Авто Помощь при ДТП в реальном времени

Помощь при ДТП в реальном времени

На границе Челябинска и Копейска инсценировали ДТП с участием четырех автомобилей и несколькими пострадавшими. На место происшествия прибыли медики, пожарные, инспекторы ДПС для оказания неотложной помощи. Так в режиме реального времени Центр медицины кат

На границе Челябинска и Копейска инсценировали ДТП с участием четырех автомобилей и несколькими пострадавшими. На место происшествия прибыли медики, пожарные, инспекторы ДПС для оказания неотложной помощи. Так в режиме реального времени Центр медицины катастроф проводил выездной семинар для специалистов служб.

Весь процесс начался на станции скорой медицинской помощи города Копейска, куда поступил вызов с места ДТП. Диспетчеры отрабатывали схему получения максимальной полезной информации для медиков, чтобы спрогнозировать возможные последствия и организовать работу на точке. На этом этапе выясняют место и время аварии, количество автомобилей и степень их повреждений (незначительные повреждения кузова, перевернут ли автомобиль, есть ли возгорание, утечка топлива и так далее), какие это машины – грузовые или легковые, сколько возможных пострадавших, есть ли среди них женщины и дети, есть ли погибшие и другую информацию для полной картины.

«Люди, которые попали в эту аварию или стали ее свидетелями, должны понимать, что, принимая звонок, диспетчеры не из праздного любопытства задают все эти вопросы. Чтобы правильно организовать работу, нужно получить максимально полную информацию. Увы, люди, находящиеся в состоянии стресса или шока, зачастую грубят, разговаривают матом с диспетчерами», – говорит директор Областного центра медицины катастроф ГМЛПУЗ Челябинской областной клинической больницы Игорь Ребиков.

Курсы оказания доврачебной помощи
Учебно-методический центр медицины катастроф:
тел.: (351) 237-33-32;
адрес: Челябинск, ул. Свободы, 145а.

В течение двух-трех минут после приема вызова выдвигается бригада скорой помощи. Сколько медиков направят на место аварии, зависит от тяжести инцидента и количества свободных бригад. В нашем случае к стеле отправились три кареты скорой помощи с включенными сиренами. Пункт назначения оказался в минутах пяти-семи езды от станции скорой помощи. Здесь уже находились сотрудники ГИБДД, чуть позже подъехал пожарный автомобиль.

У стелы на границе Челябинска и Копейска столкнулись попарно четыре автомобиля, пострадали не пристегнутые пассажиры. «Они получили черепно-мозговые травмы, рваные раны и переломы конечностей, перелом бедра с дроблением кости и попаданием посторонних предметов», – уточняет заведующий учебно-методическим отделом Центра медицины катастроф Игорь Беспалов.

Сначала все действия отрабатывались на манекенах, потом – на сотрудниках служб. Как правильно извлекать пострадавших, в какие позы укладывать, как остановить кровь, наложить повязку или шину, как сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца – все это демонстрировалось врачами с последующей отработкой.

«На дорогах гибнут миллионы человек, и большинство из них – это молодые люди трудоспособного возраста. Наша задача – научить всех, начиная с водителя и сотрудника ДПС, как правильно оказывать первую медицинскую помощь, подготовить людей психологически к таким чрезвычайным ситуациям», – говорит Игорь Беспалов.

По статистике ГИБДД, в 2010 году на дорогах Челябинской области погибло 622 и пострадали еще 5921 человека.

«Как правило, люди не готовы помочь пострадавшим в авариях, потому что не знают, что делать, или боятся, иногда из-за равнодушия. Поэтому бригады скорой помощи, как правило, приезжают на место и работают с нуля. А ведь правильные действия в первые минуты и в целом в первый золотой час после аварии – самые драгоценные. Научить правильным действиям и подготовить к таким ситуациям – одна из наших задач, потому что даже в специализированных медучреждениях недостаточно часов отводится на медицину катастроф, что уж говорить про автошколы», – продолжает г-н Ребиков.

По оценке специалистов от центра подготовки, врачи справились с задачей на твердую четверку – все пострадавшие, в том числе манекены, были спасены.

«С каждым годом увеличивается количество транспорта, и, к сожалению, растет число дорожных травм. Если пару лет назад они составляли только 8% от общего количества травм, то сейчас их вдвое больше. Это обучение мы проводим, чтобы в случае любой чрезвычайной ситуации сотрудники служб и даже медики не терялись и действовали максимально эффективно – стресс переживают все. Для этого нужно доводить алгоритм до автоматизма», – заключает министр здравоохранения Челябинской области Виталий Тесленко.

Такие обучающие выезды будут проводится в Челябинской области в течение года.

К сожалению, реальная обстановка на дорогах все же далека от лабораторной, воспроизводимой при учениях. И первая проблема – скорость прибытия сотрудников скорой помощи на место ДТП.

«Время доезда до места ДТП ничем не регламентировано, – объясняет главный врач городской станции скорой медицинской помощи Елена Ершова. – Конечно, ни одна машина не простаивает во время срочного вызова, однако скорость доезда до места происшествия зависит от обстоятельств. Например, подстанция скорой помощи, которая обслуживает пригородную часть трассы М-5 до 41 километра, находится на улице Блюхера возле областной больницы, и мы посчитали, что в среднем для прибытия на 41 километр необходимо порядка 44 минут, а ведь могут быть пробки. На трассах есть места, удаленные от пунктов скорой помощи на 60–70 километров, поэтому надеяться на приезд скорой в течение пяти минут не стоит».

Очевидно, что проблема возникает из-за недостаточного количества оборудованных медицинских пунктов как в городе, так и на трассах. Елена Ершова рассказывает о положительном опыте соседней Свердловской области, где вдоль трасс развернули небольшие посты скорой помощи, имеющие оборудование и автомобиль, что позволило радикально сократить время прибытия медиков к месту аварии.

К сожалению, даже при самом оптимистичном раскладе сократить время до уровня 2–3 минут невозможно, поэтому во многих случаях жизнь пострадавших зависит от доврачебной помощи – по закону, водители обязаны это делать. Например, если у пострадавшего остановилось дыхание, мозг будет жить еще в течение нескольких минут, и единственный шанс на спасение – грамотно проведенная искусственная вентиляция легких.

«К сожалению, мы еще ни разу – я подчеркиваю, ни разу! – не имели примеров, когда бы водители оказывали пострадавшим доврачебную помощь, – говорит Елена Ершова. – Более того, не оказывают ее и сотрудники ГИБДД. Максимум, что мы видели – это подложенный под голову валик, но не применяются даже такие элементарные меры, как переворачивание пострадавшего в бессознательном состоянии на бок. А это может спасти человека от западания языка, блокирующего верхние дыхательные пути. Люди стоят вокруг, курят, выясняют, кто виноват в аварии, но ничего не делают для облегчения ее последствий».

Однако стоит ли винить в этом только водителей? Преподавание первой помощи в школах, вузах и даже автошколах больше напоминает формальность, но никаких принудительных мер для обновления и контроля этих знаний в течение водительского стажа нет. Участники и очевидцы ДТП руководствуются принципом «не навреди», предпочитая ждать – иногда такое ожидание оказывается фатальным. Однако, как сказал заместитель начальника УГИБДД Челябинской области Максим Кулешов, прецедентов с возбуждением уголовного дела по статье «Оставление в опасности» против пассивных очевидцев не было. Максимум по ней могут привлечь водителя, спровоцировавшего ДТП с пострадавшими и скрывшегося с места, да и то не всегда.

Однако карательными мерами проблему не решить. Очевидно, что для оказания доврачебной помощи требуется куда более тщательная практическая подготовка водителей. И тем, кто не хочет в какой-то момент стать пассивным свидетелем чьей-то смерти, рекомендуем пройти курсы первой медицинской помощи в учебно-методическом центре медицины катастроф, где практикующие профессионалы обучат основным приемам – остановке кровотечения, восстановлению сердечного ритма и дыхания, иммобилизации и так далее.

Курсы длятся шесть часов (в течение одного дня) и стоят 620 рублей. Записаться можно по телефону: (351) 237-33-32. Адрес: Челябинск, ул. Свободы, 145а.

Фото: Фото Марины Костюченко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления