Правительство РФ готово продлить программу утилизации, поэтому у челябинских водителей появился дополнительный шанс стать участником этого проекта. По предварительным данным, сроки увеличили до начала 2011 года и выделили еще 10 млрд рублей на предоставление скидок и возмещение расходов дилерам.
Премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства оценил эффективность госпрограммы и заявил, что из бюджета будут выделены дополнительные средства на проект: «Деньги на ее реализацию заканчиваются, – сообщает премьер-министр. – Мы выделили в этом году 10,5 миллиарда рублей. Имея в виду позитивный характер развития ситуации, связанной с программой, считаю необходимым увеличить финансирование в текущем году по этой программе еще на десять миллиардов рублей и прошу представить предложения по плавному выходу из этой программы в следующем году».
По поводу иссякающих финансовых ресурсов отчитался министр промышленности и торговли Виктор Христенко, который заявил, что на данный момент осталось порядка 20 тысяч сертификатов из 200 тысяч возможных. Из расчета ежедневных выдач, которые в среднем составляют по 2,5 тысячи свидетельств, этот запас исчерпает себя уже к концу июня.
Пока челябинские дилеры не получили документального подтверждения продления проекта, но этот факт никто из них не оспаривает и все они ожидают соответствующих бумаг из министерства. Плюс ко всему говорят о том, что этот шаг был вполне прогнозируемым.
«Мы не удивлены этим заявлением, поскольку ожидали продления программы, – утверждает начальник отдела маркетинга и рекламы автоцентра «Челябинск-Лада» Светлана Сырцева. – В принципе для продаж это только плюс. Единственное, что хотелось бы наладить на втором этапе – более оперативное обслуживание клиентов. Сейчас существуют большие очереди ожидающих, и мы понимаем их переживания. Важно ведь не просто поставить галочку над выданным сертификатом, но еще и удовлетворить покупателей. Сейчас с этим, к сожалению, проблемы. На данный момент мы продолжаем принимать заявки, но сертификаты не выдаем, поскольку сначала нужно предоставить автомобили по уже имеющимся свидетельствам».
Дилеры отмечают, что за первые четыре месяца произошли корректировки в распределении сил и клиентских потоков. Основными лидерами по-прежнему остаются торговые сети АвтоВАЗа и Renault, но из-за нехватки машин люди меняют ориентиры в сторону других дилерских центров. К примеру, в июне автоцентр «Керг» продал по утильпрограмме первый в городе VW Tiguan стоимостью порядка одного млн рублей.
«Основная проблема в нехватке машин, – считает генеральный директор дилерского центра «Планета Авто» Андрей Кольцук. – Поскольку на Lada и Renault сейчас очереди, люди начинают искать другие варианты, в том числе и более дорогие. Лимит авто стоимостью до 400 тысяч пока исчерпан, поэтому покупатели переключаются на более дорогой сегмент, использую ресурсы льготных кредитов. Это всероссийская тенденция, и она также касается автомобилей Ford».
Г-н Кольцук отметил, что ценность программы теряется из-за повышения стоимости машин производителями – это «съедает» часть льготы. Действительно, в прошлом месяце произошло очередное удорожание «Лады» в среднем на 3-5 тысяч рублей, а с 1 июня Renault также проводит плановое повышение цены на самые ходовые Logan и Sandero в среднем на 10 тысяч рублей, а в июле ожидается подорожание нового Fluence и Megane-хетчбэк. В случае с первыми двумя моделями финансовая выгода от сертификата сокращается сразу на треть, и это так, если не считать индивидуальную ценовую политику дилеров со всевозможными накрутками.
Кстати, за последний месяц список автомобилей, которые можно приобрести по программе утилизации, расширили. И связано это не только с появлением новинок, но и с началом выпуска некоторых моделей в России. Например, VW презентовали свой калужский седан Polo с заявленной стоимостью от 399 тысяч рублей. Кроме того, там же, в Калуге, начали собирать Peugeot 308, который теперь тоже можно купить со скидкой. В общем, производители «раскочегарились», да и внутренние процессы организации программы тоже начинают приходить в норму.
«Хотя мы не получали официального уведомления от Минпромторга и центрального офиса Skoda и основываемся только на устных заявлениях, ситуация действительно похожа на то, что проект продлят, – говорит менеджер по маркетингу и рекламе компании «Легион Моторс» Анастасия Тюленева. – Появились на рынке интересные предложения, ведомство наладило свое программное обеспечение и сообщение между дилерами, уже подписаны документы на возмещение расходов. Теперь, чтобы сократить очереди или по желанию клиента, один автоцентр может выдать сертификат, с которым человек имеет право прийти в другой дилерский центр. А дальше все уже строится на взаимодействии этих автосалонов и регистрационных действиях на сайте минпромторга. В общем, пробный этап завершается, а только сейчас все процессы более-менее налаживаются. Да и желающих сдать свой старый автомобиль меньше не становится».
Точных дат окончания проекта пока нет – предварительно он продлен до конца 2010 года. Поскольку выделена аналогичная сумма на реализацию второго этапа программы, а значит на 200 тысяч машин, то и этих денег может хватить лишь до ноября. Если темпы «освидетельствования» не изменятся, а принципы выдачи сертификатов останутся нерегулируемыми, 10 дополнительных миллиардов хватит ровно до первоначального плана завершения программы осенью этого года.