RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 61%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Культура Владимир Юровский, дирижер: «Наша задача – удивлять слушателя, а не «кормить» его привычной пищей»

Владимир Юровский, дирижер: «Наша задача – удивлять слушателя, а не «кормить» его привычной пищей»

Государственный академический оркестр имени Евгения Светланова 16 сентября даст единственный концерт в Челябинске. Нынешний руководитель оркестра – один из самых известных сегодня дирижеров мира Владимир Юровский – посвятил этот концерт 100-летию со дня начала Первой мировой войны.

«События этой войны повлияли на все дальнейшее развитие мировой истории ХХ века, – подчеркнул Владимир Юровский в коротком разговоре с корреспондентом нашего сайта. – Три из четырех сочинений, которые прозвучат в программе нашего концерта, написаны либо непосредственно в том роковом 1914 году, либо имеют тематическую связь с Первой мировой войной».

В этот вечер челябинцы услышат фрагменты симфонической картины «Из Апокалипсиса» Лядова, «Героическую колыбельную» Дебюсси, симфонию №4 Мясковского; а также станут свидетелями мировой премьеры скрипичного концерта молодого композитора из Великобритании Габриэля Прокофьева (внука Сергея Прокофьева), посвященного столетию с начала Первой мировой войны.

Трудно сказать, когда в последний раз эти произведения слышала столичная публика. А для большинства челябинской – первые три, как и концерт Габриэля Прокофьева, вероятно, станут премьерой.

Как утверждают музыкальные критики, Владимир Юровский отличается не только большим вкусом при составлении концертных программ, но еще и особым отношением к публике: он не делит слушателей на столичных жителей и провинциалов.

«Не считаю необходимым делать скидок на «глубинку», – сказал Владимир Юровский. – Часто в отдалении от столиц встречаешь больше вдумчивости и информированности у слушателей... К тому же наша задача – удивлять слушателя, а не «кормить» его привычной пищей».

Удивлять – это часть реноме Владимира Юровского. Он родился в Москве, в семье известного дирижера Михаила Юровского. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, продолжил образование в Дрездене и Берлине, когда семья эмигрировала в Германию в 1990 году, и сделал невероятно стремительную карьеру.

С 1997 года Владимир Юровский сотрудничает с ведущими оперными театрами мира: Королевской оперой Ковент-Гарден, венецианским театром Ла Фениче, Парижской национальной оперой, брюссельским театром де ла Монне, дрезденской Земпер-оперой... список довольно большой. Спустя четыре года он становится художественным руководителем знаменитого Глайндборнского оперного фестиваля в Великобритании. Еще через два года – главным дирижером Лондонского филармонического оркестра. Сегодня Владимир Юровский сотрудничает практически со всеми известными оркестрами мира.

Характеризуя творчество этого дирижера в целом, музыкальная критика не раз отмечала, что Владимир Юровский не без оснований претендует на то, чтобы, подобно всем большим дирижерам (от Тосканини до Аббадо), называться настоящим универсалом без границ между оперой и другими жанрами музыки.

Вероятно, и в 2011 году Владимир Юровский немало удивил музыкальные круги мира, согласившись возглавить Государственный академический симфонический оркестр России им. Евгения Светланова. Дело в том, что в то время коллектив был не в лучшей форме.

«Правда, я испросил себе право в первые три года уйти без объяснения причин, если почувствую, что «химия» не сработала, – признался дирижер в одном из своих интервью. – Но, слава богу, у нас все получилось».

Сегодня он отмечает главные перемены, которые произошли в оркестре: «Музыканты перестали бояться играть. Появился настоящий кураж, а вместе с ним возросла и гибкость коллектива, и способность быстро освоить практически любой оркестровый стиль, и быстро, отзывчиво отреагировать на творческие требования со стороны дирижера или солиста».

Владимиру Юровскому не только удалось вернуть оркестру былую исполнительскую форму и даже славу, но и привлечь новых слушателей в концертные залы. Об этом он рассказал перед приездом в Челябинск.

– Владимир Михайлович, в Интернете можно найти записи концертов из просветительской программы оркестра имени Светланова. Кому принадлежала идея такой программы и какую публику вам хотелось привлечь на эти концерты?

– Идея принадлежала Московской филармонии. Они хотели таким образом привлечь к нашим концертам с ГАСО более «демократичную публику»... Но при этом опирались на уже давно практикуемую мною традицию словесных «преамбул» перед концертами, особенно когда в программе есть сочинения, о которых нужно прежде, чем их исполнить, рассказать. Публика благосклонно отреагировала на многие такие концерты, а филармония решила воспользоваться этим и создать целый цикл концертов, объединенный принципом таких преамбул...

– Название цикла этих вечеров «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» – это больше пиар-ход, или действительно у вас было желание поговорить с публикой?

– Может быть, доля лукавства со стороны инициаторов таких вечеров и была, когда они изобретали это название, и расчет был именно на то, чтобы привлечь публику разговорным аспектом, но мне всегда было искренне важно заинтересовать публику той музыкой, что дорога мне. И уже второй фестиваль ГАСО в Москве в июне 2013 года привлек огромное количество новой публики к совершенно неизвестной им музыке, так что можно сказать, что название цикла вечеров возымело желаемое действие...

– Сегодня считается престижным бывать на концертах именитых оркестров, а потому собирается на них очень разная публика. И можно наблюдать, как люди, далекие от музыки, опаздывают в зал и на пять, и на 15 минут, шумно добираются до своих мест, не стесняются потревожить уши слушателей и помешать музыкантам... Как вы относитесь к таким нюансам?

– Конечно, мне, как и любому музыканту, мешает шум. Я привык к западной практике, которую нахожу оптимальной для таких случаев: кто опоздал, ждет окончания первого произведения или первой части произведения в фойе (перед экраном с трансляцией концерта), а потом я специально делаю большую паузу перед следующим номером программы, чтобы люди могли рассесться по местам. Но главное, чтобы опоздавших действительно не пускали в зал во время исполнения музыки. И это уже полностью зависит от устроителей концертов!

– Поездка оркестра, востребованного на самых известных концертных площадках мира, по городам России – продолжение просветительской миссии или отдельная программа?

– Российская публика была, есть и будет нашей наиглавнейшей публикой! Мы, конечно же, не откажемся от гастрольных поездок за границу, но всегда будем искать равновесия между поездками по России и странам зарубежья. В этот гастрольный тур помимо Челябинска включены Екатеринбург, Тюмень и Пермь.

– И самые важные, на ваш взгляд, концерты в начавшемся сезоне?

– Выступление оркестра на фестивале современной музыки «Другое пространство»; исполнение всей (без единого купюра!) партитуры балета Сергея Прокофьева «Золушка», которое запланировано на январь 2015 года; а также традиционный марафон-фестиваль ГАСО будущим летом.

Отметим, что концерт ГАСО имени Евгения Светланова состоится 16 сентября в 19:00 на сцене Челябинского театра оперы и балета при поддержке Министерства культуры России. Он станет финальным аккордом Фестиваля искусств, который проходил в Челябинской области в летние месяцы и был посвящен 80-летию региона, а также Году культуры в России. Масштабный региональный творческий проект был организован при поддержке губернатора и министерства культуры Челябинской области.

Онлайн-трансляцию концерта можно увидеть на сайте телеканала ОТВ.

Фото: Фото предоставлены ЧГКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления