RU74
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Челябинске

Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

0 м/c,

733мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Экономика Кризис-2024 проблема «Издевательство над рынком»: как маркировка обуви, таблеток и сигарет ударит по ценам в Челябинске

«Издевательство над рынком»: как маркировка обуви, таблеток и сигарет ударит по ценам в Челябинске

Производители говорят о сбоях новой системы и не верят в её пользу

С 1 июля запретят продажу обуви, лекарств и табака без маркировки

С 1 июля в продаже попадут под запрет туфли и ботинки, таблетки и микстуры, а также табачные изделия без специальных электронных меток. По всей стране вводят обязательную цифровую маркировку этих товаров. Что даёт кодирование, готовы ли челябинские производители и продавцы к нововведению, как это скажется на себестоимости товаров и насколько могут вырасти цены для покупателей, разбирался 74.RU.

Зачем чипировать привычные товары


В нашей стране кодирование различных товаров — экспериментальное и добровольное — начали ещё несколько лет назад. Власти заявляли, что главная цель — убрать поддельную продукцию с прилавков, защитить потребителя и обеспечить прозрачность движения товаров, а значит, и контроль за уплатой сборов и налогов.

Покупатель отсканирует код и узнает всю подноготную покупки 

— Каждому товару присваивают индивидуальный код, своеобразный цифровой паспорт. Он наносится на упаковку ещё на заводе и позволяет проследить весь путь товара: от производства до прилавка магазина или аптеки. Любой покупатель сможет отсканировать код с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак» и получить всю информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности, состав и даже данные о его возврате предыдущим покупателем, если такое имело место, — объяснили представители оператора национальной системы маркировки — Центра развития перспективных технологий. — Обмануть или перебить новый код не получится, он защищён специальной криптографической меткой. Если лекарство уже числится за больницей, перепродать его из-под полы втридорога не смогут. Контрафакт просто не пройдёт.

Первыми закодировали шубы в 2016 году. Тогда предприниматели жаловались на дефицит электронных чипов и другие сложности с внедрением маркировки. Позже выяснилось, что шуб промаркировали в 16 раз больше, чем продали по статистике. Потом проводили экспериментальную маркировку табачных изделий, обуви и семи видов лекарственных средств.

«Крик и стон стоит по всей цепочке»


Челябинские обувщики раньше надеялись, что специальные коды — мера правильная и может помочь в борьбе с контрафактом при должном контроле. Но сейчас генеральный директор обувной фабрики «Юничел» Владимир Денисенко заявил, что маркировка не решит никаких проблем.

— Это не закон, а безобразие. Просто издевательство над рынком, над производственниками, над всем честным народом. Новая система не даст ничего, кроме мороки и дополнительных затрат. Уже сейчас идут массовые сбои, стоит крик и стон по всей цепочке — в оптовом звене, в рознице. Столько проблем вылезает. Можно только представить, что будет, например, при возврате обуви. А оператор национальной системы никакой ответственности не несёт, — прокомментировал Владимир Денисенко. — Всё сделано для того, чтобы всю страну поставить на уши, а кто-то заработал на этом 50 копеек. Наши затраты на каждую марку уже 10 рублей. Мы же оборудование купили, обучение провели, «системщики» постоянно над этим работают. При этом проблема контрафакта никак не решится, рынок это не поможет обелить. В России уже продано два миллиарда кодов на обувь при годовой потребности 500 миллионов штук. Набрали на четыре года вперёд — купили коды под остатки на складе.

Обувщики пожаловались на сбои в системе маркировки 

Промышленники говорят, что маркировка неизбежно скажется на росте цен на обувь — и зарубежных, и отечественных производителей.

— На дорогих сапогах и ботинках это будет не сильно заметно, один-два процента. А вот летняя дешёвая обувь может подорожать до 10%. Причём не в нашей торговле, мы не будем поднимать цены. Это больше коснётся мелких предпринимателей, неорганизованной розницы. Они покупают марки на стороне, и у них большие проблемы с внедрением, — добавил Владимир Денисенко.

В самой тяжёлой ситуации — розничная торговля обувью, отметили эксперты. Из-за пандемии коронавируса многие обувные магазины не работали, а те, что находятся в ТРК, закрыты до сих пор. Ритейлеры даже доступа к закупленной продукции не имеют, но обязаны сделать маркировку. Иначе им грозят солидные штрафы.

Производителям лекарств пришлось взять кредит для запуска новой системы 

В фармацевтической компании «Полисорб» в эти дни как раз запускают пробную маркировку лекарственных препаратов. Но для закупки оборудования пришлось взять кредит, сообщили 74.RU на предприятии.

— Мы установили новую линию, чтобы наносить маркировку и войти в систему «Честный знак». В общем, делаем всё, чтобы наше государство могло проследить весь путь продукции от производителя до конечного потребителя. Хотя понимаем, что не всегда власти могут проследить всю цепочку, потому что только 35% аптек готовы это делать. Тем не менее маркировка запускается, — рассказала коммерческий директор компании «Полисорб» Вера Кобелева. — Что ж, мы готовы: линия, программное обеспечение, сотрудники.

Маркировка увеличила затраты и, соответственно, себестоимость выпускаемых лекарственных препаратов.

— Фармацевтические предприятия не попали под льготы, о которых громко говорили чиновники в связи с пандемией. Потому что мы работали. Но остальные-то максимально сидели дома — самоизоляция, закрыты аптечные пункты в ТРК и так далее. Плюс наш препарат лечит от «болезни грязных рук», но из-за угрозы коронавируса руки-то стали чистыми. В итоге наши продажи упали в два раза, — отметили в компании «Полисорб».

Тем не менее цену на продукцию поднимать в этом году не будут, добавили представители предприятия. Потом жизнь покажет.

Ударили по контрафакту или по ценам?


Не всегда понятна логика выбора конкретных товаров, которые будут маркировать, считают эксперты.

— Одно дело, когда маркируют лекарства и медицинскую продукцию, детские вещи — это то, что действительно требует особого внимания. Когда маркировали шубы, тоже объяснимо, потому что стоимость марки по сравнению с самим объектом — копейки. И точно не нагрузит покупателя, приобретающего зимнюю обновку за 100–200 тысяч рублей. Когда борются с контрафактом акцизных товаров — алкоголь, сигареты — тоже понятно. Хотя здесь уже существеннее бьёт по цене, — отметил аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев. — Если пачка сигарет стоит 80 рублей, а маркировка 10–15, подорожание ощущается. Для конечного потребителя это уже критично. Особенно в регионах, примыкающих к Казахстану и Белоруссии, откуда в основном идут нелегальные сигареты. Там люди давно перешли на контрафактную продукцию.

Производители начали маркировать табачную продукцию ещё в прошлом году, с июля продавать её обязаны только с кодом 

Понятно, что маркировки не избежать, она узаконена и рано или поздно скажется на ценах.

— Но у разных производителей маркировка по-разному сказывается на себестоимости. Крупная компания достаточно легко переживёт введение кодов. Для маленьких производств удар будет тяжёлым, потому что у них нет высокотехнологичного оборудования и больших резервов. Тут многое зависит не от того, какую продукцию выпускают, а кто производит, от величины предприятия, — добавил Алексей Коренев. — В очередной раз малый бизнес оказался в числе мальчиков для битья. Хотя именно таких предпринимателей везде в мире поддерживают.

По словам экспертов, многие компании были бы рады заложить расходы на маркировку в очередное повышение цен. Но конкуренция не позволит — она сгладит колебания, поэтому рост цен будет постепенным, без резких скачков.

Если не нашли код на товаре, сообщите о нарушении оператору национальной системы маркировки

Несмотря на все сомнения промышленников и ритейлеров, официальные лица настаивают на явной пользе от цифровой маркировки. Например, в ходе эксперимента по маркировке лекарств выявили нарушений на 500 миллионов рублей. По данным Центра развития перспективных технологий, вскрылись вторичные продажи дорогих лекарств для лечения тяжёлых заболеваний, которые государство закупало для больниц. В итоге в прошлом году оборот недоброкачественных лекарств, по данным Росздравнадзора, снизился в два с половиной раза.

После введения маркировки табачной продукции на производстве удалось выявить несколько масштабных партий контрафактных сигарет, которые продавались в крупных сетевых магазинах по всей стране.

— Обувной рынок за счёт введения маркировки ещё на пилотном этапе удалось обелить примерно в пять-шесть раз. Ожидается, что цифры в итоге будут еще больше, — добавили в пресс-службе оператора национальной системы маркировки.

Если пандемия не изменит планы правительства, то в этом году начнётся маркировка и других товаров: с 1 октября — духи, фотоаппараты, с 15 декабря — шины, с 1 января 2021 года — часть изделий лёгкой промышленности. К 2024 году систему маркировки планируют распространить на большинство товаров.

Столкнулись с контрафактом? Пишите нам на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 932 300–00–74. Телефон службы новостей 700–00–74.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления