На упаковке любой мясной продукции должно быть указано, какова доля воды в составе продукта. Таково требование технического регламента, который, возможно, начнет действовать в 2012 году на территории Таможенного союза. Кроме того, обязательным будет обозначение термического состояния – охлажденная или замороженная продукция. Эксперты Chel.ru не боятся открытия подобной информации, однако некоторые сомневаются в ее достоверности. Ритейлеры, в свою очередь, отмечают, что им приходится сталкиваться с небольшими нарушениями, но сами покупатели не предпринимают никаких действий – обращений в службы по защите прав потребителей в сфере пищевых продуктов практически нет.
31 октября на официальном сайте министерства экономического развития РФ был опубликован проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции». Это не окончательный вариант документа – до конца 2011 года он будет дополняться рекомендациями стран-участниц ТС. На сегодняшний момент известны два ключевых момента техрегламента.
Во-первых, говяжья или другая вырезка должна идти в упаковке с обязательной маркировкой, на которой будет указано термическое состояние – замороженный или охлажденный продукт. Во-вторых, на упаковке любой мясной продукции, будь это колбасные изделия, курица или что-то другое, должна быть обозначена доля воды, входящей в состав продукта. При этом стоит отметить, что практически все мясные изделия, в том числе и полуфабрикаты, производятся с использованием специального рассола, который улучшает вкус, придает сочность.
В целом участники регионального рынка поддерживают принятие техрегламента. Заместитель генерального директора по коммерции ООО «Равис – птицефабрика Сосновская» Евгений Шаповалов отмечает, что термическое состояние продукции обозначается и в настоящее время, однако при необходимости информация может быть дополнена указанием количества воды в том или ином продукте.
Признавая общую пользу такой информации, далеко не все уверены в том, что она будет соответствовать действительности. «Такая информация полезна для потребителей, но насколько она будет достоверной? – задается вопросом исполнительный директор ОАО «ПКЗ «Дубровский» Александр Подкорытов. – Да и кто будет проверять ее достоверность?». В то же время собеседник сайта отмечает, что покупателя нельзя обмануть дважды: встретив обман в первый раз, он не станет покупать продукцию того же производителя в будущем.
Есть и еще один нюанс, на который указывает г-н Подкорытов – с маркировкой говядины могут возникнуть определенные трудности. «Говядину нельзя хранить в пакетах, так как ей необходим кислород, – объясняет исполнительный директор ПКЗ «Дубровский». – Так, мы отдаем говядину на реализацию при условии хранения не более суток, и если она не продается, то возвращаем ее для переработки. Конечно, существуют специальные упаковки, но их применение и организация соответствующего производства затруднительно».
В свою очередь, ритейлеры также отмечают некоторые несоответствия, с которыми им приходилось сталкиваться. По словам коммерческого директора розничной сети «Проспект» Андрея Грибанова, несколько лет назад их компания проводила эксперимент, чтобы выяснить уровень влажности в колбасной продукции. «Влажность, хоть и не намного, но не соответствовала общепринятой, – говорит собеседник сайта, – и неофициально нам подтвердили, что такое встречается. Это было несколько лет назад, сомневаюсь, что с тех пор что-то изменилось».
Однако даже если покупателям и попадается товар ненадлежащего качества, то они не спешат обращаться в службы, где им могли бы помочь. «По пищевым продуктам обращаются крайне редко – для этого нужна экспертиза, – отмечает председатель правления челябинского отделения общества защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» Руслан Закиров. – Поэтому люди предпочитают разобраться на месте и забыть».