×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 74.ru
„итайте нас где удобно
ѕродажа авто, мото


ќбратна€ св€зь
≈сли у вас есть предложени€ или замечани€ о работе наших сайтов, вы можете отправить нам сообщение через форму обратной св€зи.

 онстантин —еверинов

заведующий лаборатори€ми »нститута молекул€рной генетики –јЌ и »нститута биологии гена –јЌ, профессор »нститута микробиологии Waksman (—Ўј) :
Ђјдминистрации некоторых российских вузов ведут себ€ как "крепостники"ї
13 апрел€ 2011

ћикробиолог
 онстантин —еверинов

14 апрел€ у читателей сайта Chelyabinsk.ru была возможность в режиме онлайн пообщатьс€ с российскими учеными, работающими за рубежом:† ‘едором  ондрашовым, доктором биологических наук, заведующим лабораторией Ёволюционной геномики в ÷ентре геномной регул€ции в Ѕарселоне (»спани€) и  онстантином —евериновым, доктором биологических наук, заведующим лаборатори€ми »нститута молекул€рной генетики –јЌ и »нститута биологии гена –јЌ, профессором »нститута микробиологии Waksman (”ниверситет –атгерса (—Ўј))*.

ќни стали гост€ми фестивал€ Ђƒни науки в „ел€бинской областиї, который на этой неделе проходит в столице ёжного ”рала. ”ченые выступают с научно-попул€рными лекци€ми в крупнейших вузах „ел€бинска. Ђƒни наукиї в „ел€бинской области организованы при поддержке фонда ƒмитри€ «имина Ђƒинасти€ї и ћќ” —ќЎ лицей є31. “акже на онлайн-конференции будет присутствовать исполнительный директор фонда некоммерческих программ Ђƒинасти€ї јнна ѕиотровска€. «а п€ть лет своего существовани€ проект Ђƒни наукиї был представлен в различных уголках страны, от Ѕалтийского мор€ до ƒальнего ¬остока: в  алининграде, ≈катеринбурге, “омске,  расно€рске, »ркутске и јнгарске, „ебоксарах,  раснодаре, —анкт-ѕетербурге, ¬ладивостоке, ’абаровске, јрхангельской и –остовской област€х и во всероссийском детском центре Ђќрленокї. «а все врем€ существовани€ проекта его меропри€ти€ посетило более 15 тыс€ч человек.

Ќасколько принципиальны различи€ между системами школьного и университетского образовани€ в –оссии и за рубежом? Ќасколько реально, окончив школу в –оссии, поступить на бюджет в зарубежный университет?  ак наши гости оценивают современный уровень высшего образовани€ в –оссии?  ак построена научна€ работа за рубежом?  акие открыти€ совершены в науке?

Ёти и другие вопросы вы могли задать ученым в ходе онлайн-конференции.

*   сожалению, кандидат физико-математических наук, сотрудник »нститута математики —ќ –јЌ (Ќовосибирск) и Ћьежского университета (Ѕельги€) »горь »ванов из-за изменившегос€ графика встреч не смог присутствовать на онлайн-конференции.

ѕросмотров: 17 241
¬опросы читателей:
¬сего вопросов: 33 ¬сего ответов: 25
—траницы:  1-25   26-33  >> последн€€

 онстантин —еверинов, ‘едор... 11:15 14.04.2011

 .—.: ¬ заключение этой захватывающей, интересной беседы мы хотели бы искренне поблагодарить всех, кто задал такие интересные и порой провокационные вопросы. ћы надеемс€, что на те вопросы, на которые мы не смогли ответить сейчас, нам удастс€ ответить на досуге, так как нас не пустили в ќзерск и —нежинск, как, по-видимому, иностранных шпионов и агентов јнтанты. ¬се наши коллеги, принимающие участие в фестивале науки, сегодн€ уехали читать лекции и проводить мастер-классы в ќзерск. ј мы (‘едор,  онстантин и »горь) остались в „ел€бинске, так что времени у нас теперь много.


‘. .: я тоже очень огорчен отказом в возможности преподавани€ школьникам ќзерска и —нежинска и не могу представить ни одной разумной схемы, котора€ могла бы оправдать такой отказ. ¬озможно, единственный положительный аспект такого отказа заключаетс€ в том, что теперь у нас с  остей есть достаточно времени, чтобы в течение сегодн€шнего дн€ ответить на оставшиес€ вопросы. ¬опросы были интересные, спасибо.

анастаси€ 09:59 14.04.2011
- ¬опрос ко всем: чем вы занимаетесь кроме науки? может быть, у вас есть какие-то необычные увлечени€? вообще есть ли свободное врем€ при таком плотном графике работы в двух странах?

‘. .: ” мен€, конечно же, есть различные увлечени€ кроме науки. ¬ частности, люблю общение с интересными людьми. Ќо с тех пор, как у мен€ по€вилась сво€ лаборатори€, времени и свободных Ђвалентностейї в мозгу стало настолько мало, что времени ни на что не нахожу. ” мен€ даже не хватает времени и сил нормально сесть за изучение испанского €зыка. ’оть наш институт в Ѕарселоне полностью англо€зычный, а влитьс€ в местную жизнь за его стенами хочетс€.

јнфиса 09:56 14.04.2011
- «дравствуйте! –асскажите о ваших научных планах на ближайшее будущее? какие направлени€ будете исследовать, что собираетесь открыть? Ќаверное, вопрос ко всем участникам. —пасибо!

 .—.:†¬ широком смысле, нас интересует вопрос о том, как бактерии принимают решение о включении или выключении разных генов при изменении условий внешней среды. ѕрирода таких изменений может быть самой разной: например, по€вление антибиотиков, изменение источника пищи, температуры или проникновение в бактериальную клетку вируса Ц бактериофага. ѕри этом решение об изменении спектра активных генов должно быть Ђразумної в том смысле, что оно увеличивает шансы клетки на выживание. ¬ последние несколько лет была открыта очень удивительна€ система защиты бактериальной клетки от бактериофагов, котора€ называетс€ CRISPR/Cas. ”дивительна она потому, что €вл€етс€ системой адаптивного иммунитета и в определенном смысле действует по ламарковским правилам: бактери€ Ђрешаетї стать устойчивой к вирусу только после того, как она с этим вирусом встретилась. Ёто совершенно отлично от привычной дарвиновской парадигмы, когда различные мутантные формы, в том числе формы устойчивые к вирусу предсуществуют в попул€ции и лишь отбираютс€ после добавлени€ вируса. ћолекул€рные механизмы адаптивного иммунитета у бактерий совершенно непон€тны. ћне кажетс€, крайне захватывающим в этом разобратьс€. “ак что в течение нескольких лет мы, а также наши коллеги и конкуренты из нескольких дес€тков европейских и американских лабораторий будем этим активно заниматьс€.

„ел€бинец 09:19 14.04.2011
- ƒень добрый, уважаемые ученые. ¬опрос к ‘едору и  онстантину (извин€юсь если не по профилю).  ак ¬ы относитесь к проблеме ¬ѕ„ (¬ируса ѕапиломы „еловека)? »нтернет пестрит публикаци€ми против вакцинации и стать€ми о медицинских корпораци€х, делающих миллионы €кобы на раздутой и не до конца исследованной проблеме.  ак на самом деле обстоит дело с этим в других цивилизованных странах? ”дачи ¬ам и дальнейшего продвижени€ в профессиональной карьере!!!

 .—.:†я не специалист в этой области, особенно в том, что касаетс€ проблемы зловещих Ђмедицинский корпорацийї, наживающихс€ на людских
несчасть€х. ћне така€ конспирологическа€ точка зрени€ не близка. ¬едь в
услови€х очень жесткой конкуренции между крупными фармакологическими
компани€ми, конкретной компании нажитьс€ на искусственно созданной проблеме или
не качественном лекарстве довольно сложно. —корее, такую ситуацию можно
представить в –оссии, где в услови€х мощной господдержки и отсутствии грамотной экспертизы,
возникают национальные антивирусные лекарства Ђблокбастерыї, эффективность действи€
которых совершенно не доказана. ¬озвраща€сь к проблеме ¬ѕ„, с точки зрени€
молекул€рной биологии, совершенно пон€тно что такой вирус может
способствовать раковому перерождению клетки.  роме того, имеетс€ очень
значительный объем эпидемиологических данных, свидетельствующих о статистически
достоверной коррел€ции между носительством этого вируса и раком шейки матки.

ƒавид ќ 08:15 14.04.2011
- ¬аше отношение к известной дискуссии о том, что давно пора все российские естественнонаучные журналы издавать только по-английски.  роме попул€рных. »здание на русском (тем более на украинском или казахском) превращаетс€ в обременительную формальность, так как изначально текст уже пишетс€ по-английски.

 .—.: ” мен€ есть всего пара статей в русских журналах. я их вынужден был опубликовать дл€ того, чтобы защитить докторскую диссертацию. “ак как сотни с лишним статей в международных журналах оказалось дл€ этого недостаточно. :) Ќи на одну из этих русско€зычных статей, которые были опубликованы более п€ти лет назад, не по€вилось пока что ни одной ссылки. Ёто означает, что они оказались полностью незамеченными научным сообществом. ¬ моей русской лаборатории € посто€нно борюсь с желанием аспирантов опубликовать, дешево и сердито, что-нибудь в русском журнале дл€ того, чтобы получить галочку в отчетах по грантам или защитить диссертацию. Ќа мой взгл€д, публикаци€ оригинальных научных данных должна осуществл€тьс€ в международных журналах.


‘. .: ¬ дискурсе в –оссии, который происходит вокруг этой темы, часто игнорируютс€ интересы конкретных ученых. ј любой здравомысл€щий руководитель лаборатории должен настаивать на том, чтобы его сотрудники публиковались в наиболее авторитетных журналах. ѕозывы публиковатьс€ на русском €зыке или в неавторитетных журналах нанос€т конкретный вред тем люд€м, которые этому совету следуют. ѕоэтому в этой дискуссии важно на первое место поставить успех конкретных ученых, и работающих в –оссии в том числе, что означает публикации трудов в наиболее сильных журналах. ¬ыживут или нет русские журналы при таком подходе, зависит только от того, насколько грамотно и профессионально редакторы русских журналов смогут подн€ть их уровень. Ќа первом месте должны сто€ть ученые, и только на втором Ц мнима€ гордость за Ђдержавуї, котора€ почему-то определ€етс€ не успехами наших ученых на международном уровне, а наличием или нет русских журналов.

–усский кот русский 20:26 13.04.2011
- ƒоказала ли генетика происхождение обезь€ны от человека? »ли межвидова€ эволюци€ по-прежнему остаетс€ всего лишь гипотезой?

 .—.: ѕон€тно, что у обезь€ны и человека есть общий предок. Ёто €сно даже без вс€кой генетики, просто сравнив анатомию этих двух организмов, становитс€ очевидно, что они очень похожи. ј то, что показала геномика Ц наука, котора€ позвол€ет сравнивать последовательности генов, Ц это то, что обезь€ны действительно €вл€ютс€ ближайшими родственниками человека. “ак, 99% генетической информации, котора€ есть у нас, есть и у обезь€н в совершенно неизменном виде. ѕредставить, что такой уровень идентичности возник независимо и случайно, невозможно.


‘. .: “ут важно делать некое разделение на функциональные и нефункциональные участки генома, потому что можно представить, что участки ƒЌ , которые делают что-то важное в геномах человека и обезь€ны, очень похожи только потому, что они несут ту же самую функцию. Ќо сходства на генетическом уровне у человека и шимпанзе, о котором говорил  ост€, относитс€ не только к тем участкам, которые реально что-то делают, то также и к участкам, которые не несут никакой функции в принципе. » поэтому именно колоссальное сходство совершенно никому не нужной ƒЌ  €вл€етс€ самым принципиальным доказательством общего происхождени€.



 .—.: —равнение последовательности ƒЌ  показывает, что все живое на земле св€зано друг с другом, как св€заны между собой, например, романские €зыки, которые имеют один корень. ¬ этом смысле анализ последовательности ƒЌ  сродни анализу текстов, только биологические тексты написаны алфавитом из четырех букв: ј, √, “, ÷. ќбщее происхождение этих текстов у всех живых организмов, обитающих на «емле, не вызывает сомнени€.

ѕавел 20:16 13.04.2011
- ƒобрый день!  ак вы оцениваете текущее состо€ние такого направлени€ молекул€рной биологии, как генна€ терапи€, какие видите перспективы его развити€?

 .—.: √енна€ терапи€ Ц это не молекул€рна€ биологи€, котора€, в общем-то, довольно узка€ наука, а скорее, биомедицина или то, что переводе с английского может звучать как наука о жизни. Ёто очень перспективное направление, которое позволит в недалеком будущем корректировать некоторые генетические заболевани€ и лечить некоторые типы рака, такие, как лимфома. ѕроцедура в общем виде состоит в получении образца клеток больного, коррекции генетических дефектов, а затем Ц замещении больных клеток модифицированными клетками. ѕон€тно, что в ходе такой процедуры не возникают проблемы иммуноотторжени€, которые ограничивают терапии, св€занные с замещением клеток с использованием доноров. —ледует подчеркнуть, что на сегодн€шний момент такие терапии наход€тс€ в стадии разработки. ≈сть несколько случаев успешного применени€ такого подхода, но их буквально единицы. Ќесколько смертельных исходов, произошедших после введени€ генно-модифицированнных клеток больных, Ђотбросилиї эти подходы в стадию Ќ»–. ѕоэтому широкого внедрени€ их в медицинскую практику можно ожидать лишь лет через 5-10.

ќн 18:30 13.04.2011
-  ак вы относитесь к тому, что в российских вузах сейчас большую силу приобретают националистические молодежные группировки?  ак с этим можно боротьс€?

‘. .: ћне кажетс€, что это свойство не только вузов, но и общества в целом. ƒл€ того, чтобы понимать, что с этим делать, нужно понимать, почему молодые, а иногда не очень молодые люди станов€тс€ приверженцами таких взгл€дов. ƒл€ этого нужна возможность свободного обсуждени€ в обществе и в —ћ», а также свободное и ответственное политическое пространство, что, наверное, нереально в нынешних услови€х. ¬ целом, мне кажетс€, что люди доход€т до таких взгл€дов, а иногда и действий, не от хорошей жизни, и долгосрочна€ стратеги€ развити€ толерантного общества должна включать улучшение качества жизни населени€.

јнатолий Ќ. 18:26 13.04.2011
- ¬се крупнейшие вузы за рубежом - частные, горд€тс€ своей независимостью, и государство не может повли€ть на политику в них (тот же …ель, ѕринстон). ” нас же ситуаци€ обратна€: государственный = надежный. „астным не довер€ют.  ак вы думаете, почему в –оссии складываетс€ така€ ситуаци€, и изменитс€ ли такое отношение когда-нибудь?

‘. .: Ёто в каком-то смысле правда, что разница между российской организацией науки и более западной в том, что в Ўтатах большое количество исследований проводитс€ в частных университетах. ¬ –оссии это не так по двум причинам, как мне кажетс€. ¬о-первых, в –оссии нет исторического опыта работы частных университетов, поэтому очевидно, что когда пытаешьс€ организовать новый университет, дл€ того чтобы подн€ть университет с нул€, набрать преподавательский состав, требуетс€ очень много времени и средств. Ќи того, ни другого в современной –оссии еще не было. ¬о-вторых, схема государственного вли€ни€ на образование не способствует развитию системы, в которой могут по€витьс€ сильные частные университеты.


 .—.: Ќе все крупнейшие вузы за рубежом частные. » упом€нутые вами не самые большие. Ќедавно было проведено исследование престижности американских вузов с точки зрени€ публикаций в самых известных научных журналах, и объединенна€ система государственного университета  алифорнии с легкостью Ђбьетї √арвард, …ель и все остальные частные университеты Ћиги плюща. — другой стороны, государство как федеральное правительство имеет очень ограниченную возможность вли€ни€ на нечастные, публичные вузы, которые работают по системе университетского самоуправлени€. ќсновной рычаг Ц это деньги за счет государственных контрактов в грантов, и когда государство перестает их выдавать, что иногда случаетс€, как например, в марте этого года, когда  онгресс не мог договоритьс€ с администрацией ќбамы о федеральном бюджете, совершенно одинаково страдают и частные, и публичные вузы.

¬асилий 18:23 13.04.2011
- ¬сем ученым  то из ведущих специалистов в вашей области в свое врем€ был дл€ вас авторитетом?  то повли€л на выбор жизненного пути?

‘. .: я происхожу из семьи ученых, и поэтому, конечно же, семейное вли€ние в какой-то степени определило мой выбор. Ќо помимо такого семейного воспитани€ на мен€ повли€ли конкретные люди, с которыми € работал в начале своей карьеры, в частности ≈вгений  унин, который €вл€етс€ заведующим лабораторией в государственных институтах здоровь€ в —Ўј, и, наверное, самым обширным списком публикаций из всех русско€зычных ученых.  роме его научной величины на мен€ очень сильно повли€л его подход к науке и внутренн€€ честность и достоинство, особенно по отношению другим ученым. ¬ интеллектуальной плоскости на мен€ сильно повли€ли работы ƒжона ћейнарда —мита, британского теоретика-биолога, в частности его способность объ€сн€ть сложные вещи очень доступным способом.

јннушка 18:22 13.04.2011
- ¬ каком из городов –оссии, в которых вы побывали во врем€ участи€ в проекте, вам понравилось больше всего?  акой наиболее перспективен с научной точки зрени€?

‘. .: я люблю путешествовать, поэтому не могу сказать, где мне понравилось больше: везде интересно и хорошо по-своему. √де лучше заниматьс€ наукой, сказать очень сложно, так как в –оссии везде ей заниматьс€ затруднительно. Ќо пон€тно, что в наукоградах и в ћоскве зан€тие наукой проще.

Ћелик »ванову 18:20 13.04.2011
- ћечтали ли вы в детстве стать космонавтом?

‘. .: Ёта мечта никуда не делась.

јндрей ¬адимович 18:19 13.04.2011
- ¬ы уже наверн€ка побывали на меропри€ти€х Ђнедели наукиї? „то вам запомнилось больше всего? „то не понравилось?

‘. .: ћне очень нрав€тс€ представлени€ “еатра занимательной науки. ≈сли у кого-то есть возможность выбратьс€ и посмотреть, очень советую посетить их представление.

Ћана 18:18 13.04.2011
- —кучаете ли вы по –одине, когда преподаете за границей?

‘. .: я вообще очень редко скучаю, так как посто€нно что-то делаю и вообще не склонен к этому состо€нию. Ќо то, что действительно посещает мои желани€ вновь и вновь† Ц это возможность путешествий по природе в –оссии. ” нас ещЄ очень много лесов, тайги, гор и тундры, и при любой возможности € стараюсь поехать в экспедицию в какую-то глушь. ѕрошлым летом мы организовали орнитологическую экспедицию на реку ќлЄкма в якутии, а до этого € два сезона провЄл на „укотке. Ќадеюсь, и этим летом мне удастс€ выбратьс€ с какой-то научной задачей.

јлик 18:15 13.04.2011
-  ак можно посетить ваши лекции в „ел€бинске? ¬ход свободный?

ј.ѕ.: ¬се лекции и событи€ фестивал€ Ц бесплатные.


Ќа некоторые, например, на представлени€ “еатра занимательной науки, необходима запись. ѕредставлени€ провод€тс€ во ƒворце пионеров и школьников им. Ќ. .  рупской.


¬ „ел€бинске 17 апрел€ пройдет еще показ научно-попул€рных фильмов Ђќт јдама до атомаї с участием заведующего лабораторией »нститута общей генетики им. Ќ.». ¬авилова –јЌ, профессора —ерге€ Ћьвовича  исилева.


ј 18 апрел€ Ц последний наш день в „ел€бинске Ц помимо представлений “еатра занимательной науки, пройдут лекции —ерге€ јрктуровича язева (директора астрономической обсерватории »ркутского государственного университета) Ђ„еловек в космосеї Ц во ƒворце пионеров и школьников им. Ќ. .  рупской (в 13:15), а также встреча —ерге€ јрктуровича с  лубом юных астрономов.


¬ 77 Ћицее состоитс€ лекци€ ‘едора  ондрашова Ђ√енетические основы персонализируемой медициныї (в 15:00).


ј в ёжно-”ральском государственном университете, конференц-зале Ђ—игмаї состоитс€ лекци€ »гор€ »ванова ЂЅольшой адронный коллайдерї (в 16:00).

»сполнительному директору... 18:14 13.04.2011
- «а счет чего существует фонд? «а счет добровольных пожертвований? ¬ чем заключаетс€ помощь ученым помимо организации акций-путешествий

‘онд существует за счет денег ƒмитри€ Ѕорисовича «имина Ц человека, который основал компанию Ђ¬ымпел омї, “ћ ЂЅилайнї. ѕосле ухода в отставку в 2002 г. ƒмитрий Ѕорисович основал фонд Ђƒинасти€ї. ‘онд существует на процент от вложенного капитала. ћы не принимаем частные пожертвовани€ на данный момент, то есть живем за счет денег семьи «имина. ‘онд был первым семейным благотворительным фондом. —ейчас им управл€ет совет фонда. ѕомимо организации Ђакций путешествийї, которые мы называем фестивалем Ђƒни наукиї, у нас в течение года реализуетс€ около 25 программ. —амые большие из них Ц это программа поддержки молодых ученых, физиков-теоретиков, молодых математиков, учителей химии, биологии, физики, математики средней школы, программа поддержки проектов по работе с детьми и целый р€д программ в области попул€ризации науки.

≈жик в тумане 18:13 13.04.2011
- ‘едору  ондрашову  ем вы видите себ€ в науке через 10 лет?  ак будут дальше развиватьс€ биологи€ и экологи€?

‘. .: Ѕиологи€ последние 10-20 лет развиваетс€ в сторону понимани€ и описани€ молекул€рного уровн€ организации живых существ.   счастью дл€ нас, этот мир настолько огромен, что его хватит на нашу жизнь. ¬ следующие 10 лет будут происходить изменени€ в технологи€х, которые мы используем дл€ таких исследований.  акие-то вещи, например, сиквенирование и другие подходы, которые позвол€ют исследовать много молекул сразу, станут более дешЄвыми и доступными, в том числе и в применении в медицине. Ќо мы уже сейчас производим такое количество данных, что буквально через 3-5 лет человечество ЂзахлебнЄтс€ї в их потоке. —иквенаторы ускор€ютс€ так быстро, что компьютерна€ индустри€ не успевает выводить на рынок новые более Ємкие жЄсткие диски достаточно быстро. „ерез 10 лет нас спасут или квантовые компьютеры (если физики не подкачают), или придЄтс€ ограничивать наши исследовани€ не способностью получить данные, а способностью эти данные сохранить. „ем € сам буду заниматьс€, не знаю, но в »спании у мен€ контракт заканчиваетс€ через 7 лет, без возможности продлени€, и € надеюсь получить новую работу и, скорее всего, вернусь с Ўтаты.

јндреев 18:11 13.04.2011
- Ќасколько сильно отличаютс€ наши и зарубежные студенты? ƒл€ кого преподавать интереснее?

»нтереснее всего преподавать дл€ сильных и заинтересованных
студентов. » разнообразных. ќт зан€тий с такими студентами получаешь
удовольствие, к ним готовишьс€ и, следовательно, растешь профессионально.
—туденты, которых € учу в —Ўј, в ћ√” и ѕущ√”, во многом похожи. јмериканские
студенты несколько больше ориентированы на карьеру, а именно Ц на поступление в
медицинскую школу. ƒл€ этого им нужно усвоить определенную сумму знаний и иметь
очень высокие отметки. –ади этого некоторые из них готовы канючить и всеми
правдами и неправдами узнать, какие вопросы будут на экзамене. Ётого € им,
естественно, не говорю. — другой стороны, они часто приход€т и прос€т разобрать
с ними ответы на прошлогодние экзаменационные вопросы, и € должен им в этом помочь.
–оссийские студенты обычно так не поступают и в целом меньше идут на контакт.
«а то многие из них интересуютс€ практической стороной поступлени€ в зарубежную
аспирантуру. ѕо пон€тным причинам американцы такого рода вопросы не задают.

√ном 18:08 13.04.2011
-  онстантину —еверинову  ак вы в свое врем€ выбрали будущую специальность?

ћои родители по образованию Ц физики, но в семье еще от
прабабушки по материнской линии были люди с университетским образованием и
св€занные с медициной. я решил, что стану биологом в шесть лет. Ќа мой выбор
повли€ли фильмы ∆ака »ва  усто, несколько книг и общение с јлексеем “уровским,
университетским товарищем отца, замечательным биологом, художником и
рассказчиком.†ќн и сейчас ведет детские радиопередачи в Ёстонии, откуда €
родом, о жизни животных и издал иллюстрированную детскую энциклопедию о
животных.†«атем, как € думаю, у очень многих ученых моего возраста была
очарованность романом†Ђѕонедельник начинаетс€ в субботуї —тругацких,
желание работать в таком волшебном институте и не знать и не видеть разницу
между работой и Ђнеработойї (последнее желание, надо сказать, реализовалось в полной мере). †ј потом € по примеру своего д€ди хотел
учитьс€ в ћ√”, не где-нибудь, а в башне √лавного корпуса, и только после
поступлени€ на биофак осознал, что учитьс€ буду в совсем другом здании.

јнатолий √ерманович 18:07 13.04.2011
-  ак вы относитесь к тому, что вузы в –оссии в 2011 полностью перейдут на бакалавриат и магистратуру? Ќасколько по вашему полезна эта подстройка под европейские стандарты? „ем был плох специалитет?

‘. .: ћне кажетс€, что этот вопрос в двух част€х: перва€ Ц это то, почему така€ система существует и откуда она пришла, а второе Ц как происходит ее внедрение в –оссии. ѕерва€ часть. Ёта система 4-летнего обучени€ развивалась в —Ўј с совершенно другой философией высшего образовани€. ¬ рамках этой системы Ц бакалавриат и магистратура Ц за первые 4 года обучени€ у студента существует больша€ сфера дл€ эксперимента над собственным образованием. »меетс€ в виду то, что студент, обучающийс€ в университете, имеет право Ц и часто им пользуетс€ Ц изучени€ разных предметов. ¬ частности, студенты в американских вузах поступают не на факультет, а в университет в целом. ¬ рамках такого обучени€ студенты могут слушать курсы от любого департамента или факультета этого университета. ѕоэтому первые 4 года обучени€ в большой степени направлены на то, чтобы дать возможность студенту определитьс€ со своими научными или интеллектуальными интересами. —ледующие 2 года обучени€, то есть магистратура, направлены на более детальное и углубленное изучение конкретной тематики. —хема образовани€ специалистов с самого начала обучени€ направлена на получение специальности, а не интеллектуального поиска своих способностей и интересов. ќсновна€ проблема внедрени€ такой системы в –оссии Ц непонимание, откуда она вз€лась и неизменение узкой специализации студентов с самого начала обучени€ в университете. Ћучше или хуже Ц это вопрос скорее личного характера. Ќо € как человек, который обучалс€ по системе бакалавриата и магистратуры могу сказать, что мне лично помог такой формат обучени€, когда у мен€ была возможность попробовать разные вещи в ходе своего образовани€.


 .—.: Ѕольшинство американских студентов получают бакалавра в одном университете, а мастера Ц в совершенно другом месте. “ака€ мобильность очень существенна дл€ их образовани€ и расширени€ их научного горизонта. ¬ –оссии, где есть проблема с мобильностью, организовать свободный поток студентов между вузами внутри страны будет довольно сложно. Ѕолее того, уже сейчас встречаютс€ случаи Ђкрепостничестваї со стороны администрации вузов, которые пытаютс€ административными методами направить своих выпускников-бакалавров в свою же магистратуру. ƒелаетс€ это дл€ заполнени€ магистрантских позиций, о чем пишутс€ отчеты в ћинистерство образовани€ и за счет чего получаютс€ бюджетные деньги. Ќо сами студенты от этого, на мой взгл€д, оказываютс€ в проигрыше.

√еном 18:06 13.04.2011
- „то вы думаете о генотип-модифицированных продуктах? Ќасколько они вредны

 .—.: Ќет никаких данных о том, что генно-модифицированные продукты вредны. ѕосле введени€ генно-модифицированных растений в сельскохоз€йственную практику поднималс€ вопрос о том, что за счет переноса генов будет происходить перенос Ђчужеродныхї генов, обеспечивающих устойчивость генно-модифицированных растений к сельскохоз€йственным вредител€м в окружающие природные растени€. ќднако все исследовани€, которые были проведены, показывают, что это не так. ѕротивники √ћќ считают, что потребление в пищу генно-модифицированных организмов может привести к наследуемым изменени€м в геноме человека, бесплодию и т.д. —овременной науке неизвестны механизмы, которые могли бы обеспечить передачу генных признаков от потребл€емой нами пищи в наш собственный геном, и тем более в геном половых клеток. ≈сли бы такие механизмы существовали, то мы бы стали химерами за счет встраивани€ генов тех растений и животных, которые человечество потребл€ет на прот€жении всей своей истории. ¬опрос о √ћќ и его использовании на самом деле экономический вопрос. — одной стороны, использование √ћќ позвол€ет резко повысить урожай, сократить использование пахотных земель, в конечном счете решить проблему питани€ дл€ все увеличивающегос€ населени€ «емли. ј с другой, Ц уменьшить количество используемых пестицидов и антибиотиков, которые нанос€т не виртуальный, а реальный вред человеческому здоровью.

ƒмитрий јлексеевич 18:03 13.04.2011
-  о всем участникам конференции  ак вы относитесь к инициативе президента о будущем сокращении числа вузов и о реорганизации р€да вузов в ссузы?

‘. .:   самой инициативе € отношусь никак, потому что, по моему мнению, организаци€ высшего образовани€ в целом и его регулирование в частности не должны происходить на уровне президента. “о, что глава государства решает, кто будет ректором ћ√”, или во сколько мест может подать документы абитуриент Ц это нонсенс. ƒл€ того, чтобы развивать образование, государству необходимо максимально способствовать развитию частных университетов, колледжей и институтов и поддерживать уже сформировавшиес€ вузы на конкурентной основе, а не пытатьс€ заниматьс€ ручным управлением.

‘едору  ондрашову 18:00 13.04.2011
- «дравствуйте, ‘едор!  ак вам в свое врем€ удалось поступить в —аймонс –ок  олледж? ¬ы учились на бюджете? “оже мечтаю св€зать свою жизнь с генетикой. «аканчиваю биофак „ел√”, предлагают работу в ќзерске. —тоит ли соглашатьс€? ≈сли перспектива потом попасть на работу в јмериканские университеты? »ли проживание в закрытом городе может сыграть свою роль?

‘. .: ¬ момент поступлени€ в колледж € уже был резидентом —Ўј, что позволило мне получить государственный кредит на обучение, который мне ещЄ выплачивать несколько лет. ¬ принципе, ничего страшного в работе в ќзЄрске нет, и то, что этот город закрытый, никак не повли€ет на формальности приезда в —Ўј. ¬сЄ зависит от того, какие перспективы на том месте, куда вас приглашают. —ейчас наука всЄ более интернационализируетс€ (в моей лаборатории работают люди из п€ти разных стран) и закрытость города ќзЄрска, как мне кажетс€, может отрицательно сказатьс€ на вашей возможности открыто заниматьс€ наукой именно там.

≈лена 17:56 13.04.2011
- ћожно ли заказать пол будущего ребенка?

Ќет, этого сделать нельз€, во вс€ком случае, при естественном
зачатии.

јлександр 17:13 13.04.2011
- «дравствуйте! 1. ѕожалуйста, дайте по 5 балльной шкале оценку качеству подготовки в вузах –оссии. 2. Ќасколько сильно отличаютс€ наши и зарубежные студенты? ƒл€ кого преподавать интереснее?

 .—.: 1.†Ќа этот вопрос, наверное, невозможно дать однозначный ответ, так как вузов много и они очень разные. ¬ той области, котора€ не близка, неплохое образование дает лишь несколько вузов: Ќ√”, ћ√”, ѕущ√” и ѕервый московский мед. (пор€док произвольный). ѕричем качество образовани€ по современным наукам о жизни в этих ¬”«ах заведомо ниже, чем в лучших (и даже средних) университетах —Ўј, в частности потому, что отсутствует необходима€ приборна€ база, и нет штатных преподавателей, активно ведущих научные исследовани€ (последнее в меньшей мере относитс€ к Ќ√”). ¬ тех провинциальных вузах, в которых мне довелось побывать, уровень обучени€ специалистов биологических специальностей не высокий. — другой стороны, так как хороших вузов моей специализации мало, а страна у нас больша€ и талантливые дети есть всегда, качество студентов на входе в элитные вузы оказываетс€ высоким. ѕоэтому, собственно уровень обучени€ оказываетс€, не так важен, студенты будут приобретать знани€, даже если их не будут учить. “ак что, на мой взгл€д, топовые вузы заслуживают четверки, а остальные, наверное, ближе к двойке.


‘.—.: ќни очень разные. ¬ –оссии ћ√” собирает элиту со всей страны, и в среднем студенты необычайно сильные. ¬ Ўтатах сильных вузов очень много, и сильные студенты Ђразмазаныї по всей стране. ≈щЄ вносит свою специфику то, что лекции в –оссии слушают только те, кто учитс€ на биологическом факультете, а в Ўтатах на практически любой курс, особенно начального уровн€, может записатьс€ любой студент университета. Ќу, и всЄ сильно зависит от конкретного вуза. ќднозначно не могу ответить, и вообще к каждой аудитории приходитс€ подстраиватьс€ индивидуально, даже в рамках одного университета.

—траницы:  1-25   26-33  >> последн€€

ѕоиск на сайте