RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

0 м/c,

737мм 31%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Бизнес Карточная раздача завершена

Карточная раздача завершена

Прирост числа выпускаемых банками пластиковых карт неуклонно снижается: за первое полугодие показатель вырос лишь на 7,7%, в то время как в прошлом году рост составлял 38,4%, а совсем недавно рынок ежегодно демонстрировал...

" src=

Прирост числа выпускаемых банками пластиковых карт неуклонно снижается: за первое полугодие показатель вырос лишь на 7,7%, в то время как в прошлом году рост составлял 38,4%, а совсем недавно рынок ежегодно демонстрировал прирост в полтора раза. Снижение спроса на «пластик» в банках объясняют повсеместным распространением зарплатных проектов, а в качестве приоритетного направления развития называют выпуск кредитных карт, которые должны прийти на смену обычным кредитам «на неотложные нужды».

Тенденция к замедлению темпов прироста количества выпущенных банками пластиковых карт наблюдается не первый год. В прошлом году увеличение числа банковских карт составило 38,4%, годом ранее – 36,7%, тогда как в течение трех предыдущих лет стабильно наблюдался прирост в полтора раза. Итоги текущего года, вероятней всего, окажутся еще менее впечатляющими. По словам начальника управления развития розничных платежей Банка России Вадима Кузнецова, количество банковских карт в России, по данным на 1 июля 2008 года, достигло 111,467 млн штук, прирост показателя за первое полугодие составил всего 7,7%. Если тенденции сохранятся и во втором полугодии, то к концу года рост числа эмитированных банками пластиковых карт составит лишь 15-16%.

И динамичный рост рынка пластиковых карт на протяжении нескольких лет, и наблюдающееся сегодня затухание связаны в первую очередь с выпуском дебетовых пластиковых карт в рамках зарплатных проектов банков. По словам генерального директора филиала BSGV в Челябинске Татьяны Ляминой, именно зарплатные проекты послужили «локомотивом» рынка пластиковых карт – фактически, лишь благодаря им в обществе за несколько лет сформировалась культура пользования банковскими картами.

«На сегодняшний день не только крупные организации, но и большинство средних компаний, часть предприятий малого бизнеса используют для начисления заработной платы сотрудникам простые дебетовые карты: большинство людей начинает знакомство с банковским «пластиком» именно с них, в дальнейшем открывая в том же банке кредитные карты для личных нужд», – отмечает Татьяна Лямина.

«Такой значительный прирост был вызван в первую очередь массовым распространением экспресс-кредитов на пластиковые карты и прорывом в продвижении зарплатных проектов, – рассказывает управляющий челябинским филиалом «Русь-Банка» Андрей Хлебин. – Некоторые банки просто массово рассылали свои карты по всей стране почтой. Сейчас пластиковая карта какого либо банка есть почти у каждого россиянина. Существуют и другие программы массового распространения пластиковых карт, например, совместные программы банка и страховой компании. Суть программы заключается в том, что страховая компания перечисляет страховое возмещение на обезличенные карты. Клиенту же остается только получить деньги в банкомате. Спад прироста количества пластиковых карт объясняется тем, что на сей момент кредитные пластиковые карты уже не раздаются массово, что связано в определенной мере и с общей «закредитованностью» населения. Сейчас карты в основном предлагаются как дополнительный продукт к кредитам и вкладам».

Согласно официальной статистике Банка России, порядка 80% от общего числа эмитированных банковских карт приходится на карты международных платежных систем – 96,778 млн штук, а на российские платежные системы – 16,647 млн штук. При этом карты Visa сегодня имеют 49,6 млн российских граждан, карты MasterCard – 43,3 млн россиян. Карты российских платежных систем получили меньшее распространение: так, карту «Золотая корона» имеют 5,1 млн человек, карты Объединенной российской платежной системы (ранее «Сберкарт») – 3,2 млн человек.

«Действительно, карты VISA International и Master Card на сегодняшний день пользуются наибольшим спросом, – констатирует начальник управления методологии розничных продуктов СКБ-банка Виталий Копысов. – Сегодня карты в большинстве случаев используются для перечисления заработной платы и последующих не очень крупных безналичных платежей или же идут «в комплекте» с другими банковскими продуктами: кредитами, дистанционным банковским обслуживанием, расчетным счетом».

В рамках зарплатных проектов компании чаще всего отдают предпочтения картам Visa и ОРПС, на которые приходится 46,8 тыс. и 15,8 тыс. клиентов – юридических лиц соответственно. Зарплату на карты MasterCard начисляют 14,2 тыс. компаний, «Золотая корона» – 12 тыс. юридических лиц.

Сегодня пластиковые карты есть у самых различных категорий населения, у многих людей хранится пять-шесть карт различных банков. Следует отметить, что далеко не все выпущенные банками пластиковые карты активно используются, при этом наблюдается интересная статистика: в общей структуре эмитированных карт доля реально используемых карт «Золотая корона» и ОРПС несравнимо выше, чем Visa и MasterCard. Россияне еще не привыкли в полной мере использовать пластиковые карты как «электронный кошелек» и в основном используют карты для снятия наличных (с этой целью совершается 92,6% операций).

По мнению представителей банков, ожидать дальнейшего прироста рынка пластиковых крат в объемах прошлых лет уже не стоит: возможности для выпуска простых дебетовых карт практически исчерпаны.

«Основная причина замедления динамики состоит в том, что бум раздачи бесплатных дебетовых карт завершился, – говорит Виталий Копысов. – Эпоха, когда банки обращали приоритетное внимание на количественные показатели, а не доходы от бизнеса, постепенно уходит. Банки стали все больше использовать пластиковую карту как универсальное средство, поскольку она идеально подходит к большинству предоставляемых услуг. Исходя из этого вполне вероятно, что в дальнейшем будет расширяться количество продуктовых линеек, где опционально присутствует банковская карта. Платежные системы также продвигают идеи активации платежных карт и меняют позицию в сторону качественной эмиссии».

Дальнейшее развитие рынка пластиковых карт связано прежде всего с освоением сегмента кредитных карт, на долю которых приходится сейчас порядка 10% в общем объеме выпущенных карт.

«Безусловно, сегодняшний показатель – это не предел для российского рынка, обладающего большой емкостью, и количество пластиковых карт будет возрастать, но уже не в таких объемах, – полагает Татьяна Лямина. – Есть основания полагать, что дальнейший прирост объемов «пластика» будет происходить за счет распространения кредитных карт, которые, возможно, в будущем заменят собой потребительские кредиты на небольшие суммы. Многие банки с большим вниманием относятся к программам кредитного "пластика"».

На сегодняшний день Россия имеет достаточно низкий показатель проникновения банковских карточных услуг: сегодня на одного жителя страны приходится менее одной пластиковой карты, в то время как средний мировой показатель – более трех карт. Однако банки заинтересованы в развитии данного направления бизнеса и в сотрудничестве с платежными системами намерены технически совершенствовать карты и расширять дополнительные сервисы.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления