Октябрь не принес облегчения авторынку, и последствия кризиса становятся все драматичнее. Серьезный удар пришелся по дилерам дорогих автомобилей: в США закрылся крупнейший представитель Lamborghini, обеспечивавший 10% ежегодного сбыта компании. В Великобритании после трех месяцев без единой продажи прекратил существование дилер Bentley в Эксетере.
Спрос на новые автомобили по-прежнему ощутимо ниже прошлогоднего уровня, и продажи растут только в секторе городских малолитражек.
В США некоторые производители рапортуют о накоплении на складах полугодовых запасов автомобилей, а объем продаж в Северной Америке упал до 25-летнего минимума, в Великобритании – до 17-летнего. В Германии продажи сократились на 8%, в Испании – на 40%.
Чтобы снизить затоваривание складов к концу года, многие автопроизводители срочно корректируют объемы выпуска. Это, в свою очередь, приводит ко все новым увольнениям: так, о сокращении 400 человек объявили Jaguar и Land Rover, 300 человек на биржи труда отправляет Bentley. Ряд производителей старается обойтись более мягкими мерами: они вводят сокращенную рабочую неделю, убирают ночные смены или отправляют сотрудников в принудительный отпуск.
Спрос на непроданные автомобили стимулируют с помощью беспрецедентных скидок: например, некоторые дилеры Dodge предлагают при покупке Dodge Avenger второй Avenger бесплатно. Спецпредложения челябинских дилеров премиум-марок отражены в нашем недавнем материале.
Особенно тяжело приходится американским производителям. Показателен пример компании Ford: в то время как на многих рынках Европы продажи остаются более-менее стабильными благодаря ряду актуальных моделей, в США проблемы со спросом на типично американские модели (вроде пикапа F150) привели Ford на грань банкротства. По оценкам аналитиков, если Ford не сократит расходы, имеющихся 19 миллиардов $ хватит компании на семь месяцев.
Производители вносят коррективы и в перспективные планы. Например, BMW отказалась от идеи выпуска роскошного купе-седана BMW CS, который планировался на роль конкурента Porsche Panamera. В качестве причины указывается ощутимое снижение спроса на спорт-седаны, которое, по мнению компании, превращается в устойчивую тенденцию. Скорее всего, CS не последняя жертва кризиса, и до конца года мы услышим о свертывании еще ряда дорогостоящих проектов. Зато наметилась тенденция к выпуску более экономичных и эффективных автомобилей. Так, BMW обещает использовать сэкономленные на проекте CS деньги для совершенствования технологии EfficientDynamic. Или другой характерный пример: Тoyota в срочном порядке внедряет четырехцилиндровые моторы для своего полноразмерного кроссовера Highlander, хотя еще год назад продать в США крупный вседорожный автомобиль с «легковым» двигателем было затруднительно.
Снизился спрос на дорогие автомобили и на вторичном рынке, что уронило цены. Это обстоятельство также не помогает производителям премиум-марок, вроде Bentley, так как в условиях кризиса ценовая вилка между новым и подержанным автомобилем стала особенно заметной.
Зато возрос спрос на автомобильную классику, которая наравне с недвижимостью рассматривается как эффективное средство вложение капитала. Правда, речь идет о действительно редких автомобилях: недавно с аукциона в Лондоне за 4 миллиона $ был продан McLaren F1 с порядковым номером 65 (всего было выпущено 107 автомобилей). Итоговая сумма сделки почти на два миллиона превысила предполагаемую.
Итоги продаж некоторых игроков американского авторынка в октябре 2008 года
Фото: Фото Media.club4x4.ru