RU74
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Челябинске

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

732мм 26%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование Юрий Эрман, педагог по вокалу: «Преподавать до 18 лет нельзя, так я стал слесарем»

Юрий Эрман, педагог по вокалу: «Преподавать до 18 лет нельзя, так я стал слесарем»

Заслуженный работник культуры Юрий Эрман – педагог с большой буквы и талантливый вокалист. Более четырех десятков лет он обучает людей академическому пению. Он открыл Ирину Галееву, у него учились Людмила Перчик, Николай Парфентьев, Любовь Бородина, Рамиля Искандер.

О таких людях, как Юрий Абрамович, нужно знать и говорить – но он не любит «светиться». Он живет преподаванием – увлеченно, азартно. Совмещает множество дел и не жалуется на занятость. Шутит: «Первую половину дня я – директор, вторую – педагог». Работает по 12 часов в день, а то и больше. Не отказывает никому – и со всеми добивается успеха. Он и сам себе концертмейстер, что сейчас встречается редко.

Верит в каждого ученика. Иногда кажется, что это обаяние и мощная энергетика преподавателя «вытаскивают» из ученика и голос, и слух, и артистизм. Юрий Абрамович обладает редким даром раскрывать людей – это я знаю по себе.

Работает Юрий Абрамович в Центральной детской школе искусств Челябинска, находящейся в здании постройки начала 20-ого века, старинном особняке по улице Борьбы. В его кабинете – всегда теплая атмосфера: ароматный травяной чай по собственному рецепту, душевные беседы, музыка. Неудивительно, что людей тянет сюда.

Человека делает работа

Юрий Абрамович, когда мне рекомендовали вас как преподавателя, то охарактеризовали так: «талантливый педагог и вокалист от Бога». А когда вы начали петь?

– Я пел всегда. А вот в музыкальную школу пришел поздновато – в четвертом классе. Не было возможности, так как жили мы в поселке. И только когда переехали в Копейск, я пришел в музыкальную школу №1 – очень хорошую, кстати, она и сейчас работает. Очень хотел на скрипку, но сказали: «Мальчик, что ж ты так поздно-то? У нас на скрипку с пяти берут! Ну, попробуй в класс аккордеона». Конкурс – шесть человек на место. Прошел. А потом параллельно в этой же школе занимался и в драмкружке, и в оперной студии. И в эстрадном коллективе солистом был – все меня интересовало.

А как начался большой педагогический путь?

– Работать я начал очень рано. В 9 классе перешел в 44-ю копейскую школу. И там мальчишки выбрали меня руководителем школьного эстрадного оркестра. Летом после 9 класса попал в один пионерский лагерь, устроился музыкальным работником.

В 60-е годы все это было очень модно: вокально-инструментальные ансамбли, «Битлз»… Я как раз то время и застал. Стали мы с парнями по субботам играть на школьных вечерах. Обратил на это внимание директор – пришел, посмотрел. А директор, Сергей Филиппович Бороненко, хороший был человек, бывший разведчик. Вызвал меня: «Юра, надо помогать, самодеятельность создавать…». И в 10 классе я уже не только играл со своими ребятами, но и помогал учительнице по пению.

Ближе к окончанию школы директор говорит мне: «Мы тебе характеристику хорошую в музучилище напишем, только ты давай потом к нам работать». Как только поступил, сразу взяли в школу учителем пения, 1 сентября. И написали в трудовой книжке: слесарь! (Смеется.) Потому что опять же 18 лет мне исполнялось только через два месяца, а работать педагогом до совершеннолетия нельзя.

Работать я сразу начал активно. У меня был октябрятский хор, пионерский, комсомольский и даже сводный. Мой хор занял первое место по городу в первый же год моей работы. У всех был шок, даже приходили учителя из других школ смотреть, как мы занимаемся. Параллельно начинал работать с ансамблями и готовить солистов.

Певица вместо швеи

Совмещал работу с учебой в Челябинском музыкальном училище. А в 72-м году посчитал, что уже могу возглавить вокальную студию во дворце культуры. Пришел к директору Двора культуры известного на весь Советский Союз завода им. Кирова, говорю: вот, хочу открыть вокальную студию. Помогли мне организовать набор. И пришло ко мне тогда человек 25, в возрасте 30-40 лет, в основном рабочие. А мне – только 21 год! Ученики мои не обладали шикарными голосами, и не все порой получалось вокально. Но их желание, их старание и упорство, радость от пения – ошеломляло и вдохновляло. Часов в 5 вечера, помню, туда приходил, и до 10-11 мы занимались.

Со всех сторон потянулись к нам музыканты, певцов приводили. И там-то ко мне и привели 19-летнюю Иру Галееву, которая училась на 3-м курсе техникума легкой промышленности. Была бы сейчас швеей, и все нормально! (Улыбается.) Стали мы с ней заниматься, и у Ирины обнаружился очень хороший голос. Я говорю: «Тебе надо менять профессию». Да, я могу быть очень настойчивым, если чувствую, что человек рожден для пения, для музыки.

«Давай, – предлагаю, – буду тебя в музыкальное училище готовить». И вот у нее последний курс, осталось всего ничего. Я пришел к директору техникума и говорю: она должна петь. И как-то убедил его! Отдал он ей документы, и Ира поступила в Челябинское музыкальное училище. После окончания Уфимского института искусств Ирина Галеева много лет является солисткой Челябинской областной филармонии, она заслуженная артистка России.

А я тогда поступил в Московский институт культуры. В Москве проучился год, а потом по семейным обстоятельствам вернулся в Челябинск, закончил институт культуры и – опять в школу работать. А работы было много. Когда я в 78 году закончил Институт культуры, то начал работать двух школах – в Копейске и в Челябинске, в 44-й и 34-й. И в двух дворцах, опять же в Копейске и в Челябинске. Я считаю – человека делает работа. И меня сделала работа.

Как же вы успевали? Ездили постоянно из города в город?

– Да, ездил. Бывало, если вторая смена в Челябинске во дворце ТЭЦ, то оставался там. Год так проработал.

Потом директор челябинского дворца предложила перейти в штат. Я перешел. Еще через год предложили перейти во дворец «Станкомаш» – один из четырех крупнейших в Челябинске. Там я с 80-го по 2004 год вел вокальную студию. Даже когда работал уже в других местах, менял работу – я никогда не оставлял эту студию, которая потом получила звание народной. Был у меня в ДК Станкомаш ещё один народный коллектив – ансамбль ветеранов Великой отечественной войны.

Как началась ваша руководящая деятельность?

– В 83-ем году мне предложили должность заместителя директора ДК «Станкомаш». Дворец большой, 35 коллективов художественной самодеятельности, около пяти тысяч участников, которые занимались в русском хоре, духовом оркестре, танцевальной студии, изостудии, театральной, вокальной студиях.

Все было бесплатно?

– Конечно! Любой мог придти, кто бы он ни был и какими бы способностями ни обладал. Мы работали со всеми. В 1986 году я получил предложение стать директором Дворца культуры Челябинского кузнечно-прессового завода. Но по вечерам в Станкомаше, в своей вокальной студии, я тоже продолжал работать. В начале 90-х пошли разговоры – как, мол, директор одного дворца культуры ведет вокал в другом? Вызывают в райком партии.

Я никогда коммунистом не был, но относились ко мне там с уважением. Светлана Аркадьевна Абрамова, бывшая тогда завотделом культуры при райкоме, разбирала письменную жалобу, что я мало времени уделяю своему дворцу. Я сказал, что вокальную студию ДК Станкомаш не брошу, там мои ученики, я их не могу оставить. А занимаюсь я с ними в свободное от работы время, по вечерам. И тогда Светлана Аркадьевна говорит: «А можно придти к вам на занятия, посмотреть?» И пришла.

Тут надо сказать, что в 80-е у нас было очень много концертов: 1-2 концерта в неделю в цехах, общежитиях, на смотрах, во дворце. Мы были востребованы, у нас была своя аудитория. В 90-е годы многого не стало… Но мы все равно занимались так же активно, три раза в неделю. У меня тогда занималась Людмила Перчик – сейчас декан факультета в Челябинской государственной академии культуры, Николай Парфентьев – ныне зав. кафедрой искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, профессор, доктор наук. И вот тогда-то и пришла посмотреть на нас Светлана Аркадьевна, и ей так все понравилось! «Это же надо показывать, – говорит. – Давайте, мы концерт вам организуем. Что если договоримся с органным залом?».

Я выставил всех самых лучших своих учеников, и мы спели трехчасовой концерт.

Концерт в органном зале стал для вас знаковым событием?

– Это было первое выступление самодеятельных исполнителей в зале камерной и органной музыки. После этого концерта последовало предложение ходатайствовать о присвоении мне звания заслуженного работника культуры России. Его я был удостоен в 1995 году.

Слушал нас на том концерте и Валентин Буравлев, сейчас уже бывший вице-губернатор, а тогда – глава администрации Ленинского района. Он тогда привез делегацию из Приднестровья – как раз в то время там случилась трагедия, когда Молдавия напала на этот край. Страшно там было – расстрелы, грабежи… И делегация приехала за поддержкой, в том числе духовной. Они были в восторге от концерта, со слезами говорили: «Мы тут родину услышали».

С 93 по 97 год я работал начальником отдела культуры администрации Ленинского района Челябинска. Тогда как раз шел захват, передел собственности. Все стремились что-то отхватить, и культурные организации оказались самыми уязвимыми… Мы отстаивали библиотеки и дворцы. У нас в Ленинском районе было 12 дворцов культуры, несколько библиотек и две музыкальные школы. При мне ничего не отдали, ни одного учреждения культуры.

Челябинка в московских мюзиклах: Рамиля Искандер была бы лучшей Лизой Дуллитл

Я знаю, что вы учили петь актеров драмы.

– Работа в драме – целая эпопея. (Смеется.) В 95 году, весной, мне позвонили с предложением сделать к 50-летию победы музыкальный спектакль. А до премьеры, которая должна была состояться в майские праздники, оставалось 20 дней. Начал заниматься с актерами. Ежедневно. После работы в администрации Ленинского – в театр. Премьера состоялась. Назывался спектакль «Ради тебя, помни». Театр запел.

Сложная была работа?

– Сложно. Навыков-то певческих почти ни у кого не было. Сильные голоса – да, актёрам ставят сценическую речь. Но это другая специфика. Потом Наум Орлов вызвал меня официально и предложил работать педагогом по вокалу. И уже новый спектакль наметили – мюзикл «Звуки музыки». За пять лет мы поставили в драме 13 музыкальных спектаклей. Последний – «Моя прекрасная леди».

Я работал со многими актёрами. Занимались у меня Лариса Нифонтова, Владимир Жилинский, Татьяна Каменева, Андрей Торхов, Ольга Рождественская, Елена Сергеева, Рамиля Искандер.

Рамиля Искандер стала настоящей звездой. По крайней мере по челябинским меркам. Как вышло, что она уехала в столицу?

– Да, она уехала в столицу. Талантливая и яркая актриса с хорошими вокальными данными, она буквально была создана для мюзикла. Она, помню, очень хотела Лизу Дулитл петь в «Моя прекрасная леди». Сейчас она снимается в кино (прекрасно сыграла Марию Темрюковну в фильме «Царь», вышедшем на экраны в 2009 году). В этом сезоне у неё премьера в Российском академическом молодёжном театре – музыкальный спектакль «Алые паруса» с музыкой Максима Дунаевского, где Рамиля исполняет Ассоль.

Всех можно обучить петь

Когда же вы стали директором школы искусств?

– Проработав четыре года в администрации, я понял, что это все же не мое. Что хочу работать с людьми, хочу их учить чему-то – педагогическое начало всегда было во мне основным. И когда в 97 году Наталья Парфентьева, зав. отделом культуры администрации г. Челябинска, предложила мне возглавить Центральную детскую школу искусств, я ушел сюда.

Сейчас практически в каждой школе искусств есть вокальное отделение. До этого ни в одной школе искусств Челябинской области не было вокального отделения, специализировавшегося на обучении академическому сольному пению. По существующим условиям для его открытия требовалась программа. Делать нечего - написал программу. Теперь по ней вся область работает (смеется и достает из шкафа папку с изданной программой и учебным планом). Она имеет гриф Областного методического кабинета по учреждениям искусства и культуры.

Поначалу было у меня несколько учеников, и мне только на одну ставку позволяли работать. Теперь в ЦДШИ пять педагогов по вокалу. Из этих педагогов – трое моих учеников и одна – солистка оперы Людмила Гроздева. На вокальном отделении учится 32 ребёнка, из них 14 – мои ученики. Я рад, что каждый год кто-нибудь из моих учеников пытается продолжить музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях. По существующим нормам, школа имеет право оказывать платные образовательные услуги, и в моём классе ежегодно занимаются несколько человек взрослых.

Сейчас в ЦДШИ стабильный высокопрофессиональный коллектив. Мы примерно пятые по численности контингента учащихся в городе. Есть инструментальные классы: фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, саксофон, флейта, гитара, домра, баян, аккордеон… Есть вокальное, хоровое и хореографическое отделения. Приглашаю к нам учиться.

Только с финансированием, знаю, сложно, как и всем, наверно, муниципальным школам дополнительного образования.

– С финансированием сложно. Все последние годы живем на пожертвования родителей. Да, мы обязаны бесплатно учить детей. Но и родители понимают, что не выживет школа без помощи. Например, в этом году бюджет выделил нам на ремонт…. 50 тысяч рублей! Это одно окно в класс поставить. На деньги, которые получаем за коммерческие услуги для взрослых, да на пожертвования, мы сделали значительно больше. Все идет через бухгалтерию – сметы, отчетность – обязательно. А не делать ремонт мы не можем – у нас пожарные просто не примут здание к началу учебного года.

Но вы учите всех, кто к вам приходит. А если ребенок приходит на вокал и ни в одну ноту не попадает?

– Это не значит, что не научится со временем. Да, ему сложно петь сольно. В таких случаях я обычно предлагаю попеть в хоре. Там проще – как можешь, так и поешь. Перенимаешь какие-то навыки. И параллельно занимаешься сольфеджио и фортепиано. Идет процесс развития. Порой приходит ребенок через год-два и говорит: все равно хочу вокалом заниматься, сольно. И начинает. Потому что некую базу уже получил, чему-то научился, имеет представление о том, что такое пение и слух.

А бывает, что певческий голос у человека есть сразу, а слуха нет?

– Обычно – нет. Слух есть у всех. Фальшивое пение, отсутствие чистой интонации есть результат дискоординации слухового и голосового аппарата. А вот когда есть слух, и отличный, а голоса нет – таких примеров хватает. И даже среди талантливых в музыке людей.

То есть фальшивое пение – не патология?

– Я убежден: любого можно научить петь. Если заниматься, стремиться, хотеть. Проблема чаще всего в координации, которая нарабатывается со временем. Поэтому и надо, чтобы школы музыкальные работали, и их было много. Чтобы взрослые и дети могли учиться петь. Обилие аудиоаппаратуры, позволяющей воспроизводить музыку в записи, почти исключили из современной жизни бытовое музицирование, а вместе с ним – и практику координирования слуха и голоса. И слух не проявляется. Ребенок вроде и слышит, и пробует, но, увы, не попадает голосом. И сразу же очень комплексует, а потом боится снова пробовать. А для научения чистому пению нужна практика и настойчивость.

Часто родители не верят, да и окружающие говорят: медведь на ухо наступил.

– Да, вот есть у меня ученица. Поступила в этом году в ЧГАКИ. Она два года назад пришла ко мне на вокал. Всегда пыталась дома петь, но мама не верила в нее, говорила: нет у тебя способностей. А девочка хотела петь. Пошла в хор – там не подошла, поскольку у нее очень высокое сопрано, индивидуальный голос. Пришла в итоге ко мне. А мама Лены считала, это дочкина блажь. Что Юрий Абрамович ее так, для смеха взял, ведь она поёт фальшиво.

Когда мама впервые услышала, как научилась петь ее дочь, какой у нее красивый сильный голос, она была поражена. Говорит: нет, это уже не моя дочь! Я: правильно, это уже моя дочь! (Смеется.) Я понимаю Ленину маму, ее состояние: как же ошибалась, и какой же замечательный у нее ребенок!

Вам так интересен каждый человек, который приходит к вам петь?

– Конечно! Всегда новое узнаешь, человека открываешь. С педагогической точки зрения интересно: подходят ли мои наработки под этого человека или нет? Неужели все унифицировано так, что опыт прошлых лет я могу опробовать с этим учеником тоже? А не всегда так получается, люди очень индивидуальны! Какие-то вещи по накатанной идут, все ладно. А для кого-то нужно придумывать новое. Даже произведения для всех свои. Есть общие, в которых я уверен: они каждому помогут раскрыться. А есть индивидуальные, которые один споет, а другой уже не потянет. Да и во вред они ему могут быть на этапе становления голоса.

Бывает, что вообще новые способы обучения применяете?

– Год назад пришла девушка, 23 года. Ни в одну ноту не попадала вообще. Представления не имела, что такое музыкальный слух. Никаких певческих навыков. Первый раз вот такая ученица. И с ней я применил абсолютно новую методику. Это случай, когда мне пришлось забыть все, что я делал до этого, и придумать что-то иное. Я же не сольфеджист, а вокалист. А тут нужно было научить интонировать. Попадать ну хотя бы на одну ноту. Сначала садились за инструмент и пытались попасть в ноту, нажимая клавиши. Когда ученица начала ощущать, что такое попасть в тон, начали петь только вокальную строчку без аккомпанемента, который ее сбивал. Параллельно девушка занималась сольфеджио и фортепиано. Теперь она поёт несложные вокальные произведения с аккомпанементом, уже не зажата, как раньше, стали доступны более высокие ноты. И голос появился, с красивым тембром. Такой вот путь мы прошли меньше чем за год. За год певцов не делают, конечно. Но постепенно все раскроется еще лучше.

Вокал воспитывает личность

Что необходимо для воспитания певца?

– Чтобы научить человека петь, нужно обязательно воспитать в нем личность. На автомате – «пой так и так» – не научишь. Нужно научить думать, анализировать, потому что самоконтроль и самокритика – качества именно личности. Пытаюсь научить видеть и слышать себя со стороны. Когда человек развивает эти качества, он становится Личностью. И это сразу заметно. И вообще на сцене нужна личность. Мне не интересен человек, который просто поет. Мне интересна личность в нем. А кто он? Что же он может еще? И в звуке голоса его это можно определить. Это слышно – он посылает импульсы через звук, а не просто выдувает его. Чувствуешь: он понимает, что делает, это – мыслящий человек. И только такие могут петь по-настоящему.

И мои ученики меняются, я вижу это. Происходит все быстро, стремительно. Полгода или год, и вот – они уже другие. Они понимают, что важно. У них меняется вкус, меняются интересы.

Люди раскрываются эмоционально. Я видел слезы в глазах – и у детей, и у взрослых, – когда получалось. Они плакали! Начинают петь и понимают, как хорошо сейчас прозвучали, и от счастья – слезы. И мне всегда самому это приятно: вот, человека научил, и вот как здорово! Получилось!

В каких профессиях, не относящихся к музыке, заняты ваши взрослые ученики?

– Они представители абсолютно разных профессий. В последние годы у меня занимались доктор экономических наук, судья областного суда, журналисты и педагоги, врачи и инженеры, банковские служащие... Недавно пришел коммерсант, 55 лет, вообще никогда не занимавшийся музыкой. Но ничего, понемногу у нас что-то начинает получаться. Студенты очень активные, их приходит много. Молодые хотят как-то себя выразить и находят это в вокале. Есть семья молодых спортсменов-силовиков, которые находят для себя позитивные моменты в развитии дыхания. Сейчас вот девушка пришла, кандидат наук, лингвист.

Музыкальная семья

Вы мне рассказывали, что ваш брат – директор театра «Современник». Расскажите о нем.

– У меня замечательный брат. Он стоял у истоков создания театра «Современник». Их когда-то было три друга: Олег Ефремов, Олег Табаков и Леонид Эрман. Вместе заканчивали студию МХАТ. Режиссером нового театра стал Ефремов, Табаков – актером, а Эрман – директором. Когда Ефремов во МХАТ ушел, он позвал и Леонида Иосифовича, и тот стал директором МХАТа. Когда же возраст не позволил – на государственных постах есть такое ограничение – Эрман вернулся в «Современник». Сейчас ему 84 года, и он по-прежнему директор «Современника».

В июне «Современник» приезжал в Челябинск на гастроли, и мы очень тепло общались. Сейчас перезваниваемся.

Ваш брат москвич, а вы – уралец. Как так вышло?

– По отцу ведь я москвич. Он в столице заканчивал московский агроинститут, специалистом по тракторам, потому-то и попал во время войны в танковые войска. После ранения отец лежал в челябинском госпитале, а потом воевал в добровольческом танковом корпусе Челябинска.

Мама – коренная уралочка. Она работала поваром в том самом госпитале. Сыграли они свадьбу на Новый 44-й год. Отец ушел воевать дальше, а мама осенью, в октябре, родила дочь – мою старшую сестру Наташу. Отец вернулся и стал председателем колхоза в деревне Ункурда Нязепетровского района. В 51-м году родился я. В 52-м отца забрали по чьему-то навету. Но его спасло то, что в 53-м умер Сталин, и политзаключенных освобождали. В 56 году его реабилитировали. Помню, как он привез чистый паспорт и справку, показывает: вот, мол, я чист, не виноват ни в чем, смотри. Затем он работал на железнодорожной станции Южная. Потом отцу предложили должность замдиректора авторемонтного завода в Копейске. Переехали, нам дали квартиру. Тогда-то и пошел в музыкальную школу. А пел с детства. Мама моя очень любила петь. Папа не пел, но обладал очень зычным голосом и любил читать стихи. На контрастах – Маяковского и Есенина. Много стихов помнил вплоть до смерти.

С женой, Еленой Андреевной (заместитель директора в Центральной школе, преподаватель по сольфеджио), вы где познакомились?

– Уже в этой школе. У неё непрерывный педагогический стаж в школе более четверти века. Она музыковед по образованию, 15 лет сотрудничала на кафедре истории и теории музыки ЧГАКИ. Недавно защитила диссертацию – она кандидат культурологии.

Елена Андреевна меня первая поддержала в борьбе за права педагогов. Ведь, когда я пришел в школу в Челябинской области, нарушая закон РФ «Об образовании», не платили методические – деньги, на которые педагоги приобретают методические пособия. Я несколько раз обращался в городское управление культуры и слышал: денег нет. Когда надоело им отвечать так, напрямую заявили: если хочешь – подавай в суд. Я и подал. Тогда они решили меня уволить. Я тогда не успел и полтора года отработать в школе… Но мы тут уже сработались, и люди меня поддержали. Елена Андреевна одна из первых вместе со мной в суд подала. И мы выиграли его. Меня восстановили, и за три года получили мы методические, сполна. А потом… пошел вал! Люди из других школ искусств начали судиться. И вот 31 декабря 1999 года П. Сумин в срочном порядке издал постановление: выплатить всем педагогам за три года долги. Чтобы не доводить до большого скандала.

«Любимый ученик – тот, что сейчас передо мной»

Бывает так, что ученики учат вас чему-то?

– Это всегда обоюдный процесс. Я бы не был тем, кто я есть, если бы не учился у всех своих учеников. Это истина для меня. Особенно, помню, в начале педагогической карьеры я чувствовал, что многие из них лучше меня все понимают. Интуитивно. Удивлялся. Я ведь учился всяким приемам в училище – куда голос послать, как сделать вот так-то, терминам всяким и тому подобному. А мои ученики – они без терминов открывают рот и поют! (Смеется.) И, естественно, я сам у них учился.

Сейчас интересно с молодыми учениками общаться: чем и как они живут.

И компьютер осваиваете.

– Без этого сейчас не обойтись. Но мне куда больше по душе работа с людьми - живое общение, обучение.

Есть мнение, что в музыкальных академиях «забивают в рамки». Мол, живость человек теряет, простоту. А самодеятельность, хоть и не столь правильная, зато более живая.

– Начнем с того, что самодеятельности сейчас практически и нет. А в советское время, действительно, с удовольствием брали в профессионалы из самодеятельности. А что касается рамок, канонов, классического обучения… Все от человека зависит. Если он не хочет, то и не будет ограничиваться. Но профессионализм – то качество, которое невозможно без классического образования, приобрести которое можно лишь в академических учебных заведениях искусства и культуры.

А какие интересные приемы применяли при обучении?

– Этот процесс всегда идет сам по себе. Сидишь за фортепиано и слушаешь человека очень, очень внимательно. Он поет. Ты с ним в этот момент – одно целое. Слушаешь, как звучит он, как прогрессирует, как голосом владеть начинает. И вдруг – это всегда приходит неожиданно – понимаешь: вот это произведение сейчас нужно дать и посмотреть, как пойдет. И этот момент озарения мне самому до конца не ясен.

Это как вдохновение?

– Наверно. Это позволяет мне лавировать: это произведение взять, или это? Так посмотреть или эдак? Ага, а давай-ка вот так попробуем! Для этого нужно быть созвучным с человеком. Спрашивают иногда, есть ли у меня любимый ученик. А я давно понял: для меня любимый ученик – тот, который сейчас стоит передо мной и поет. Вот он для меня в данный момент самый-самый, потому что мы сейчас – вместе. И я вместе с ним пою, я вместе с ним слышу и понимаю.

Азартная профессия у вас!

– Мне нравится. (Смеется.)

Вы говорите: преподаватель или ученик – одно целое. Нужно уметь чувствовать каждого?

– Конечно. Вот приходит человек – ребенок ли, взрослый – и пока он рот не открыл, ты не знаешь, как он себя сегодня ощущает. А как запел – чувствуешь, какое у него психологическое и физическое состояние. А голос – тонкий инструмент, чуткий, он обо всем расскажет: выспался ли его обладатель, нервничал, пил холодную воду, расстроен… И тут важно начать с того, что ему не помешает, точно не будет во вред при любом состоянии. Это те распевки, что наработаны мной за 41 год педагогической карьеры. И через несколько фраз я понимаю, что нужно дальше. Каждый раз даже песни даю в разной очередности и тональности. То, что сейчас будет удобнее для достижения качественного, не форсированного звучания. И я весь настроен на волну ученика.

Как я могу больше или меньше любить кого-то из моих учеников? Я же с каждым из них проживал, прорабатывал все это. Все они любимые, мои ученики. И те, кто учился просто для себя, и те, кто связал свою жизнь с пением профессионально (заслуженная артистка России, солистка Челябинского академического театра оперы и балета Любовь Бородина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Уральского педагогического университета Наталья Шаповалова и многие другие).

Изучайте себя

Вокал, как известно, полезен. Вам говорили ученики, что стали лучше себя чувствовать, например?

– Конечно. И в общем и в частности. Вот педагоги, читающие лекции и срывавшие в итоге голос из-за этих нагрузок, его восстановили и укрепили. А одна женщина заявила, что у нее… чакра открылась. Наверно, она психологически в чем-то раскрепостилась.

Ваш рецепт – каждый день работать и развиваться. А ведь некоторые певцы дают всяческие советы для улучшения голоса – например, пить сырое яйцо и так далее.

– Я всегда говорю ученикам: вы – личность индивидуальная. Вы должны изучить себя очень и очень хорошо. Кому-то хорош зеленый чай, а я вот преимущественно черный пью. Кто-то любит молоко, а я его не пью, хотя сметану и творог ем. Кому-то мед помогает, а у меня на него аллергия.

А что полезно именно для голоса?

– Есть общее правило: будешь здоровый – и петь хорошо будешь. Точно могу сказать: нельзя мороженое, орехи, семечки. Холодное нельзя, острое – чеснок и уксус – тоже не надо. Это противоестественно для связок. А в остальном – изучайте свой организм. А еще необходимо соблюдать режим.

Не нервничать много?

– А нервничать будете всегда, стресс – неотъемлемая часть жизни. Просто нужно научиться настраиваться на музыку. Входишь в вокальный класс – и все, перенастроился. Все прежнее – ушло. А потом когда через час возвращаешься к тем же проблемам и расстройствам, то смотришь на них уже иначе.

Настоящая психотерапия.

– А вокал, прежде всего, – психология. И хороший педагог – это хороший психолог. Он по глазам должен сразу понять и почувствовать, если что-то не так у человека. И нужно ли расспрашивать или, наоборот, отвлечь творческой работой. Это все с опытом дается.

Вы записываете диски с песнями в собственном исполнении. Что это дает?

– Я записал в студии шесть дисков, работаю над седьмым. Произведения там записаны тематическими блоками. Есть танго и оперетта, военные песни и русские народные. Оперные арии русских и зарубежных композиторов. Это - память. Пример для учеников. Я могу много говорить о том, что умею, но это все – лишь слова. А эти записи – дело. Я использую их на уроках. Особенно, когда обучаю мужчин, мальчиков. Это методическая разработка. Как бы я мог преподавать что-то, если б сам не умел хорошо это делать? Самое лучшее – личный пример. Я и дочь так воспитывал. Не было такого: ты должна это сделать, такой вот быть. Нет! Я просто-напросто сам поступаю так, как хочу, чтобы поступала она. Она видит это, видит, как мы с Еленой Андреевной живем, и усваивает. Не надо много говорить – надо много делать.

Вся моя жизнь связана с академическим вокалом и с вокальной педагогикой, которая приносит мне огромное удовлетворение. Я хотел бы, чтобы мой многолетний опыт и мое умение находили продолжение в моих учениках и приносили пользу тем, кто хочет работать над собой и избирает для этого занятия певческим искусством.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления