RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

южн.

745мм 61%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Авто Топливный кризис в Челябинске: главное, без паники!

Топливный кризис в Челябинске: главное, без паники!

В стране возник дефицит топлива. Официальная причина – компании гонят нефть за рубеж по выгодным мировым расценкам. Острую нехватку бензина ощутили на Сахалине, в Новосибирске, Воронеже, Томске, Брянской области, проблема докатилась...

В стране возник дефицит топлива. Официальная причина – компании гонят нефть за рубеж по выгодным мировым расценкам. Острую нехватку бензина ощутили на Сахалине, в Новосибирске, Воронеже, Томске, Брянской области, проблема докатилась до Москвы и Петербурга, но острее всего кризис ударил по Алтайскому краю. С ситуацией разбираются региональные антимонопольные службы, подключена прокуратура, чтобы выявить факты сговора и прекратить дозированный отпуск бензина с АЗС. Между тем сами топливники винят в ситуации правительственную политику сдерживания цен. Челябинский регион пока в стороне от бензиновых передряг – запасы есть, отгрузки плановые, цены более-менее стабильны. Поэтому без паники.

Из разных регионов России ежедневно поступают сигналы тревоги. Первые пришли с Алтайского края, где с 23 апреля остановилась продажа топлива на многих АЗС и отпускалось только на станциях «Роснефти» и «Газпром нефти» по ценам на 20% выше обычных. Причем в один бак заливали не больше 20 литров бензина и только владельцам карт лояльности. В Новокузнецке бензин отгружали только организациям, с которыми уже заключены контракты. Вчера в Томске на заправках выстроились огромные очереди, из-за которых пятая часть автобусного парка не смогла выйти на маршруты. При этом на один автобус независимо от его класса давали по 25 литров топлива – четверти необходимого количества. А цена на него выросла на 16%.

Владимир Путин дал команду разобраться с этим хаосом антимонопольной службе, к которой присоединилась прокуратура. Например, в ходе проверки на Алтайском крае действия компаний «Роснефть» и «Газпром нефть» прокуратурой признаны незаконными, поскольку нарушают права потребителей. В суды направлены иски, а все ограничения по отпуску бензина сняты.

Топливная тема под контролем и в Челябинской УФАС: «Мы сделали запросы по ценам и наличию продукции. Обращались не только к крупным компаниям, но и к независимым хозяйствам. По данным мониторинга на данный момент не выявлено резкого подорожания нефтепродуктов и дефицита, – утверждает пресс-секретарь челябинского УФАС Наталья Мартынюк. – Но сейчас рассматривается обращение НП «Топливная ассоциация Челябинской области» на действия двух существующих в Челябинской области вертикально интегрированных компаний ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Челябинск». Подорожание топлива в опте и одновременное удержание розничных цен делает бизнес независимых хозяйств нерентабельным. Ведется проверка на предмет нарушения антимонопольного законодательства».

Тем временем в обеих компаниях заверяют, что ситуация с поставками и наличием топлива в Челябинской области стабильная: «Пока по Челябинскому филиалу нет никаких вопросов – все поставки и отгрузки осуществляются в плановом режиме, запасы топлива есть, – говорит начальник отдела координации поставок нефтепродуктов и продукции газопереработки ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» Роман Павлов. Однако представитель компании отказался от каких-либо прогнозов на будущее.

«С начала 2011 года «Газпром нефть» увеличила объемы поставок моторных топлив на внутренний рынок на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – ответили нам в пресс-службе «Газпром нефти». – На АЗС компании дефицита топлива нет. Автозаправочные станции полностью обеспечены объемами бензинов и дизельного топлива и работают в обычном режиме».

Челябинским водителям беспокоиться не стоит, заверили нас в центральном офисе компании «Уфаойл-ОПТАН», которая закупает топливо у «Башнефти» и поставляет на фирменные челябинские АЗС: «Трудности возникают у компаний, у которых есть проблемы с планированием. У нас с этим все в порядке. В Челябинской области все отгрузки происходят по плану, никаких сбоев, запасы топлива есть, цены не растут, поэтому нет никаких поводов для паники», – сообщили в департаменте розничного бизнеса компании.

На «разборе полетов» выявились две противоположные точки зрения на ситуацию. Одни видят причины дефицита в монополизме внутреннего рынка, другие, преимущественно сами топливники, – в крайне неэффективной политике правительства по сдерживанию цен.

«До тех пор, пока в России не появится независимая нефтепереработка, конкуренции не будет и такого рода кризисы, как в Алтайском крае, будут возникать постоянно, – цитирует гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова РБК Daily. – Хотя, на мой взгляд, там больше нагнетали панику: прошел слух о том, что бензин исчезнет, поэтому народ начал скупать бензин, который очень быстро закончился. Сомневаюсь, что на внутренний рынок его не поставляют или стали поставлять меньше. Нефтяные компании уверяют, что сейчас работа на внутреннем рынке не очень рентабельна – но на самом деле маржу на этих поставках наши нефтяники получают. Вряд ли они откажутся от нее в пользу экспорта сырой нефти. Из Алтая раздули проблему либо необдуманно, либо специально. Мы ведь понимаем, что есть более глобальная – в виде монополизации внутреннего рынка».

Российский топливный союз, напротив, говорит о трудных условиях работы на внутреннем рынке, которые просто вынуждают компании продавать нефть за границу – мировые цены намного интереснее. Напомним, что в феврале после заявления премьер-министра компаниям пришлось снизить цены в рознице на рубль-два за литр топлива.

«Сложности с приобретением бензина – это не винавертикально интегрированных нефтяных компаний. Они просто действуют в искусственно созданных экономических условиях и реализуют ресурсы там, где им выгодно, – рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в интервью Slon.ru. – Хотя крупных поставщиков у нас всего пять, не стоит везде искать заговоры, когда речь идет об объективных рыночных силах – товар идет туда, где за него больше платят. У ФАС сложились уже определенные стереотипы, она везде видит какой-то заговор, лукавство. Если власти хотят избавиться от дефицита, им надо отменить административное регулирование цен на внутреннем рынке. Ну, я думаю, официально и публично никто не будет давать команду отпустить цены или не препятствовать их повышению. Но проблема в том, что тут придется выбирать: или дефицит бензина, или рост цен».

Кстати, уже вчера руководство «Лукойла» заявило о возможном подорожании на 5-7% из-за роста цены на сырую нефть. Сейчас на челябинских АЗС топливо продают по ценам, близким к февральским, и пока стоимость бензина росла в проблемных регионах, у нас они держались с незначительными изменениями. Кстати, если сравнивать уровень наших цен со столицами, соседними регионами и областями, где наблюдается топливный дефицит, то Челябинск оказывается золотой серединой.

По оценкам ИАЦ «Кортес», рентабельной ценой бензина АИ-92 для топливных компаний является 30 рублей за литр.

Средняя стоимость АИ-92 в регионах (данные Росстата на 18.04.2011)

Динамика цен на челябинских АЗС с 22 по 26 апреля 2011 года (данные Челябинского УФАС)

Цена топлива на челябинских АЗС (28.04.2011)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления