Страховые компании намерены добиться значительного повышения тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности, поскольку новые правила расчета износа деталей и предполагаемое повышение максимального размера страховых выплат способно загнать страховые компании в яму убыточности.
На днях президент Дмитрий Медведев дал в целом положительную оценку рынку автострахования в России, охарактеризовав его как «сумевший выйти на цивилизованные стандарты работы». Между тем страховщики в один голос говорят о том, что система автострахования находится в критическом положении. По оценкам представителей крупных страховых компаний, убыточность ОСАГО в 2008 году составила 62,8%, в 2009 году – 63,5%. Согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), убыточность ОСАГО сейчас доходит до 65% при критическом уровне в 77%.
И положение грозит только усугубиться: Министерство финансов разработало законопроект, повышающий максимальный размер выплаты по ущербу жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Будут увеличены и страховые выплаты по ОСАГО за повреждения транспорта – со 120 до 200 тысяч рублей. Также с 1 сентября 2010 года вступили в силу новые правила учета износа запчастей: в частности на федеральном уровне составлен перечень комплектующих, для которых в целях безопасности устанавливается нулевое значение износа.
Реакция страховщиков на нововведения оказалась вполне ожидаемой: страховые компании требуют повышения тарифов на ОСАГО на 70%, акцентируя внимание властей на том, что базовые тарифы ОСАГО не менялись последние шесть лет. Между тем расценки на ремонт автомобилей, запчасти и расходные материалы за это время значительно выросли. Кроме того, заметен рост числа страховых случаев.
Для обеспечения устойчивости страховой отрасли необходимо увеличение тарифов на 35-45%, а с учетом новых правил установления расходов на материалы и запчасти требуется дополнительно проиндексировать тарифы на 23%, уверен президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин. «Если сейчас не увеличить стоимость полисов ОСАГО, то системе обязательного автострахования грозит коллапс. С учетом вступления в силу сентябрьских поправок стоимость полиса должна быть увеличена на 56-68%», – подчеркивает представитель РСА.
«На уровень выплат в ОСАГО влияют рыночные цены на ремонт и стоимость запасных частей. При введении закона никто и не планировал, что обязательное страхование было бы сверхприбыльным. Это не тот сегмент, где надо зарабатывать прибыль, – комментирует начальник отдела ОСАГО компании «РОСНО» Андрей Антохонов. – При исходном расчете государством были установлены тарифы под минимальную маржу прибыли. И уже спустя четыре года после введения ОСАГО стало ясно, что инфляционные процессы требуют повышения тарифов, по крайней мере в рублевом измерении. Задержка этой корректировки в итоге привела к нынешнему росту убыточности ОСАГО. Индексация тарифов должна происходить вместе с инфляцией, тогда страховые выплаты будут стабильными».
По словам председателя «Движения автомобилистов» России Виктора Похмелкина, страховые тарифы по ОСАГО автоматически повышаться не могут и не должны. «Для повышения нужно решение правительства. Никаких оснований для этого нет. Соотношение между размером страховых премий и выплатами должно составлять не менее 80%. Уже третий год в среднем по стране на уровне 50% держится», – заявил руководитель движения.
Игроки страхового рынка уверены, что тариф по ОСАГО нужно менять в зависимости от ситуации в конкретном регионе. Причем следует пересмотреть тарифы по ОСАГО по структуре, то есть по корректирующим коэффициентам и по базовым ставкам.
Примечательно, что в этом году страховые компании столкнулись и с ростом страховых выплат. В частности, статистика свидетельствует о том, что количество страхователей, получивших возмещение по полисам ОСАГО, в прошлом году составило порядка 2 млн человек, компании выплатили около 48,6 млрд рублей. По итогам первых семи месяцев 2010 года примерно 1 млн 280 тысяч граждан попали в ДТП, объем произведенных выплат составил около 29,5 млрд рублей. Исходя из этих данных, по словам Павла Бунина, можно делать выводы о том, что к концу текущего года выплаты перевалят за 50 млрд рублей.