Бизнес Экономика РОСНО погорело на экспресс-кредитах

РОСНО погорело на экспресс-кредитах

На днях стало известно о том, что страховая компания «Росно» решила отказаться от амбициозного проекта по страхованию банков и торговых компаний от рисков невозврата потребительских кредитов. Причиной свертывания программы стали многомиллионные убытки...

На днях стало известно о том, что страховая компания «РОСНО» решила отказаться от амбициозного проекта по страхованию банков и торговых компаний от рисков невозврата потребительских кредитов. Причиной свертывания программы стали многомиллионные убытки, которые понесла страховая компания по вине недобросовестных заемщиков экспресс-кредитов в прошлом году.

Инновационный продукт по страхованию потребительских кредитов от рисков невозврата ссуды и просрочки ежемесячных выплат страховая компания «Росно» презентовала летом 2004 года. Предполагалось, что новая услуга заинтересует как финансовые учреждения, осуществляющие потребительское кредитование, так и торговые организации, реализующие товары и услуги населению в кредит. Особенность нового продукта заключалась в соединении страховой защиты с использованием автоматизированной системы оценки риска при предоставлении потребительского кредита, которая базировалась на модели скоринга, разработанной специалистами РОСНО. Собственная модель скоринговой системы страховой компании основывалась на методах математической статистики, а также психологической оценки личности анкетируемого, что, по мнению разработчиков программы, обеспечивало достаточно высокую объективность оценки кредитоспособности потенциального заемщика и позволяло принять решение о предоставлении кредита в течение 5-10 минут. В рамках программы страховая компания возмещала кредитной организации и сумму займа, и недополученные по нему проценты. Такого рода услуга компании обходилась банку или торговой организации в 6-7% от размера выданного кредита. Максимальный размер кредита «по страховке» составлял три тысячи долларов. По оценке РОСНО, риск конечных невозвратов потребительских кредитов в рамках этой программы, полностью переходящий на страховую компанию, не должен был превысить 4-6% от объема выданных займов.

«Развитию сектора частных кредитов в банковской сфере мешают определенные барьеры. Среди них – необходимость создания и тестирования системы быстрого принятия кредитных решений, формирования и обучения штата кредит-менеджеров; потребность в организации онлайн-доступа к базам данных, позволяющим идентифицировать клиента и оценить его кредитоспособность, а также в создании методики урегулирования убытков и инфраструктуры для ее применения; обеспечение условий возврата кредита. В то время, когда банки продумывают до мелочей технологии кредитования и тактику привлечения клиентов, мы решили предложить рынку защиту от невозврата выданных кредитов и способы борьбы с просроченной ссудной задолженностью», – сообщил заместитель генерального директора, директор центра комплексного страхования финансовых рисков РОСНО Виктор Станкевич.

Разработчики программы уверяли, что данная услуга поможет банкам существенно снизить издержки и риски, а стало быть, позволит сделать потребительские кредиты дешевле. По прогнозам РОСНО, снижение процентной ставки могло составить приблизительно 5 %. Что касается торговых организаций, то они после страхования рисков, по прикидке страховой компании, смогут увеличить свой товарооборот с 20 до 50 %.

Программа РОСНО по страхованию потребительских кредитов оказалась особенно успешной в регионах – московские банки, заинтересованные в продвижении услуги потребительского кредитования, обладали собственными надежными системами проверки клиентов и поэтому не слишком нуждались в страховании рисков невозврата займов. Поэтому страховая компания сконцентрировала усилия на региональном направлении, где конкуренция была значительно ниже в силу того, что рынок потребительского кредитования еще только-только начал осваиваться. Особенно активно новая услуга продвигалась в Екатеринбурге, Рязани, Краснодаре, Орле, Мурманске, Саратове, Санкт-Петербурге и Челябинске.

Спрос на страхование рисков невозврата потребительских кредитов отмечался, прежде всего, со стороны небольших местных банков, которые хотели бы заниматься потребительским кредитованием, но не обладали собственными дорогостоящими скоринговыми системами для проверки клиентов и справедливо опасались высокого процента невозврата ссуд. Кроме того, к программам РОСНО проявили интерес небольшие торговые организации, где банки считали нерентабельным оплачивать услуги кредитного эксперта. Так, партнерами страховой компании в Челябинске стали несколько известных в городе автоцентров, ювелирный магазин, меховые салоны и около 20 турфирм. Предполагалось, что после проверки заемщиков компанией «РОСНО» и выдачи им полиса страхования рисков невозврата ссуды риск торгового предприятия был нулевой, при том, что магазин может предложить кредит покупателю по щадящей ставке, ведь торговому предприятию, в отличие от банка-кредитора, важно не заработать на финансовой операции, а продать больше товаров.

«Около 60 % всех покупок в салоне оформляется в кредит, и идея предложить покупателям альтернативный способ кредитования – продажу в рассрочку без выплаты дополнительных процентов – показалась нам интересной, однако результат, честно говоря, разочаровал, – рассказывает административный директор мехового салона «Дионис» Наталья Расчектаева. – Покупатели отнеслись к услуге «беспроцентного» кредита, для оформления которого нужно было приобрести страховой полис, настороженно. За три-четыре месяца активного продвижения услуги ей воспользовались лишь 20 покупателей салона – по сравнению с числом покупателей, оформивших потребительский экспресс-кредит – это капля в море. Сотрудничество со страховой компанией оказалось невыгодно и для салона – чтобы продать товар в рассрочку, необходимо изъять эту сумму из оборотных средств компании, а если товар продается в кредит, деньги от банка поступают сразу же».

На днях генеральный директор РОСНО Леонид Меламед заявил, что компания решила окончательно свернуть программу страхования финансовых рисков по потребительским кредитам, поскольку убытки компании в этой отрасли за прошлый год составили несколько миллионов долларов. По мнению Леонида Меламеда, высокая убыточность бизнеса связана с отсутствием развитой системы кредитных бюро, либеральными подходами банков к оценке заемщиков и высоким уровнем мошенничества их клиентов.

Страховщики, и раньше считавшие, что оценивать уровень кредитного риска должны все-таки банки, говорят, что инициатива РОСНО была обречена.

«Идея страховой компании заработать на потребительском кредитовании, может быть, и правильная, но воплотить ее в жизнь у РОСНО не получилось, – полагает директор одной из челябинских страховых компаний. – Наверное, каждый должен заниматься тем бизнесом, в котором досконально разбирается: банки должны принимать вклады и выдавать кредиты, а страховые компании – страховать имущество и жизнь их клиентов».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления