RU74
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Челябинске

Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

ю-в.

736мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Авто Куда ползут цены на бензин?

Куда ползут цены на бензин?

По данным Росстата, в период с 23 по 29 мая бензин вновь подорожал в 56 регионах страны. Наиболее ощутимые изменения коснулись Самары и Ульяновска – там топливо стало дороже на 3,8% и 3,3%. Стабильное повышение цен наблюдается в России с начала года...

По данным Росстата, в период с 23 по 29 мая бензин вновь подорожал в 56 регионах страны. Наиболее ощутимые изменения коснулись Самары и Ульяновска – там топливо стало дороже на 3,8% и 3,3%. Стабильное повышение цен наблюдается в России с начала года.

Причин такого роста оказалось несколько, причем каждая из них могла самостоятельно поднять цены на автозаправках, одна из них – это вступление в силу техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину…», который запрещает продажу бензина стандарта «Евро-2» внутри страны с начала 2011 года. Во-первых, переход на более качественный и экологичный третий класс изначально вел к удорожанию продукции. А во-вторых, многие предприятия просто не успели подготовить свои заводы к работе по новым стандартам – темпы модернизации были в два раза быстрее, чем в Европе. В итоге небольшие нефтяные компании переквалифицировались на «прямогонку», то есть на низкооктановый бензин, который можно продавать за границу по выгодным ценам для дальнейшей переработки. В итоге с внутреннего рынка исчезла значительная часть топлива, которая могла бы здесь реализоваться, не будь запрета на «Евро-2». Это по цепной реакции спровоцировало нехватку бензина, а вместе с ним – и дальнейший рост цен.

Сейчас, чтобы решить проблему, обсуждается инициатива продлить продажу топлива второго класса до конца года. Этот шаг позволит заполнять внутренний рынок дополнительной сотней тысяч тонн продукции ежемесячно. Но, по словам президента Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, это должно сопровождаться существенной градацией акцизов: «Многие компании действительно вложили огромные средства в реконструкцию заводов, выпускают топливо уже четвертого-пятого классов. А некоторые ничего не делали. (…) Если и принимать такое решение, то оно должно сопровождаться дальнейшей дифференциацией акцизов, как это делается сейчас: на топливо второго класса акциз выше, чем на бензин третьего, и так далее. Но разница между акцизами на топливо второго и третьего класса, которая сейчас составляет 400 рублей с тонны, должна быть увеличена», – сказал Евгений Аркуша в интервью «Московским новостям». Например, на рынок Челябинской области продукцию поставляет Омский НПЗ, входящий в состав компании «Газпром нефть». Для выпуска топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5» в прошлом году компания запустила крупнейшую в России и Европе установку «Изомалк-2», потратив около 10 миллиардов рублей.

Еще одна причина удорожания топлива – это общий рост спроса на продукт в связи с растущей автомобилизацией страны и активным сезонным интересом. Но при этом в целом на топливном рынке идет обратный процесс снижения поставок: из-за введения новых экологических стандартов предложение падает, подстегивая ажиотаж. На этой волне предприниматели успевают снимать сливки. Трейдеры покупают на бирже продукт по низким ценам, а потом перепродают его за рубеж по более высоким. Напомним, что в феврале розничные цены на топливо были искусственно заморожены, а мировые продолжали расти. Возникла ситуация, когда экспортные условия оказались выгоднее, чем работа внутри страны, поэтому поставки на экспорт перетянули часть запасов на себя. А именно, по данным Минэнерго, поставки на внутреннем рынке сократились на 10%. В некоторых регионах топлива в свободной продаже почти не оказалось, а если оно и появлялось, то небольшими партиями, которые тут же распродавались трейдерами по ценам выше на три-четыре тысячи рублей за тонну. Независимые компании, которые были вынуждены покупать то, что есть, и при этом держать уровень розничных цен почти неизменным, перешли в режим выживания.

«Операторы АЗС не смогли обеспечить заключение прямых контрактов с НПЗ, своевременно не вышли на биржи, где имелась возможность приобрести дополнительные объемы нефтепродуктов, и не отказались от услуг перекупщиков. Большинство независимых АЗС как раз работали через цепочки трейдеров, которые стали разваливаться, как только начались проблемы», – отметил директор департамента по переработке нефти Минэнерго Петр Дегтярев в интервью «Интерфаксу».

То есть опять мы возвращаемся к тому же итогу – нехватке топлива. Особенно ярко он проявился в тех регионах, где доминируют независимые компании и нет развитой сети АЗС ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний).

Чтобы исключить спекуляцию, нефтяники предлагают временно приостановить реализацию топлива на бирже до момента снятия ажиотажа. В разгар кризиса крупным нефтяным компаниям пришлось буквально спасать водителей, наращивая объемы переработки и отгрузку. Та же «Газпром нефть» в момент сложной топливной ситуации в Тыве (наиболее пострадавшей от весеннего кризиса) поставила в регион в течение мая порядка 2000 тонн 92-го бензина. Хотя здесь у компании нет ни собственных нефтебаз, ни АЗС, ни договорных обязательств. Увеличивались поставки и в Челябинскую область. В целом за прошлый месяц производство высокооктановых бензинов третьего и четвертого классов на одних только НПЗ «Газпром нефти» увеличилось на 28% по сравнению с апрелем этого же года. Таким образом, ВИНКи, поставляя дополнительные партии продукции в регионы и увеличивая объемы производства, пытались победить нехватку топлива.

Помимо всего этого в росте цен «замешана» и растущая налоговая нагрузка на отрасль. С начала этого года, по словам Евгения Аркуши, налоги стали ощутимее на две тысячи рублей за тонну. В целом акцизы с января 2011 года выросли в полтора-два раза: такого скачка не было уже 10 лет! А ведь 60% цены бензина – это налоги: растут отчисления, растет топливный прайс.

На этой волне ФАС России предложила отказаться от дальнейшего повышения акцизов, запланированного на 2012–2013 годы, которое может спровоцировать ежегодный рост цен на 6-8%. Еще один выход, по мнению ведомства, – снижать налоговые ставки, если мировые цены на нефть превышают 90 долларов за баррель.

Чтобы сконцентрировать топливо на внутреннем рынке, с мая правительство установило заградительные пошлины на экспорт топлива. И за этот месяц, по информации Минэнерго, почти весь произведенный бензин остался в России.

«В данный момент наблюдается некоторая стабилизация ситуации. Но как только мы услышим об очередном моратории на повышение цен, в стране опять начнутся перебои с поставками топлива. Необходимо понимать, что любое административное регулирование в условиях рыночных отношений – прямой путь к дефициту и развитию кризисных явлений», – заключает Евгений Аркуша.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления