RU74
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Челябинске

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

12 м/c,

зап.

740мм 34%
Подробнее
4 Пробки
USD 88,69
EUR 96,30
Образование Приемная кампания 2011–2012: что ждет вузы и абитуриентов?

Приемная кампания 2011–2012: что ждет вузы и абитуриентов?

Сайт Cheldiplom.ru. вновь собрал представителей ведущих высших и средних учебных заведений города и министерства образования и науки области, чтобы выяснить, кто играет главную роль в образовательной сфере города и кто сегодня диктует условия...

Сайт Cheldiplom.ru вновь собрал представителей ведущих высших и средних учебных заведений города и министерства образования и науки области, чтобы выяснить, кто играет главную роль в образовательной сфере города и кто сегодня диктует условия на рынке образования.

Каким будет количество бюджетных и коммерческих мест в этом году? Станет ли набор на инженерные направления подготовки приоритетным в 2011/2012 годах? Возможны ли слияния факультетов в вузах Челябинска? Об этом, а также о специфике перехода на двухуровневую систему образования и о специфике развития высших и средне-специальных учебных заведений в ближайшее время в ходе круглого стола рассказали представители высших и средне-специальных учебных заведений города.

Часть 1. Планы по набору в вузы и ссузы на 2011–2012 учебный год

Александр
Губарев

Ответственный секретарь приемной комиссии ЮУрГУ Александр Губарев: «В 2011 году ЮУрГУ в заявке увеличил число мест на технические специальности. (По данным на 1 июня 2011 года, в сравнении с 2010 годом общее увеличение числа бюджетных мест составило 239). Прием на магистерские программы в ЮУрГУ увеличен в два раза. Осталось прежним число мест по гуманитарным и экономическим направлениям подготовки бакалавров и специалистов. Прием на специалитет в ЮУрГУ составит 179 человек по 9 специальностям. Распределение бюджетных мест по факультетам и направлениям подготовки/специальностям закреплено приказом ректора от 01.06.2011 №1134. В целом, в ЮУрГУ набор на гуманитарные и экономические направления подготовки составляет порядка 28% от общего числа направлений подготовки. Техническая составляющая направлений подготовки увеличена на 2%. С учетом того, что количество бюджетных мест в ЮУрГУ порядка 3000 человек (вместе с заочниками и вечерним отделением), то два процента – это большая величина.

С планом приема на программы ВПО на 2011/12 учебный год в ЮУрГУ также можно ознакомиться на сайте ЮУрГУ. Подробную информацию о плане приема смотрите на официальном сайте ЮУрГУ.

Теперь поступить на инженерную специальность будет проще, там увеличено количество бюджетных мест. Именно на инженерные специальности я и советую обратить внимание нашим будущим абитуриентам.

Николай
Мамаев

Исполняющий обязанности ректора ЧелГУ Николай Мамаев: «В ЧелГУ с 2006 года идет регулярное ежегодное снижение бюджетных мест в гуманитарной группе (экономика и управление). Это касается всех вузов России, это стратегия правительства. Снижение контрольных цифр приема по восьмой группе специальностей планируется компенсировать набором на договорной основе, так как эти специальности пользуются спросом. (Подробную информацию о плане приема смотрите на официальном сайте ЧелГУ).

С первого июня стартует переход на новую систему финансирования, связанную с вступлением в силу 83 Закона «Об образовании». Тут есть одно требование: плата за обучение на договорной основе не должна быть ниже бюджетных обязательств. Министр образования и науки Александр Фурсенко говорит о том, что бюджетные обязательства находятся на уровне 80 тысяч. Вероятно, для Москвы и Санкт-Петербурга такие суммы стоимости обучения являются вполне реальными, но не для Челябинска. Как в таких условиях выстраивать политику стоимости обучения на договорной основе? Пока мы слышим, что будет введен региональный коэффициент, чтобы немного снять напряженность.

Заместитель министра образования и науки Челябинской области Галина Казакова: «Напоминаю родителям и абитуриентам, что вузовское образование – не единственный уровень добротного образования, система среднего профессионального образования имеет бюджетные места. Это система через три года обеспечит детям реальные заработки. Сейчас у нас наблюдается перекос в сферу высшего профессионального образования, когда 52 учреждения области обучают 186 тыс. человек, а 152 учреждения начального и среднего профессионального образования – на 100 тыс. меньше. Нужно помнить, что у ребят есть и альтернативные варианты».

Леонид
Куликов

Ректор УралГУФК Леонид Куликов: «Для того, чтобы оздоровить нацию, нужно больше специалистов в области физической культуры. Наш вуз из года в год получает больше бюджетных мест, в этом году их количество также увеличилось. Для нас план приема уже известен, на 2011–2012 учебный год на бакалавриат на бюджет смогут поступить 485 ребят, в магистратуру на бюджет – 70.

Хочется отметить, что самостоятельным стал наш филиал в городе Чайковский, сейчас на стадии отделения находится филиал в Башкирии. Кроме того, у нас осуществляется набор в колледж физической культуры на базе 9–11 классов, Будет работать заочный факультет».

Анатолий
Якушев

Директор филиала ВЗФЭИ в Челябинске Анатолий Якушев: «Мы единственный вуз, который выпускает только заочников. Получать образование к нам приходят в основном работающие люди. А тех учащихся, кто пока не работает, мы в процессе обучения обеспечиваем работой. ВЗФЭИ – государственный вуз, и у нас есть бюджетные места. В прошлом году ВЗФЭИ отметил 80-летие, на уральской земле наш филиал существует уже 53 года. В 2011–2012 году мы будем готовить бакалавров экономики, менеджмента, бизнес-информатики. В 2012 году будет открыт набор в магистратуру. Итак, мы планируем принять 270 человек на договорной основе и 60 человек на бюджет».

Редактор сайта ChelDiplom.ru Юлия Руднева: «Станет ли набор на инженерное направление приоритетным в новом учебном году?»

Галина
Казакова

Галина Казакова: «Министерство образования реализует государственную политику. И президент, и премьер-министр, и губернатор Челябинской области уже не раз высказывались по поводу необходимости увеличения набора на инженерные направления подготовки. Приведу статистику по нашему региону. Мы промониторили выпуски 1990-го года и 2010 года. С момента начала процесса изменений в высшей школе доля инженерных специальностей в нашем промышленном регионе в общем объеме была 37%. Сегодня – 15 %. Идет снижение более, чем в два раза, в то время как доля экономических специальностей составляет 42%. Нужно привести в равновесие кадровый рынок. По специальностям «экономика и управление» рынок пренасыщен во много раз!

Мы завязаны в экономическую систему региона, наши выпускники в итоге оказываются безработными и кочуют из вуза в вуз в бесконечном получении образования, не принося никаких дивидендов с уже затраченных на их обучение денег. А в инженерных специальностях образовалась значительная ниша, которая требует заполнения специалистами! Хочется отдельно сказать несколько слов о ЮУрГУ, который перестал быть исключительно техническим вузом. Это национально-исследовательский университет, единственный в УрФО! То, что мы имеем такой университет – это гордость для региона. Но это не означает, что внимание к инженерным специальностям в этом университете должно быть снижено».

Редактор сайта 74.ru Сергей Крапивин: «Есть ли у министерства образования Челябинской области план действий, как на практике реализовать приоритет инженерных направлений?»

Галина Казакова: «На сегодняшний день вузы находятся в подчинении федерального министерства. Мы в данном случае выступаем как заказчики. Мы формулируем проблему. Вузам это необходимо учитывать. Вузы будут переходить в автономный статус, связь регионального рынка и вуза бывшего федерального значения, а теперь уже автономного, будет усиливаться. Потому что выпускать специалистов в никуда – значит снижать реноме вуза. И вузы это понимают».

Владимир
Майоров

Проректор по учебной работе ЮУрГУ Владимир Майоров: «Говоря о контрольных цифрах приема на технические специальности, можно добавить, что ЮУрГУ из года в год эти приоритеты усиливает. Так, в 2011 году мы создали новый факультет вычислительной математики и информатики, также открыли новую кафедру электрооборудования и электронных систем автомобилей и тракторов. Очень важна заинтересованность предприятий, где будут востребованы выпускники инженерных специальностей. Сегодня есть ряд предприятий Челябинска и области, которые заказывают специалистов. Это трубопрокатный завод, электролитно-цинковый завод, МЕЧЕЛ. Но хотелось бы, чтобы потребность в таких специалистах проявилась на уровне среднего и малого бизнеса. Средний и малый бизнес должен вносить поправки в наши образовательные программы – кого готовить и как готовить».

Николай Мамаев: «Для того, чтобы вернуть престиж инженерному и естественно-научному направлениям, нужен ряд мер. Например, существенное увеличение стипендии на естественно-научные и инженерные специальности. Но закон не позволяет это делать. Если внести изменения в законодательство и дать вузам право пересматривать политику в этой части, то можно поднять престижность естественно-научных и инженерных направлений».

Ректор ЮУИУИЭ Анатолий Молодчик: «На мой взгляд, проблема потребности промышленности в инженерно-технических кадрах надуманна. Она звучит так: «Поставлена задача ликвидировать избыток перепроизводства в сфере экономики и управления». Это попытка решить задачу методом от противного. Раз не нужны экономисты, значит, нужны инженерно-технические специальности. Но инженеры какой квалификации сейчас так сильно нужны? Для каких конкретно отраслей? Нефтехимия? Металлургия? Мы активно сотрудничаем с акционерным обществом «МЕЧЕЛ», и я знаю, что у них нет такого уж серьезного дефицита инженерных кадров, как это пытаются представить на государственном уровне. Надо более четко формулировать проблему. Профессиональными сообществами до сих пор не разработаны профессиональные стандарты, на основе которых и задумывалось введение новых ФГОСов».

Юлия Руднева

Юлия Руднева: «Возможно ли слияние факультетов в челябинских вузах?»

Галина Казакова: «Вуз сам должен определять, какие факультеты находятся в его составе. Другое дело, что вузы должны реагировать на кадровый дефицит. Вопрос прогноза кадрового рынка самый сложный. Хочу возразить Анатолию Викторовичу, что профессиональные стандарты уже есть, их девять по отраслям. Наш регион многое делает по разработке этих стандартов, в первую очередь, в сфере сервиса. Что касается сохранения вузами профиля подготовки: мы промониторили данные на предмет соответствия направлений подготовки вуза его названию и профилизации.100% соответствуют своему названию и профилю ЧелГМА, МАГУ и ЧелГУ, а вот далее идет снижение цифр. ЧГАКИ соответствует на 87%, УралГУФК соответствует на 80%, МГТУ – на 80%, ЧГПУ – на 72%. У нас есть все основания говорить, что профили многих вузов региона размыты. Вузам стоит вспомнить, какую нишу они занимают на рынке труда и для какой сферы готовят специалистов».

Сергей Крапивин: «Какие меры будут приниматься к таким вузам со стороны минобрнауки Челябинской области?»

Галина Казакова: «Кадровый рынок один, но на сегодняшний момент он стихийный, а должен быть управляемым. Мы формируем государственную политику и обращаемся к вузам. Вузы должны принимать управленческие решения. Минобрнауки в соответствии с демографической ситуацией снижает контрольные цифры набора на 10%. Внутреннее переструктурирование в зависимости от регионального рынка – в компетенции вузов».

Николай Мамаев: «Что кроется за переструктурированием вузов? Сокращение контрольных цифр приема, сокращение бюджета должно формально приводить к тому, что структуры вузов должны видоизменяться. Главная причина переструктурирования в том, что мы переходим на двухуровневую систему подготовки, существенно меняется количество образовательных программ в реестре. Если раньше количество направлений подготовки было от 350 и выше – около 500 – то сейчас мы сохраняем от силы половину. С первым кризисом, связанным с переходом на двухуровневую систему подготовки, мы начнем сталкиваться только с этого года. Сейчас для вузов более существенны вопросы, связанные с вводом в действие 83 федерального закона, в частности, перевод вузов на субсидии. Учредители снимают с себя полномочия по распределению денежных средств и дают право вузу самому их определять и устанавливать свои приоритеты. Этот переход может начать сказываться уже с сентября 2011 года».

Владимир Майоров: «Любой ректор, любой ученый совет того или иного университета вырабатывает структуру своего учебного заведения, где каждый факультет, каждая кафедра выполняют конкретную задачу. В ЮУрГУ сегодня этот вопрос не стоит! Планов слияния факультетов нет, наоборот, есть планы развития факультетов, развития кафедр, в частности, то, что связано с естественно-научными и техническими направлениями. Если мы сегодня вдруг начнем рушить структуру факультетов, за этим пойдет разрушение структуры кафедр. Мы будем разрушать научный потенциал, который создавался десятилетиями, будут разваливаться научные школы».

Сергей Крапивин: «Сегодня нередки ситуации, когда люди поступают в университет, а заканчивают академию. Чаще всего статус учебного заведения снижается. Президент и вовсе предложил перевести часть негосударственных вузов в ссузы. Как этого избежать?»

Анатолий
Молодчик

Анатолий Молодчик: «Есть ли какая-то нормативная модель, обязывающая частные вузы переходить в ссузы? Нет. Если говорить о памятном высказывании, то оно вызывает ассоциации с американской позицией «хромой утки». Это момент отвлечения внимания, происходит подмена понятий. Существует нормативно-правовая база. Есть закон РФ «Об образовании», есть закон «О высшем послевузовском образовании», есть документы, регламентирующие деятельность учреждений, в том числе высшего профессионального образования. Есть федеральные службы по надзору в сфере образования, дающие лицензии и проводящие процедуры аккредитации вузов. Нужно больше привлекать профессиональные сообщества, которые должны участвовать в оценке качества подготовки вузов. Тогда будет выстроена уже апробированная в мировом сообществе модель, которая работает во многих странах и, в том числе, и в англосаксонской, и в рейнской моделях экономики. Они прекрасно себя зарекомендовали.

Елена
Зайко

Начальник управления профессионального образования Министерства образования Челябинской области Елена Зайко: «Все коллеги знают, что вид учебного заведения устанавливается при процедуре аккредитации, и нельзя говорить о том, что учебные заведения в массовом порядке начнут его менять. С 1 января законодательство изменилось в пользу системы образования, и теперь мы на своем, а федеральное агентство на своем уровне выдаем бессрочные лицензии. Это тоже говорит о том, что учебным заведениям дан определенный бонус. Аккредитация теперь дается на 6 лет.

Что касается изменения вида учебного заведения. Не так давно у нас в области наоборот процветала практика повышения уровня учебных заведений. Масса институтов и академий становились университетами, и по сей день они благополучно себя реализуют на рынке образовательных услуг. Если университет не соответствует этим требованиям, то его вид меняется. Это произошло с ЧГАУ. И дело тут не в плохом качестве подготовки студентов, а в том, что для того, чтобы быть университетом, нужно определенное количество направлений подготовки. В ЧГАА чуть меньше, значит, у них академия. Но абитуриентам, студентам, родителям нужно помнить, что на качество образования это никак не влияет».

Виктор Усов

Ректор ЧФ УРАО Виктор Усов: «В вопросе качества образования мы должны отталкиваться от потребностей нашего населения. К нам, в основном, приходят уже работающие люди. Они знают, что им нужно и готовы платить за это образование. Они имеют конституционное право на образование. И вот теперь в связи с новой инициативой руководства государства, нас, институт, хотят преобразовать в колледж. Мы года 4 года назад обращались в Министерство образования с просьбой разрешить нам организовать колледж при вузе, но получили ответ, что колледжей в регионе достаточно. Если бы нам тогда четко сказали, кого готовить для рынка труда, и помогли, а не мешали…»

Юлия Руднева: «Изменят ли свой статус академии?»

Ольга Ильченко

Ответственный секретарь приемной комиссии ЧГАКИ Ольга Ильченко: «Я поддерживаю коллег в том, что нужно опираться на нормативную базу. Пока еще не принят закон о том, что академии не будут существовать. Но раз такой проект выносился на обсуждение, естественно, мы обеспокоены. Наш вуз – Челябинская академия культуры и искусств – третий среди вузов культуры и искусств после Москвы и Санкт-Петербурга. Что будет, если мы вновь станем институтом? Это значит, что люди, желающие обучаться в аспирантуре и магистратуре по направлению «культура и искусство», в Челябинске этого сделать не смогут. Тогда им остается Москва и Санкт-Петербург. Понятно, что это неправильно. Но, с другой стороны, если все-таки такой закон будет принят, академия готова к переходу в категорию университета».

Олег Иванов

Проректор по учебной работе УрСЭИ Олег Иванов: «Рынок образования сегодня становится рынком чиновников. Чиновник определяет спрос. Чиновник пытается определить предложение. Эта ситуация централизованного управления обычна для России. Как сегодня точно подметил Анатолий Викторович, на уровне эмоционального всплеска брошенная фраза воспринимается как указание, и все начинают работать в этом направлении, не понимая даже до конца смысла всего, что они делают. В Западных странах, в Европе, в Северной Америке, в других государствах, есть масса коммерческих вузов, которые выдают свои дипломы, формируют программы, контингент, определяют для себя условия работы по образовательному процессу и выдают диплом. Если профессионально подготовленный человек востребован, то этот диплом приобретает большую ценность, чем государственный. Меня удивляет ситуация у нас в России. У нас есть действительно мощные вузы, которые могли бы выдавать свои негосударственные дипломы. Возможности вуза должен определять его реальный потенциал, а не формальное слово в названии.

Часть 2. Окончательный переход на двухуровневую систему образования

Сергей Крапивин

Сергей Крапивин: «Как переход на двухуровневую систему образования отразится на его качестве?»

Елена Зайко: «Сегодня мы можем сказать, что переход на двухуровневую систему образования свершился. Но здесь больше вопросов, чем оценок. Формально мы все знаем, что существует процедура аккредитации, где четко прописан инструментарий оценки. Неформально качество образования оценивают выпускники, работодатели, рынок труда, экономика. В первой части у высшей школы проблем никогда не возникало, с другой стороны, мы нередко слышим, что вузы готовят слабых специалистов. Сегодня эти взаимные претензии усиливаются. У Минобрнауки есть четкие нормы стандартов, учебный план, и вузы его выполняют.

Людмила Киселева

А что касается второй части: хотелось бы от работодателя услышать более четкие представления о качестве и количестве, кого они хотели бы видеть на своих предприятиях хотя бы на ближайшие пять лет. Второй момент: нужно внести ясность для работодателей в понятие «бакалавр». Это готовый специалист или его нужно доучивать? Пока еще у работодателей много вопросов. Наша задача – садиться за стол переговоров с работодателями и по возможности достигать того, чтобы интересы в наших образовательных программах совпадали».

Владимир Майоров: «Что мы подразумеваем под понятием «качество»? Если качество самого образовательного процесса, то это можно рассматривать со стороны интеграции Российской образовательной системы в Европейскую. Если говорить о переходе на Европейскую систему, то, по моему мнению, качество образовательного процесса после перехода будет выше по одной причине. По балльно-рейтинговой системе студент оценивается не только во время сессии, а во время всего учебного года. Это дисциплинирует.

В ЮУрГУ мы постарались математику, физику, сопромат сохранить в том же объеме, что у специалистов. В ЮУрГУ в этом году проведена большая работа по выявлению потребностей работодателя. На сегодняшний день порядка 800 работодателей сформулировали, что они хотят от нашего образовательного процесса». Обращаясь к аудитории, к родителям, к нашим будущим студентам, хочу сказать: не нужно бояться бакалавриата. Также хочу обратиться к работодателям: по программам бакалавриата с учетом ваших заказов мы подготовим для вас бакалавров, знающих свое дело не хуже, чем специалисты».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления