом, как они привыкли. Что поделаешь? Времена меняются.

А летом у нас встречи выпускников проходят чуть ли не каждую субботу. И тоже собираются очень взрослые люди, которые ценят историю своей альма-матер. Ведь когда-то техникум имени Аносова был в городе единственным учебным заведением профессионального звена, до 90-х годов все руководители города были выпускниками этого техникума. Достойная школа!

И сегодня я убежден, что не надо молодому человеку сразу стремиться в высшую школу, нужно сначала «понюхать профессию». Высшее образование получить никогда не поздно. А вот жаль средств и времени, затраченных на обучение, но не примененных по своей специальности.

Устный счет

Вы сейчас преподаете физику в своем колледже?

– Только два последних года не преподаю, а так ежегодно вел физику в группе глухих и слабослышащих студентов. С 1948 года наш колледж готовит к профессии студентов –инвалидов по слуху. Эта группа – одна из отличительных особенностей нашего колледжа. Если раньше мы проводили занятия в группе с сурдопереводчиком, то сегодня все происходит в рамках современных технологий. У нас электронные учебники, используем анимацию, видеофильмы, электронный словарь жестов, интерактивную доску.

Вы рассказали про свою учительницу физики, которая не утруждала себя техническим прогрессом, а вам удается сегодня отслеживать все новинки?

– Когда-то я наивно верил в то, что учителю важно раз в пять лет заново перечитывать учебники, чтобы идти в ногу со временем и быть на высоте. Сегодня современные технологии позволяют следить за новинками, не запоминая весь материал, а зная, где он находится.

В наши дни нужно учить студентов учиться, что я и требую от своих преподавателей. Не надо зубрить, в памяти всего не удержишь, надо уметь получать знания, имея под рукой электронные носители.

В колледже внедрена система менеджмента качества, но компетенции будущих специалистов мы проверяем не тестированием, а решением практических задач. Если это юристы, просим, например, написать прошение от имени бабушки и дать ему ход. Все законы – вот они – в компьютере.

Что из прежних методик преподавания вы никогда бы не вычеркнули из практики?

– Таблицу умножения всем поколениям полезно знать наизусть, устный счет был и остается прекрасной гимнастикой для ума. Кстати, это определяет интеллект и здоровье нации. И я очень сожалею о том, что устный счет уходит. Я бы выбросил из начальной школы все калькуляторы.

Вы сказали, что в институте дружили не только с историками и филологами, но и с физкультурниками. Увлекались спортом?

– И сейчас хожу в бассейн, в волейбол играю – это мое хобби, несмотря на мой невысокий рост. И в колледже мы много внимания спорту уделяем, своего спортзала нет, арендуем в других учреждениях, и ребята активно занимаются спортом. И каждую осень, в День города Златоуста, традиционно принимаем участие в городских забегах. А с внучкой на лыжах любим ходить.

Скажите, как при такой занятости вы решились стать еще и депутатом Городского совета?

– Общественной работы у меня всегда было достаточно, но новый глава города Александр Николаевич Караваев решил иначе. (Улыбается.) Он позвонил мне и на полном серьезе пожурил, что не занимаюсь общественной жизнью города. И попросил меня подумать о выдвижении в депутаты. Депутатская работа, конечно же, требует и сил, и времени, но возможность помочь людям превыше всего. Вот вчера открывали в Златоусте новый детский сад, и я почувствовал в душе праздник: что-то можешь сделать для людей. Несколько ущемленной при этом, конечно, остается семья, потому что на это общение времени уже не остается.

Согласитесь баллотироваться на второй срок?

– (Улыбается.) Пока не знаю. Но знаю точно, что хорошие дела можно делать и без официального статуса, было бы желание.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления